ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Состояние здоровья находящегося в СИЗО активиста движения Nida Заура Гурбанлы удовлетворительное, ему оказывается необходимая медицинская помощь, заявил представитель аппарата омбудсмена Азербайджана. Состояние здоровья Заура Гурбанлы ухудшается, в свою очередь, утверждают мать и адвокат активиста.
Как сообщал "Кавказский узел", Заур Гурбанлы является одним из активистов движения Nida (Возглас), арестованных в марте и апреле по обвинению в незаконном хранении взрывчатых веществ и наркотиков. Он был помещен под арест на три месяца 1 апреля. 24 июня суд продлил арест еще на три месяца. 1 июля апелляционный суд отклонил жалобу на решение суда о продлении ареста. Адвокат и родные Гурбанлы ранее выражали тревогу по поводу состояния здоровья молодого человека, хроническое заболевание которого в СИЗО резко обострилось.
Зауру Гурбанлы предъявлено обвинение по статье 228.3 УК Азербайджана (незаконный оборот оружия и боеприпасов в составе организованной преступной группы), наказание по ней - от пяти до восьми лет лишения свободы.
В Азербайджане представители омбудсмена 22 июля посетили в СИЗО Заура Гурбанлы в связи с обращением его родных по поводу ухудшения состояния здоровья арестованного.
"В ходе встреч с глазу на глаз арестованные не жаловались на условия содержания и обращение с ними... На основе обращения матери активиста движения Nida Заура Гурбанлы была проведена беседа с начальником медицинско-санитарной части следственного изолятора", - говорится в сообщении пресс-службы аппарата омбудсмена.
Представителям омбудсмена была предоставлена медицинская справка "о комплексных медицинских обследованиях Заура Гурбанлы в период содержания в СИЗО и нахождении его под врачебным контролем", говорится в сообщении.
Состояние здоровья Гурбанлы "стабильно удовлетворительное и какой-либо потребности в ином обследовании и лечении нет", отмечается в документе.
Наряду с этим уполномоченный по правам человека Эльмира Сулейманова получила ответ на своей запрос в связи с жалобами родственников Заура Гурбанлы от руководства Главного лечебного управления министерства юстиции.
Гурбанлы "в период содержания под стражей обследовался в НИИ гематологии и трансфузиологии, проходил УЗИ, у него были взяты для анализа образцы крови... В результате выяснилось, что основные показатели крови Заура Гурбанлы и размер селезенки соответствуют норме, и ему был установлен диагноз "носитель гена бета-талассемии", отмечается в пресс-релизе аппарата омбудсмена.
Гурбанлы периодически обследуется, состояние его здоровья и "далее будет под контролем", говорится в сообщении аппарата омбудсмена.
Сакина Гурбанова: моему сыну не оказывается необходимая помощь
"Мой сын является не "носителем гена бета-талассемии", а "больным бета-талассемией", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" мать Заура Гурбанлы Сакина Гурбанова, добавив, что ее сыну по-прежнему не оказывается квалифицированная медицинская помощь.
От малоподвижного образа жизни у молодого человека вновь обострился геморрой. Ранее З.Гурбанлы уже оперировали от геморроя, напомнила Сакина Гурбанова.
"Врач, приглашенный Пенитенциарной службой из Центральной клинической больницы, подтвердил необходимость хирургической операции. Он даже сказал, что если начнется кровотечение, то операция будет обязательной. Но мы хотели, чтобы операцию сделал врач, которому мы доверяем. Такое разрешение мы не получили", - сказала мать активиста.
По ее словам, "в последние дни у Заура опухают и чернеют ноги... Это последствия травмы, полученной при прыжке с парашюта три года назад", - сказала она, пояснив, что тогда ему сделали операцию.
Но самые тяжелые последствия, по ее мнению, дает обострение талассемии. "До достижения Зауром 15 лет, когда мы жили в городе Шеки, он находился на учете в поликлинике, регулярно ему делали переливание крови. Когда Заур вырос, уже учился в вузе, он не захотел, чтобы к нему относились как к больному человеку. Поэтому мой сын не встал на учет, хотя продолжал получать лечение в частном порядке. Нехватка чистого воздуха негативно влияет на здоровье, и болезнь прогрессирует", - сказала Гурбанова.
По ее словам, родные и адвокат Халид Багиров обращались к руководству Пенитенциарной службы, чтобы к Зауру Гурбанлы допустили для обследования независимого врача, однако никакого ответа не получили.
Адвокат Халид Багиров: Заура Гурбанлы не вывозили на обследование
Сакина Гурбанова опровергла сообщение аппарата омбудсмена, что Гурбанлы обследовали в НИИ гематологии и трансфузиологии. По ее словам, "оттуда лишь врач приходил к Зауру в СИЗО".
Гурбанлы не вывозили на обследование в НИИ гематологии и трансфузиологии, подтвердил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Халид Багиров.
"К Зауру приходил врач из этого института, который там же, в СИЗО, взял анализы крови", - сказал адвокат.
По его словам, согласно постановлению кабинета министров за №242 от 29 декабря 2005 года об обследовании и лечении больных талассемией, лица, страдающие этой болезнью, должны периодически получать амбулаторное, стационарное или санаторно-курортное лечение. Таким образом, считает адвокат, содержание З.Гурбанлы на период следствия под стражей необоснованно. "Тем более что в отношении него никаких следственных действий не проводится", - добавил Багиров.
"Однако суд отказывается менять арест на другие формы меры пресечения, не связанные с содержанием под стражей", - сказал Багиров.
Хирург Адиль Гейбуллаев: страдающего талассемией негуманно содержать под стражей
"Человека, страдающего талассемией, конечно же, желательно не держать под стражей, хотя бы из гуманистических соображений", - сказал "Кавказскому узлу" азербайджанский хирург и терапевт Адиль Гейбуллаев.
Вместе с тем, Гейбуллаев считает, что желание родных, чтобы молодому человеку медицинскую помощь оказывали врачи, которым они доверяют, вполне естественно.
"В частности, ко мне обращались родители Заура Гурбанлы. Я выразил готовность провести хирургическую операцию в связи с геморроем. Если они добьются такого разрешения, я обследую Заура, и, если есть потребность, сделаю операцию", - сказал Гейбуллаев.
В отделе общественных связей Пенитенциарной службы отказались от комментариев, сославшись на то, что в пресс-релизе аппарата омбудсмена по делу З.Гурбанлы "все уже сказано".
Мера пресечения в виде ареста по причине состояния здоровья согласно законодательству изменяется в обязательном порядке только в случаях терминальной (заключительной) стадии онкологических заболеваний или СПИД, прокомментировал "Кавказскому узлу" ситуацию сотрудник министерства юстиции, пожелавший остаться неназванным.
В других случаях, в том числе необходимости проведения хирургической операции, это может осуществляться в лечебном учреждении Минюста. В крайнем случае, если для этого нет условий, в гражданской клинике, сказал представитель ведомства.
Генеральная прокуратура не комментирует ход следствия по делу Заура Гурбанлы, также как и других арестованных активистов Nida. Ранее представитель ведомства подтвердил, что Гурбанлы страдает талассемией, однако находится под наблюдением врачей.
Правозащитная организация Amnesty International признала арестованных активистов Nida "узниками совести". Аресты активистов Nida также осудила международная правозащитная организация Human Rights Watch.