15:17 / 02.07.2013Правозащитники сообщают о нарушениях в колонии Екатеринбурга, где умер Тархан Картоев

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

К работе екатеринбургской колонии №2, в которой умер житель Ингушетии Тархан Картоев, осужденный по делу о подрыве "Невского экспресса", были претензии у правозащитников, осуществлявших там мониторинг. В блогосфере и на интернет-площадках, созданных в защиту прав заключенных, утверждается, что в колонии регулярно применяются пытки.

Как сообщал "Кавказский узел", 30 июня отец Тархана Картоева получил телеграмму из исправительной колонии №2 Екатеринбурга, в которой сообщалось, что его сын умер 29 июня. По факту его смерти Следственный комитет России проводит проверку. Тархан Картоев скончался в палате интенсивной терапии больницы при колонии в Екатеринбурге, сообщила представитель УФСИН. По ее словам, признаков насильственной смерти у осужденного не выявлено, а скончался он от острой сердечно-сосудистой недостаточности.

Отец Тархана Картоева отмечает, что его сын пробыл в колонии Екатеринбурга всего неделю, и утверждает, что никогда не жаловался на здоровье. Адвокат умершего, видевший своего подзащитного во время этапирования в исправительное учреждение, также говорит, что на тот момент "это был совершенно здоровый человек".

В колонии проводится служебная проверка

По словам пресс-секретаря управления ФСИН по Свердловской области Александра Левченко, 28 июня Тархан Картоев почувствовал себя плохо и был госпитализирован в областную больницу, которая находится на территории колонии. "Он был помещен в палату интенсивной терапии, где ему оказывалась медицинская помощь, но спасти его не удалось", - рассказал Левченко, отметив, что по данному факту ведется служебная проверка.

По информации регионального следственного управления СКР, по первоначальным сведениям, смерть мужчины наступила в результате имевшегося у него заболевания, пишет газета "Коммерсант", отмечая, что 40-летний Тархан Картоев прибыл этапом в Екатеринбург на прошлой неделе и сразу по прибытии был помещен в карантин, откуда впоследствии и был госпитализирован с жалобами на боль в сердце.

"Пока оснований для возбуждения какого-либо дела нет. Скорее всего, смерть связана с осложнением на сердце, поэтому вряд ли оно будет возбуждено", - пояснил источник издания, знакомый с ходом проверки.

При этом о необходимости тщательного расследования гибели Тархана Картоева заявили екатеринбургские правозащитники, пишет газета, приводя слова члена Общественной наблюдательной комиссии Свердловской области Вячеслава Башкова.

"Конечно, необходимо тщательно проверять данный инцидент, так как к нам попадала информация, негативно отражающая квалификацию медперсонала в больнице ИК-2. В частности, в качестве младшего медперсонала там работают обычные заключенные, о квалификации которых не может быть и речи", - рассказал Вячеслав Башков.

Башков, в частности, принимал участие в мониторинге колонии 3 января 2013 года, по итогам которого было составлено заключение с перечнем обнаруженных нарушений и замечаний. Так, в заключении, опубликованном на сайте "Правозащитники Урала", указывается, что сотрудник, сопровождавший комиссию, отказал ее членам в возможности сфотографировать и записать на видео жалобу осужденного, который заявил, что его пытали и били, а также обварили ноги кипятком. Сотрудники колонии отказали правозащитникам в посещении отрядов учреждения, в связи с чем члены комиссии не смогли проконтролировать условия, в которых находятся осужденные.

При этом, отмечается в заключении, на вахте у входа в больницу при колонии теперь несут службу сотрудники учреждения, а ранее там были осужденные, что говорит о понимании администрации приказа директора ФСИН о запрете передачи полномочий сотрудников осужденным.

Бывшие узники ИК-2 сообщают о существующей там практике пыток

Исправительная колония общего режима №2 в Екатеринбурге - самая передовая во всех отношениях колония, одна из немногих, сохранившая производство почти в полном объеме, говорится на сайте Urallag, созданном, как отмечается в его сообщении, группой независимых энтузиастов, в основном бывших узников пенитенциарной системы, с целью повышения объективности общественного мнения относительно жизни заключенных, а также в помощь их родственникам.

По сведениям этого портала, колония имеет собственный театр, духовой оркестр и филиал Московского социального института. Также здесь находится областная больница, имеющая хирургическое, терапевтическое и инфекционное отделения. На территории колонии имеется пункт, функционирующий в режиме следственного изолятора - ПФРСИ.

В разделе "неофициально" сайта содержится два сообщения от представившихся узниками колонии, которые пишут о систематических избиениях, как со стороны сотрудников учреждения, так и самих заключенных. Один из авторов сообщений утверждает, что в результате избиений и пыток в карантине №1 колонии при нем скончались минимум два человека.

О том, что издевательства над осужденными в колонии продолжаются и в настоящее время, свидетельствуют и другие сообщения в Интернете. В частности, об этом пишет пользователь аккаунта "ВКонтакте" Владислав Чукреев 24 июня в открытой группе "ИК-2 г.Екатеринбург", отмечая, что этим занимаются не только сотрудники учреждения, но и осужденные.

Комментариями представителей колонии относительно сообщений об имевших здесь место нарушениях прав человека "Кавказский узел" не располагает.

Напомним, по делу о подрыве поезда "Невский экспресс" осенью 2009 года были арестованы 10 уроженцев Ингушетии, которые своей вины не признали. Согласно приговору Тверского областного суда от 22 мая 2012 года, четверо подсудимых получили пожизненные сроки. Остальным шестерым назначено наказание в виде лишения свободы на сроки от семи до восьми лет. 

Тархан Картоев был приговорен к семи годам и шести месяцам лишения свободы. Европейский суд по правам человека в июне принял к рассмотрению жалобу на приговор фигурантам дела о подрыве "Невского экспресса".

Автор:Кавказский Узел