11:30 / 05.09.2013В Азербайджане глава Женского кризисного центра требует расследовать избиение ее сына в рамках дела о нападении на нее саму

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Азербайджане глава Женского кризисного центра Матанат Азизова требует от полиции провести расследование избиения ее сына, произошедшего в июле этого года в рамках уголовного дела, возбужденного после нападения на нее саму в ноябре 2012 года. Она уверена, что ее сын был избит из-за ее правозащитной деятельности, а также деятельности ее матери Мирвари Гахраманлы, многие годы занимающейся защитой прав работников нефтяной промышленности.

Азизова: нападение на сына должно расследоваться в рамках общего дела об угрозах в адрес членов нашей семьи

Как сообщила Матанат Азизова, 19 июля вечером к 17-летнему Джамалу Азизову подошли двое неизвестных мужчин. Схватив его за плечо, эти люди в грубой форме стали "советовать" ему, чтобы он научил свою мать и бабушку, "как правильно нужно говорить в прессе". Неизвестные угрожали отрезать молодому человеку язык, чтобы замолчала его мать, а после избили.

После нападения Джамал позвонил своей матери и, убедившись, что она дома и в безопасности, пошел в офис к бабушке. По свидетельству Мирвари Гахраманлы, когда ее внук пришел к ней в офис, он был бледным, а через несколько минут у него случился сердечный приступ. Джамал был госпитализирован, состояние парня было освидетельствовано медиками. О нападении он рассказал лишь дома, когда его близкие обнаружили у него на теле синяки и кровоподтеки.

Нападение на Джамала, считает Матанат Азизова, должно расследоваться в общем уголовном деле, возбужденном по поводу избиение ее самой в ноябре прошлого года. При этом, отмечает Азизова, следователь, который вел дело о нападении на нее, сказал, что вообще не знаком с ней.

"2 сентября я была на встрече со следователем Низаминского городского (Баку) управления полиции и заявила ему, что откажусь сотрудничать с полицией, если они, как сообщил следователь, возбудят по поводу избиения сына отдельное уголовное дело. Я считаю, что мой мальчик был избит из-за правозащитной деятельности его мамы и бабушки. Тем более что избивавшие мужчины указывали сыну, чтобы он потребовал от нас отказаться от защиты прав граждан Азербайджана", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Матанат Азизова. 

Она указывает, что в ходе расследования дела в связи с нападением на нее было выявлено много фактов, составлен фоторобот напавшего мужчины, но дальше регистрации фактов процесс расследования не сдвинулся.

"Теперь мне говорят, что уголовного дела по моей жалобе попросту нет, хотя мое обращение в полицию о нападении было зарегистрировано в МВД в установленном порядке. Если МВД так легко "потеряло" дело по поводу моего избиения, значит, так же они станут расследовать и новое дело в связи с избиением моего сына", - предполагает Азизова.

Она отмечает, что у нее есть два письма из МВД, свидетельствующие о возбуждении дела по ее жалобе в 2012 году, а также выражает уверенность, что, если уголовные дела по факту избиения ее и ее сына станут расследоваться по отдельности, преступники выявлены и наказаны не будут.

При этом она указывает, что Джамал будет жить в Азербайджане, несмотря на угрозу его безопасности. "Мы решили, используя возможности международных правозащитных организаций и находящихся в Баку посольств зарубежных стран, добиться наказания преступников. Джамал будет жить у себя в стране, несмотря на угрозу его безопасности. В начале октября мы пройдем второй курс психологической реабилитации, а 16 сентября в Азербайджане начнется новый учебный год, и сын отправится учиться в вуз", - сказала Азизова.

По ее словам, Джамал поступил на первый курс Азербайджанской дипломатической академии. "Мы рассматривали предложение направить сына в зарубежный вуз, чтобы спасти от возможных новых нападений, но на семейном совете было решено – несмотря на все угрозы, Джамал будет жить в Азербайджане, где он родился и вырос", - сообщила Матанат Азизова.

Мирвали Гахраманлы опасается за благополучие своих близких. "У меня три внука. Две внучки и внук Джамал, который уже пострадал за деятельность мамы и бабушки. Я очень боюсь, что теперь, после того, как мы не испугались, станут мстить через внучек. Не верю, что преступление против Джамала будет действительно расследовано. Государство и впредь будет наказывать несломленных деятелей, избивая их детей. Это ужасно", - заявила в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Мирвали Гахраманлы.

В пресс-службе МВД Азербайджана на вопрос корреспондента "Кавказского узла" о том, каким образом может исчезнуть уголовное дело по жалобе гражданина, если эта жалоба зарегистрирована в установленном порядке, сказали, что не обладают информацией о конкретной жалобе и посоветовали обращаться в районный отдел полиции.

В райотделе полиции отказались комментировать ход дела, указав, что на все вопросы журналисты должны получать ответы в пресс-службе министерства.

Юнус: необходимо не допустить перерастания репрессивной политики против демократического движения на детей правозащитников

Нападение на сына и внука известных азербайджанских правозащитниц является показателем отношения государства к правозащитной деятельности и оппозиционному политическому движению вообще, считает директор Института мира и демократии (ИМД) Лейла Юнус.

Она призвала зарубежные правозащитные организации усилить давление на правительство Азербайджана, чтобы не допустить перерастания репрессивной политики против демократического движения на детей правозащитников.

Организация Юнус занималась исследованием нападений на Матанат Азизову и ее близких. Как выяснили правозащитники, нападение на Азизову произошло вскоре после публикации в бакинской газете "Зеркало" ее интервью о ситуации с торговлей людьми в Азербайджане. Сначала ей пришло несколько писем с угрозами и предупреждением о том, чтобы она следила за своим сыном, так как своими выступлениями подвергает его опасности, а через несколько дней на Азизову было совершено нападение в подъезде дома, где она проживает.

Неизвестный мужчина избил женщину, об этом событии писали многие азербайджанские СМИ, и первый заместитель министра внутренних дел Вилаят Эйвазов, встретившись пострадавшей, пообещал, что это дело будет тщательно расследовано, а также заявил, что сам глава МВД взял дело под контроль. 

"Проанализировав ситуацию, нам стало ясно, что именно полиция и организует нападения на правозащитницу и ее семью", - сказано в пресс-релизе ИМД по поводу избиения Джамала Азизова.

"Преследование женщин-правозащитников в Азербайджане приобретает системный характер, нападение на сына и внука правозащитниц - яркое свидетельство того, что именно дети активистов гражданского общества становятся заложниками, жертвами правозащитной деятельности их родителей. После варварского уничтожения дома-офиса, в котором располагались Институт мира и демократии (имеется ввиду снос здания, в котором располагался офис ИМД, в 2011 году. - Прим. "Кавказского узла"), Женский кризисный центр (учрежденный ИМД в 2001 г.) и Азербайджанская компания по запрещению противопехотных мин (учрежденная ИМД в 1997 г.), сотрудники указанных организаций и члены их семей находятся под постоянным давлением: подвергаются нападениям, угрозам, шантажу", - говорится в сообщении ИМД.

Руководитель клуба политологов "Южный Кавказ" Ильгар Велизаде, в свою очередь, высказал корреспонденту "Кавказского узла" мнение, что, прежде чем выступать с обвинениями в чей бы то ни было адрес, правозащитники должны, исходя из презумпции невиновности любой стороны, дождаться обвинительного заключения суда, и только после этого делать категорические заявления.

Автор:Ислам Гахраманов