16:25 / 22.06.2013Силаев: власти Южной Осетии предлагали грузинской стороне согласовать линию границы

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

После установки колючей проволоки, проведения работ по демаркации на границе Южной Осетии и Грузии резко снизилось количество задержаний граждан, отметил старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Николай Силаев. По его словам, югоосетинская сторона предлагала Грузии неформально согласовать линию границы.

Напомним, спор о разграничении Грузии и Южной Осетии обострился 27 мая, когда российские пограничники, протягивая колючую проволоку у села Дици Горийского района и села Двани Карельского района, граничащих с Южной Осетией, по данным грузинской стороны, углубили границу примерно на 300 метров. Грузия направила РФ ноту протеста посредством посольства Швейцарии. Для оценки обстоятельств конфликта в регион прибыла наблюдательная миссия Евросоюза. Представитель МВД Грузии Кахабер Кемоклидзе отметил, что грузинская сторона не услышала "легитимных аргументов" в связи с проводимыми российскими пограничниками демаркационными работами на границе. 

МИД Южной Осетии назвал протест Грузии относительно демаркации границы "провокацией", подчеркнув, что территория Южной Осетии определена в пределах территориальных границ бывшей Юго-Осетинской Автономной Области.

"Круглый стол" на тему: "Перспектива нормализации грузино-российских отношений на фоне развивающейся на административной границе ситуации" был проведен в Тбилиси в центре культурных взаимосвязей "Кавказский дом" 20 июня. С грузинской стороны выступили три докладчика, а с российской один.

Силаев: официальные переговоры о линии границы невозможны

Решение о демаркации границы Южной Осетии было принято задолго до того, как начался сам этот процесс, в свою очередь заявил старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Николай Силаев.

"Официальная российская позиция по этому поводу сводится к тому, что Южная Осетия – независимое государство, ее границу с третьими странами РФ не обсуждает. Российские пограничники находятся в Южной Осетии по соглашению между республикой и Москвой, выполняют возложенные на них этим соглашением задачи, но не решают политические вопросы. Как известно, спецпредставитель РФ Григорий Карасин не стал обсуждать с Зурабом Абашидзе этот вопрос. Причем, обращаясь к Карасину, Абашидзе отошел от ранее сформулированного принципа, что вопросы Абхазии и Южной Осетии не обсуждаются в ходе российско-грузинского диалога", - заявил Силаев.

Граница проходит по линии административной границы бывшей Юго-Осетинской Автономной Области, также отметил эксперт.

"Устанавливая заграждения, пограничники следуют этой линии, причем устанавливают их на удалении 10–15 метров вглубь территории РЮО. Границы землевладений не совпадают с линией административной границы. В Южной Осетии тоже есть крестьяне, чьи участки оказались на грузинской стороне. Хотя в Грузии таких случаев больше", - отметил Николай Силаев.

По мнению Силаева, Южная Осетия стремится держать границу закрытой, а для эффективного решения этой задачи ее нужно провести на местности.

"В России наблюдатели отмечают, что после демаркации резко снизилось число задержаний грузинских граждан, пересекающих границу. Официальные переговоры о линии границы невозможны. Грузия не признает независимость Южной Осетии и не будет вести такие переговоры. Другое дело, что на нескольких участках, где бывшая административная граница пересекает землевладения, ее линию можно было бы согласовать неформально. Насколько мне известно, предложение о таком неформальном обсуждении было направлено югоосетинской стороной, готовы были к этому и пограничники. Грузинская сторона отказалась, опасаясь, что даже неформальное обсуждение этого вопроса будет в дальнейшем использовано как политический прецедент", - сказал старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности.

В то же время дипломатические механизмы воздействия на ситуацию не исчерпаны, считает эксперт.

"Вопрос мог быть поставлен в рамках Механизма предотвращения пограничных инцидентов – другое дело, что обсуждать его в условиях острой публичной дискуссии будет затруднительно. Остается Женевский формат – тема границы может обсуждаться и там", - подытожил Силаев.

Хаиндрава: обеспечение безопасности на границе с Северным Кавказом может стать сближающим фактором

После парламентских выборов перед новым правительством стояла задача нормализовать отношения с Россией, заявил представитель "Республиканского института" Ивлианэ Хаиндрава.

 "Конечно, это нелегкая задача, новому правительству досталась тяжелая ситуация, где практически нет места политическим маневрам после того, как Россия в одностороннем порядке признала Абхазию и Южную Осетию. И вообще, часто говорится, что после 2008 года у России есть все, что она хотела от Грузии. В такой ситуации очень сложно найти точки соприкосновения", - привел свою точку зрения Хаиндрава.

В последние годы население Грузии чувствует себя более защищенным от России, считает Ивлианэ Хаиндрава.

По его словам, после смены власти в Грузии население страны, которое жило в ожидании агрессии с российской стороны, сейчас успокоилось.

"Это вызвано тем, что после долгих лет впервые начался диалог с Россией. И это достижение нового правительства", - считает Хаиндрава.

Представитель "Республиканского института" перечислил те моменты, по которым Россия и Грузия могут дальше сотрудничать.

"Грузия решила участвовать в Олимпиаде в Сочи и тем самым также сняла нелицеприятный вопрос для РФ. Также новое руководство обещало пересмотреть политику Грузии по отношению к Северному Кавказу. Это болезненный регион для России, а правительство Саакашвили только дополнительно раздражало своей северокавказской политикой Россию. На самом деле сотрудничество по обеспечению безопасности на северокавказской границе может стать сближающим фактором для Грузии и России", - привел свою точку зрения эксперт.

Ивлианэ Хаиндрава также отметил инициативу по назначению Россией и Грузией специальных представителей по грузино-российским вопросам.

"Хотя, конечно, не надо возлагать несбыточные надежды на этот формат. Было бы неплохо, чтобы политические и аналитические круги Грузии разработали вместе рекомендации для того, чтобы понять, как можно продвинуться вперед в грузино-российских отношениях и при этом не переходить красные линии", - подытожил Хаиндрава.

Апциаури: количество задержаний на границе резко снизится

О социальных и гуманитарных проблемах в деревнях, которые находятся на административной границе Южной Осетии и Грузии, рассказал корреспондент грузинской службы "Радио Свобода" Гога Апциаури.

По его информации, если раньше людей, которые пересекали границу, просто задерживали и отпускали, то сейчас необходимо платить денежный штраф.

"В последнее время требуют заплатить денежный штраф в 2 тысячи российских рублей. Например, пару дней назад в Гори приехали родители человека, который задержан, и искали кого-нибудь в Гори, с кем можно было бы эти 2 тысячи рублей в Цхинвали передать, чтобы штраф заплатить. Что касается ситуации в целом, то последние новости были о селе Дици, которое граничит с селом Эредви, которое сейчас оккупировано. Между Дици и Эредви поле, и границу начали проводить как раз посередине. На этом поле посевы местных жителей, для них это реальная трагедия, лишиться всего этого. На сегодняшний день могу сказать, что работы приостановлены, пока колючая проволока не проводится. Не знаю, почему это так произошло, но пока так", - сказал журналист.

Ситуация может привести к тому, что появятся новые беженцы, люди, которые не могут жить в своих домах из-за того, что их безопасность не обеспечена и не гарантирована, считает Гога Апциаури.

При этом, по мнению журналиста, российским пограничникам все равно, где проводить границу.

"Яркий пример – инцидент, произошедший в осетинском селе Отреви. Там границу провели посередине села, восемь домов оставили на грузинской стороне, а другие восемь - на осетинской. И людям пришлось в Цхинвали перебраться. Некоторые по сей день живут в здании лицея в Цхинвали, так как дома в родном селе оказались на подконтрольной Грузии стороне. Мой коллега из Цхинвали Тимур Цховребов не раз поднимал этот вопрос, чтобы этим людям дали жилье или же выплатили соответствующую компенсацию. Такие же примеры есть и с грузинской стороны", - рассказал Апциаури.

Вместе с тем из-за установки колючей проволоки резко снизится количество задержаний, отметил журналист.

"Количество задержаний в несколько раз уменьшится. Так как люди четко будут знать, где им можно ходить, где нельзя", - подытожил Гога Апциаури.

Позицию граждан, права которых были нарушены при установке на границе колючей проволоки, следует решать в Европейском суде по правам человека, заявила представитель НПО "Ассоциация молодых юристов", юрист Натия Кацитадзе.

"Помимо задержаний за переход так называемой границы не надо забывать и об имуществе, которое в процессе установления колючей проволоки, теряют люди, будь то дома или территории для посева. Единственный способ отстоять права граждан в этой ситуации – направлять обращения в Европейский суд по правам человека. Этот процесс, конечно, очень долгий, но на данном этапе у нас нет никакой альтернативы", - подчеркнула Кацитадзе.

"Круглый стол" был проведен в рамках проекта "Грузино-российский диалог для мира и сотрудничества" вместе с Ассоциацией политической науки Грузии при финансовой поддержке МИД Великобритании. 

Автор:Эдита Бадасян