ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
О продолжающихся пытках и требованиях сотрудников правоохранительных органов оклеветать родственников и незнакомых ему людей заявил Атам Ачмиз, подозреваемый в убийстве вице-премьера правительства Карачаево-Черкесии. О том, что ему не дают встретиться с подзащитным, и проводятся следственные действия без участия адвоката, нарушающие право на защиту, заявил в свою очередь защитник Ачмиза Вячеслав Мерзакулов.
Как сообщал "Кавказский узел", вице-премьер правительства КЧР, курировавший силовой блок, Ансар Тебуев был убит 18 октября 2004 года. Расследование его убийства возобновилось после того, как 30 мая 2013 года в Черкесске был задержан один из подозреваемых в причастности к убийству, который, как утверждает следствие, дал признательные показания и назвал организаторов и исполнителей убийства.
По версии следствия, 39-летний Ачмиз является непосредственным исполнителем убийства Тебуева. Ранее он был осужден за незаконный оборот оружия и содействие террористической деятельности и отбывал наказание в Кургане, откуда был этапирован в Черкесск. 18 июня адвокат Ачмиза Вячеслав Мерзакулов заявил, что его подзащитный пытался покончить жизнь самоубийством. Атам Ачмиз подвергается пыткам в изоляторе временного содержания города Черкесск, утверждали его родственники. 3 июля адвокат заявил об исчезновении своего подзащитного из изолятора райцентра Адыге-Хабль. За день до исчезновения Ачмиз передал в генпрокуратуру и правозащитникам заявление о применении к нему пыток.
Согласно заявлению Атама Ачмиза от 4 июля, за ним приехали сотрудники УБОП и увезли его на своей машине в Черкесск. "В УБОП Черкесска мне предложили опознать человека, которого они привезли из Краснодара, и сказали, что он тоже участник преступления, в котором меня обвиняют, что он сознался и опознает меня. Мне сказали, чтобы я его также опознал, иначе все пытки будут продолжены", - говорится в заявлении Ачмиза, адресованном генеральному прокурору России, прокурору КЧР, руководителю следственного управления СК России по республике КЧР, отделу собственной безопасности УФСБ России по СКФО, "Международной амнистии" и Правозащитному центру "Мемориал", копией которого располагает "Кавказский узел".
Согласно заявлению, Атам Ачмиз опознал человека по имени Олег, которого ранее не видел, под давлением и угрозами. По словам Ачмиза, после опознания его отвели в кабинет трое сотрудников ФСБ Краснодарского края. "Они начали мне задавать вопросы и предлагать рассказать о ваххабизме и экстремизме, которые якобы есть в Адыгее, и предлагали мне, чтобы я сказал, что мой брат Рустам всем этим управляет. Потом мне перечислили еще много имен людей, которые я должен был им сказать, как имена представляющих угрозу экстремистов. Все это они сопровождали угрозами", - говорится в заявлении Атама Ачмиза.
В заявлении также отмечается, что после отказа Ачмиза "оговорить людей, которых он не знает", один из сотрудников ФСБ начал его избивать, а затем пытали током. "После они мне сказали, что дают две минуты подумать. Затем зашли сотрудники УБОП, увели меня, посадили в машину и отвезли в ИВС "Кавказский", - говорится в заявлении Атама Ачмиза.
"Проведение опознания при таких обстоятельствах считаю нарушением права на защиту обвиняемого"
По словам адвоката Вячеслава Мерзакулова, он не был уведомлен следователем о том, куда и зачем был увезен его подзащитный, а также не уведомлялся о проведении каких-либо следственных действий с участием Атама Ачмиза. Адвокат также отметил, что во время его встречи с подзащитным 4 июля в ИВС "Кавказский" "туда ворвались оперативные сотрудники, не представляясь, вывели Амчиза и посадили в машину".
"О том, куда его везут, мне сообщать отказались. Через некоторое время мне позвонил следователь и сообщил, что в данный момент намерен провести следственное действие с участием Ачмиза А.К., а именно опознание, и это не взирая на то, что я заблаговременно направлял ходатайство следователю об отложении любых следственных действий с участием Ачмиза А.К. до тех пор, пока не будет обеспечена встреча с моим подзащитным для оказания ему юридической помощи. Проведение опознания при таких обстоятельствах считаю нарушением права на защиту обвиняемого", - говорится в заявлении Вячеслава Мерзакулова от 7 июля на имя генерального прокурора России, прокурора КЧР, председателя ГСУ СК России Бастрыкина А.И., копии заявления направлены руководителю ГСУ СК России по СКФО, руководителю СУ СК РФ по КЧР, организации "Международная амнистия", ПЦ "Мемориал".
Защитник также призвал адресатов своего заявления принять экстренные меры прокурорского реагирования по факту нарушения прав на защиту Ачмиза, признать действия/бездействия следователя и отреагировать на информацию о нарушении закона.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от представителей правоохранительных органов относительно сообщений об оказании давления на Ачмиза и проведения с ним оперативных действий. Ранее, 21 июня, прокурор Карачаево-Черкесии сообщил уполномоченному по правам человека РФ Владимиру Лукину, потребовавшему принять меры для защиты прав Ачмиза, что в ходе проведенной проверки нарушений установить не удалось.