ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Перед офисом народного защитника Грузии в Тбилиси сегодня прошла акция в поддержку Цотнэ Мамулашвили и Джабы Ломидзе, обвиняемых в ограблении ломбарда. С протестующими встретился заместитель омбудсмена Паата Балтадзе.
Как сообщал "Кавказский узел", по версии следователей МВД, 21 января 2013 года Цотнэ Мамулашвили в сговоре с автомастером Джабой Ломидзе вошли в помещение ломбарда и под угрозой оружия заставили кассира отдать всю находившуюся у нее сумму денег. 13 февраля следователи МВД задержали Джабу Ломидзе, а 14 февраля в полицейский участок был доставлен Цотнэ Мамулашвили. Также по делу проходят Лаша Джамбазашвили и Мамука Бокашвили.
Цотнэ Мамулашвили - художник, фотограф, дизайнер-иллюстратор, режиссер. Он преподавал в Академии художеств Грузии, был военным экспертом и экспертом по вопросам вооружения в Информационном центре НАТО, работал дизайнером в мэрии Тбилиси, является автором четырех сценариев, он сын известной общественной деятельницы, члена "Демократической партии Грузии" Майи Орджоникидзе, внук знаменитой поэтессы Изы Орджоникидзе.
"Кавказский узел" представляет видеосюжет на эту тему.
"Джаба Ломидзе был вынужден дать показания против себя"
Организаторами прошедшей сегодня в Тбилиси акции выступили представители гражданского сектора, знакомые с семьей Мамулашвили по публикациям в "Живом журнале" и в социальной сети Facebook.
"Мы считаем своим долгом поддержать Майю Орджоникидзе и ее сына Цотнэ Мамулашвили, а также привлечь внимание общественности к происходящей несправедливости", - заявила в интервью корреспонденту "Кавказского узла" организатор акции Тамара Цицишвили.
Участники акции передали омбудсмену заявление по поводу Джабы Ломидзе. В нем сообщается о том, что Ломидзе был вынужден дать показания против себя, Цотнэ Мамулашвили и еще двоих фигурантов дела, подвергнувшись избиениям и пыткам на допросе в полицейском участке.
В марте 2013 года защитой прав Джабы Ломидзе занялся правозащитник Алекс Шошикелашвили, который подал заявление на имя омбудсмена о бесчеловечном отношении к Ломидзе. Аналогичные заявления были поданы также в Генпрокуратуру Грузии и Генеральную инспекцию.
"Мы обращались к омбудсмену. Но официального ответа от него так и не поступило", - сообщил корреспонденту "Кавказского узла" Алекс Шошикелашвили.
"Прокуратура после заявлений Ломидзе никакой экспертизы не проводила"
О нарушении прав Джабы Ломидзе на встрече с заместителем омбудсмена Паатой Балтадзе сообщила одна из организаторов акции протеста Нино Джавахишвили.
"Джаба Ломидзе говорит, что во время допроса его избили и несколько раз душили с помощью резиновой дубинки. Однако прокуратура после этих заявлений никакой экспертизы не проводила", - заявила Нино Джавахишвили.
По ее словам, допрос Ломидзе после ареста проходил без присутствия адвоката.
"У него нет денег на адвоката, и статуса социально незащищенного у него тоже нет, а бесплатного адвоката без этого не предоставляют", - рассказала заместителю омбудсмена Нино Джавахишвили.
В апреле офис народного защитника уже направлял запрос в Главную прокуратуру и Генеральную инспекцию прокуратуры по поводу Джабы Ломидзе, в свою очередь заявил заместитель омбудсмена Паата Балтадзе.
Он также предоставил ответ из прокуратуры от 23 мая 2013 года. Согласно этому документу, расследование в отношении полицейских, арестовавших и допросивших Джабу Ломидзе, было прекращено из-за отсутствия доказательств преступления.
"Тем не менее, у народного защитника есть полномочия запросить у прокуратуры документы, на основании которых было прекращено расследование, и дать свою оценку проведенного расследования", - сказал Балтадзе.
Паата Балтадзе пообещал организовать визит в тюрьму, чтобы проверить состояние здоровья Цотнэ Мамулашвили.
Мать Цотнэ Мамулашвили опубликовала у себя на странице в соцсети Facebook обращение к общественности с просьбой содействовать проведению экспертизы физического состояния ее сына и переводу его в тюремную или городскую больницу.
"Правозащитники и СМИ должны следить за процессом"
Встреча с Паатой Балтадзе даст свои результаты, считает правозащитник Алекс Шошикелашвили.
"Самое главное, дать понять, что эта тема не забыта, что общество ею интересуется. Если СМИ проявят должное внимание, если общество будет следить за процессом, то это будет достаточно весомым фактором для того, чтобы суд принял, наконец, правовое решение", - сказал Шошикелашвили.
Последние три-четыре месяца процесс не привлекал внимания СМИ и правозащитников, считает коллега и соавтор Цотнэ Мамулашвили Мария Эксер.
"Они сегодня заняты другими громкими делами – арестами крупных чиновников аппарата президента Грузии Михаила Саакашвили. Поэтому я рада, что у офиса народного защитника собрались представители общественности", - заявила Мария Эксер.
По ее словам, мать Цотнэ Мамулашвили Майя Орджоникидзе не смогла принять участие в акции из-за плохого состояния здоровья.
"Видимо, действительно должно случиться какое-то несчастье, чтобы на это дело обратили внимание чиновники и политики. Состояние здоровья ухудшилось и у Цотнэ Мамулашвили, и его матери Майи Орджоникидзе, которая, будучи сердечницей, испытывает сейчас сильнейший стресс", - заявила в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Мария Эксер.
На предварительном судебном заседании, которое состоялось 5 апреля, все подсудимые, кроме Лаши Джамбазишвили, отказались от процессуальной сделки с прокуратурой и с тех пор отстаивают свою невиновность. Четвертый фигурант, Лаша Джамбазишвили, пошел на процессуальное соглашение, дав показания против остальных трех обвиняемых. В ходе заседания суда 16 мая прокурор отказался оформить соглашение с Джамбазишвили, заявив о недоверии к его показаниям.
Напомним, на заседании суда 30 апреля Цотнэ Мамулашвили заявил о грубых процессуальных нарушениях, которые были допущены во время его задержания. Представитель гособвинения в свою очередь заявила, что нет никаких доказательств нарушений, допущенных полицейскими.
Ранее мать Мамулашвили заявляла, что ее сына преследуют по политическим мотивам, однако в прокуратуре Грузии утверждали, что Цотнэ Мамулашвили задержан в соответствии с законом.