ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Решение суда, оштрафовавшего руководителя комитета "Гражданское содействие" Светлану Ганнушкину, находится вне правового поля, считает член совета ПЦ "Мемориал" Олег Орлов. Прокурорские проверки в руководимом Светланой Ганнушкиной комитете безосновательны и незаконны, считает исполнительный директор движения "За права человека" Лев Пономарев.
Напомним, 18 июня председатель комитета "Гражданское содействие", реализующего гуманитарные и просветительские проекты на Северном Кавказе, Светлана Ганнушкина решением суда была оштрафована на две тысячи рублей за нарушение ст.17.7 КоАП РФ "Невыполнение законных требований прокурора". Сама Ганнушкина вины не признала и заявила, что намерена обжаловать решение суда.
По тиражируемой в СМИ версии обвинения, Ганнушкина "умышленно не представила в прокуратуру запрашиваемые документы о финансовой деятельности организации и источниках ее финансирования". Однако эта формулировка, по оценке Ганнушкиной, неверна: обвинение имело в виду не финансовые, а иные документы, уточнила она сегодня в комментарии корреспонденту "Кавказского узла".
"Постоянно делается упор на то, что мы якобы не хотим предоставлять документацию, не хотим отчитываться за финансы, но это не так. Финансовые документы были переданы инспектору, и мы получили от него личную подпись о том, что он получил 30 единиц этой документации, и что он полностью удовлетворен. Расписка, а также список документов, представленных прокуратуре, были представлены суду и приобщены к делу", - рассказала Светлана Ганнушкина.
"После того, как мы предоставили затребованные первоначально документы в полном объеме, список требуемой проверяющими организациями документации был расширен. Среди запрашиваемых документов были те, которые попросту не существуют, и передать их невозможно", - сказала Ганнушкина.
Отметим, что во время суда Светлана Ганнушкина заявила, что требование прокуратуры о предоставлении документов было заведомо невыполнимо, в том числе потому, что надзорное ведомство запросило документы, которые находились в Минюсте. Адвокат Кирилл Коротеев также заявил суду, что некоторые из запрашиваемых документов не могли быть предоставлены без нарушения федерального закона "О персональных данных". По мнению защиты, в деле Ганнушкиной отсутствовали умысел и состав преступления, сообщает "Агентство социальной информации".
Орлов: правовых оснований устраивать проверку у прокуратуры не было
Член совета правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов назвал решение суда "правовым беспределом".
"В суде и Ганнушкина, и юристы-представители "Гражданского содействия" очень четко доказывали, что никакого отказа не было. Прокуратура не представила оснований для проведения проверки. Ганнушкина же просила от имени комитета представить эти основания, обосновать запрос. Правовых оснований для проверки у прокуратуры не было", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Орлов.
Госдума 13 июля 2012 года приняла закон, который вводит статус "иностранного агента" для финансируемых из-за рубежа некоммерческих организаций, а весной 2013 года началась волна прокурорских проверок их деятельности. Закон вызвал критику правозащитников. Требование регистрации как "иностранным агентам" ущемляет их права на свободу объединения и свободу слова и нарушает Европейскую конвенцию по защите прав человека, считают правозащитники.
По его словам, проверки, проводимые в российских НКО и, в частности, в ПЦ "Мемориал" и международном обществе "Мемориал", незаконны и проводились "лишь по заданию генеральной прокуратуры".
"Задание сводилось к тому, чтобы проверить неправительственные организации на соответствие их деятельности закону о противодействии экстремизму. На самом же деле проверялось соответствие деятельности закону об иностранных агентах", - отметил правозащитник.
Пономарев: проверками НКО принуждают зарегистрироваться в качестве иностранного агента
Законности оснований проверок коснулся и исполнительный директор движения "За права человека" Лев Пономарев.
"Уже по двум моим организациям - "За права человека" и "Московская горячая линия" - вынесены аналогичные решения. Третья - "Фонд защиты прав заключенных" - в процессе. Ганнушкина идет по тому же пути. Прокуратура идет по такой схеме: не предоставили документы - не выполнены законные требования ведомства. Мы же говорим, что не выполнены незаконные требования, которые мы имеем право не выполнять", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Пономарев.
По мнению правозащитника, конечной целью проверок является принуждение НКО зарегистрироваться в качестве иностранного агента.
"Правозащитникам не только не нравится это клеймо, оно лишает нашу работу всякого смысла. К счастью, наш ответ оказался отрицательным и коллективным – никто в качестве иностранного агента не зарегистрировался", - закончил Пономарев.
Николаев: решение суда законно
Решение суда является законным, так, в свою очередь, прокомментировал судебное решение корреспонденту "Кавказского узла" председатель московской коллегии адвокатов "Николаев и партнеры" Юрий Николаев.
Юрист сослался на федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в котором говорится, что прокурор может затребовать "статистическую и иную информацию, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций".
"Под словами "иная информация" может быть любой список", - прокомментировал Николаев.
Судебное разбирательство не препятствует "Гражданскому содействию" реализовывать проекты в СКФО
Проверки и судебные разбирательства пока никак не отразились на функционировании комитета "Гражданское содействие" на Северном Кавказе, сказала корреспонденту "Кавказского узла" Светлана Ганнушкина.
"Мы регулярно, начиная с 2006 года, проводим семинары и организовываем на Северном Кавказе лагеря для учителей, студентов и для сотрудников полиции. Ближайший семинар для сотрудников полиции состоится в эти выходные в Ингушетии", - рассказала правозащитница.
Напомним, комитет "Гражданское содействие" реализовал ряд проектов в республиках Северного Кавказа. В частности, в 2011 году организация инициировала проект по защите прав жителей Чечни и Ингушетии, находящихся в местах принудительного содержания.
С 2009 года комитет реализует программу "Просвещение в области прав человека на Северном Кавказе", в рамках которой "молодые люди и учителя из Чечни, Ингушетии и Северной Осетии участвуют в тренингах по правам человека и действиям в защиту общественных интересов, а после в местных сообществах осуществляют собственные мини-проекты социально-гражданской направленности", сообщается на сайте организации.
В 2006 году комитет вместе с правозащитным центром "Мемориал" организовал летний учебно-развлекательный лагерь для осетинских и ингушских школьников, а в 2008 году – педагогический семинар для учителей из тех же школ. В 2010 году в подобном проекте участвовали как школьники из двух регионов, так и студенты и молодые специалисты.
В 2003-2008 годах "Гражданское содействие" осуществляло гуманитарные программы помощи малоимущим больным из Чечни, а в 2007 году оказало помощь 20 школам в горных районах республики, помогая делать ремонт и закупать необходимые оборудование и литературу.
Законом пытаются закрыть рот, но совсем его закрыть не получится. А даже если получится, то следующий закон должен быть о закрытии глаз, ушей, но это не смогли сделать даже в СССР.
Почему бы не не внести изменения в данный закон и назвать такие некоммерческие организации не иностранными агентами, а, например, с иностранным финансированием?
Только потому что слово финансирование не будет отталкивать население, как слово агент?