07:55 / 15.08.2013Современное искусство на Кавказе пока не имеет статуса, но интерес к нему растет, заявили участники "Аланики"

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

На Кавказе современное искусство до сих пор не имеет статуса, интерес к нему растет, а важным стимулом в его развитии является культурный обмен, заявили участники круглого стола "Институции современного искусства на Кавказе", прошедшего 14 августа в рамках международного художественного симпозиума "Аланика" во Владикавказе. В нем приняли участие специалисты из Азербайджана, Армении, Грузии, России, Турции, Великобритании.

Седьмой международный художественный симпозиум "Аланика" начал свою работу 1 августа во Владикавказе. В ходе него участники из Италии, Турции, Германии, Израиля, Сербии, Хорватии, Великобритании, Грузии и Азербайджана будут реализовывать в городе проекты в области современного искусства.

По словам куратора "Аланики", модератора "круглого стола" Берал Мадра, цель проведения симпозиума - вдохновить художников, вовлечь их в культурное пространство, обеспечить платформу для новых встреч и знакомств авторов из различных стран. Кроме того, подобное мероприятие - весомый вклад в туристический потенциал региона.

"Важно продемонстрировать по-новому осмысленное отношение к современному миру, выраженное различными художественными способами через призму традиционных взглядов и культурных особенностей ради возможности быть понятым, принятым в любом уголке мира, ради возможной универсальности", - обозначила главную цель симпозиума Берал Мадра.

"Нужно уделять больше внимания альтернативным формам образования в современном искусстве"

Берал Мадра подготовила для экспертов в области современного искусства вопросы, на которые они по очереди отвечали. Обращаясь к участникам "круглого стола", арт-критик спросила, как, на их взгляд, можно трансформировать существующую инфраструктуру в области искусства и, например, перенаправить интересы людей от исторического художественного искусства к современному?

Участница симпозиума "Аланика" Сабина Шахлинская из Азербайджана, имеющая обширный международный опыт в области художественного искусства, считает, что на Кавказе современное искусство до сих пор не имеет статуса.

"Легализация несет в себе существование необходимых институций для поддержки современного искусства - это образовательные программы, создание форм коллекционирования и презентаций современного искусства. Естественно, это коллекционирование, архивирование и тому подобное должно быть исследовано и описано с тем, чтобы быть представленным на мировой художественной современной сцене", - пояснила художница.

По мнению Шахлинской, симпозиум "Аланика" - "больше, чем просто симпозиум". "Невозможно недооценить роль репрезентативности этого мероприятия для общего доказательства статуса и в регионе, и  направленности его локально-культурной политики на мирное развивающее культуру движение", - сказала она.

Сабина Шахлинская порекомендовала, чтобы местные институции больше внимания уделили альтернативным формам образования в современном искусстве.

По словам Русико Оат из Грузии, владелицы галереи современного искусства, на сегодняшний день в Грузии существует международная выставка "Арт истериум", куда приезжают художники со всего мира и представляют свои работы, "но там нет живого процесса, как здесь на "Аланике". "Для меня в искусстве самым большим интересом на сегодняшний день является кавказский регион и те реальные процессы, которые происходят в наших странах", - добавила она.

По мнению Русико Оат, для того чтобы современное искусство не было маргинальным, и появилась связь между его формами и методами, не обязательно создавать новые здания. "В наших городах и провинциях есть очень много старых культурных ячеек в виде каких-то музеев, и там существует очень много полезного материала, как раз абсолютно органичного для нас, для нашей истории, для нашей страны. Когда-то эти материалы тоже создавались людьми, которые делали искусство и культуру", - сказала она.

"Я просто думаю, что современные кураторы, модераторы вместе с работниками музеев могли бы начать исследовать эти материалы и уже интерпретировать это все в современной форме. Я думаю, что это и будет одним из методов того, как приблизить публику к современному искусству", - считает Русико Оат.

По мнению участницы международного художественного симпозиума "Аланика" из Лондона Натальи Мали, самым важным является культурный обмен, которые получают участники "Аланики", общаясь друг с другом.

"Второй важной составляющей этого симпозиума является возможность произвести работу. Я участвовала во многих международных фестивалях, но никогда не было такой возможности действительно производить работы", - сказала она.

В свою очередь представитель Центра современного искусства из Чечни Малика Исаева, отвечая на вопрос модератора "круглого стола" о том, как развить индустрию культуры в регионе, основываясь на существующей инфраструктуре и трансформируя ее, отметила, что этот процесс уже идет.

"Говорить о каких-то определенных стратегиях и тактиках весьма затруднительно, потому что мы живем в регионе, который в сущности сам находится постоянно под влиянием каких-то перипетий, как в культурной, так и в политической жизни. Но тем не менее, процессы происходят. Уже второй год Центр современного искусства занимается постоянно помощью, которая позволяет нам освоиться в этом весьма новом, не совсем для Чеченской Республики традиционном виде культурного сегмента", - поделилась Малика Исаева.

Заканчивая выступление, она сказала, что независимо от того, как четко обозначена ими стратегии, будущее у современного искусства есть. "Безусловно, мы пока интуитивно находим эту тактику, стратегию, и, я полагаю, что обязательно с каждым годом это все-таки будет вырастать в мощную структуру, которая будет весьма позитивна во всех направлениях культуры, искусства кавказского региона", - заключила она.

Хабалова: симпозиум "Аланика" формирует позитивный имидж северо-кавказского региона

Министр культуры и массовых коммуникаций Северной Осетии Фатима Хабалова отметила, что сам факт проведения симпозиума "Аланика" в седьмой раз во Владикавказе свидетельствует об абсолютно правильно выбранном пути и позитивно влияет на имидж северо-кавказского региона.

"Год от года растет интерес, расширяется география, повышается статус кураторов и участников нашего симпозиума. Рада, что наш симпозиум оказывает исключительно позитивное влияние на имидж северо-кавказского региона и вообще является репутационным мероприятием, потому что это одно из свидетельств того, что Кавказ ушел с тропы войны и уверенно идет по дороге мира".

Директор Центра современного искусства в Северной Осетии Галина Тебиева отметила возросший интерес к данному мероприятию со стороны простых жителей республики. Целью Центра современного искусства является популяризация современного искусства в регионе, а не только в Осетии, отметила Тебиева.

"Наша цель - активизировать, искать какие-то группы художников, которые нацелены на генерацию проектов в области современного искусства, образовательные функции в том числе. У нас в планах такие экскурсионно-лекционные программы, которые мы решили назвать "Все об искусстве для современных детей и для современных родителей", то есть на всех наших выставках будут экскурсии, где наши специалисты будут рассказывать об экспонатах и отвечать на интересующие вопросы. Потому что современное искусство требует диалога с автором и мы готовы ответить на все вопросы", - рассказала директор Центра современного искусства в Северной Осетии.

В скором времени в республике появится фонд поддержки современного искусства.
По словам Галины Тебиевой, этот фонд будет некоммерческой организацией, деятельность которой будет направлена на поддержку проектов культурных инициатив в разных областях искусства, включая визуальное искусство, театр, хореографию, архитектуру и так далее.

Завершится художественный симпозиум "Аланика" сегодня.

Автор:Эмма Марзоева