22:20 / 24.09.2013Жители Кабардино-Балкарии 25 сентября отметят День черкесского костюма

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Творческие коллективы Кабардино-Балкарского государственного университета готовятся к проведению Дня черкесского костюма, намеченного в республике на 25 сентября, сообщила "Кавказскому узлу" директор Центра адыгской культуры при КУБГУ Мадина Езаова.

По словам Езаовой, намечена концертная программа, выставка национального костюма из мастерской Жанны Хараевой, а также выставка аксессуаров к костюму, мастер-классы по золотошвейному искусству.

Будет исполнен старинный адыгский обряд хъуромэ – угощение присутствующих национальными сладостями. Завершится праздник круговым массовым танцем – удж.

«При хорошей погоде мероприятия пройдут на улице, на плацу. Мы намерены одеть как можно больше молодых людей в черкесские костюмы», - сообщила Езаова.

Она подчеркнула, что мероприятия пройдут на русском языке, в них будут участвовать представители других национальностей.

День черкесского костюма отмечается в Кабардино-Балкарии уже во второй раз.

Решение о проведении в Кабардино-Балкарии Дня черкесского костюма было принято на совете Международной черкесской ассоциации 8 сентября 2012 года в Нальчике. Инициатором праздничных мероприятий выступило общественное движение Адыгеи "Адыгэ хасэ - Черкесский парламент". 

Впервые же этот праздник отметили в Адыгее - 28 сентября 2011 года. Там прошла демонстрация моделей модельера-художника, пропагандиста национального черкесского костюма Юрия Сташа. Тогда же инициаторы проведения нового праздника заявили, что он станет ежегодным.

Автор:Луиза Оразаева
25.09.2013 в 11:09..БэнДжойс..

Остап Бендер,то же был с лицом черкесской наружности....)))

25.09.2013 в 11:42..БэнДжойс..

Об чем ты говоришь....Ты случайно не знаешь,кто шашлык придумал?)

25.09.2013 в 01:29` Rock`

куба,, а у тя есть там с собой черкеска с кинджаллом,,?,,, может прислать, чтоб ударил в нацодежде по их одёжным брэндам и разгельдяйству?,, ))

25.09.2013 в 07:25чай_в_стакане

еще бы ко всему этому действу лошадей прибавить, было бы очень красиво

25.09.2013 в 11:50чай_в_стакане

Это нужно, тем более когда берешься что то утверждать

25.09.2013 в 08:17..БэнДжойс..

Безмерно рад...Вообще то надо глаголить о КАВКАЗСКОМ костюме.Адэге сашхуе-это да,весь мир наслышан....

25.09.2013 в 10:43чай_в_стакане

Кто о чем, а вшивый о бане

25.09.2013 в 11:59..БэнДжойс..

Я ,вообще то еврей))))

25.09.2013 в 10:56..БэнДжойс..

С таким же успехом можно называть чеченка,даргинка,осетинка и проч...Ну как же...)

25.09.2013 в 10:58..БэнДжойс..

А адыгскую шашку,весь мир знает....Без понтов.

25.09.2013 в 11:49..БэнДжойс..

Башлык-точно не адыги)))

25.09.2013 в 14:29BOGNER

да будет срач...

выше еще есть тема, карачаево-балкарская, ее тоже не забудьте обо**ать...

25.09.2013 в 11:58..БэнДжойс..

У тебя чувство юмора присутствует?)Весь мир и благосостояние держиться исключительно......)

25.09.2013 в 13:13чай_в_стакане

Как тебя в адыгских темах вижу, всегда на память приходит отрывок из фильма "Побег из Шоушенка", где главный горой пытается отбиться от охотников до его чести, иногда - получается, иногда - нет)))

25.09.2013 в 11:12чай_в_стакане

Бен, вот ты хотя бы поверхностно изучал данный вопрос чтоб это утверждать?

25.09.2013 в 14:56чай_в_стакане

С чего ты взял или взяла, незнаю как к тебе обращатся после пережитого тобой, что я из их числа?)

25.09.2013 в 11:14Добрый Эээх

Кавказский костюм вобрал в себя культуру многих народов...изучен от а до я в основа тюркская(хазарский наборный пояс,тюркский халат и т.д.),но все кто как мог его дополняли...не вижу смысла его тащить по нац.квартиркам...

p.s. думаю не далек тот день когда "жители кабардино-балкарии" будут отмечать праздник черкесского костюма №2,который по ошибке считают английским

 

25.09.2013 в 11:47..БэнДжойс..

Лично мне это на хрен не нужно)))))А со своими адыгскми родичами,постоянно веду войну))))Календарь майя,оказыватся-адыги придумали)))))Задолго))))

25.09.2013 в 11:50чай_в_стакане

Какие адыги ты моросишь что ли? Тюрки конечно

25.09.2013 в 12:37чай_в_стакане

Я тебе расскажу кто шашлык придумал.  Сидит как то пещерный человек и жарит на вытянутой руке на костре кусок мамонта, тут проходит мимо предок будая в 89 степени и видя как пещерный человек мучается, дает ему шампур, и слышит в ответ "Сау братан".

25.09.2013 в 15:19Amnistiya

я же не историк...я тихо пью кофе в сторонке...)

25.09.2013 в 16:36alibek07

Нацики были и будут всегда,к сожалению...честное слово,если черкесский костюм кто-то назовёт черкесско-тюркским или кавказким,я спорить не буду,хотя являюсь адыгом.Будет еще что-то,что нас всех объединяет,что в этом плохого?Этот костюм,в том или ином варианте,носили все народы Кавказа.Меня это никоим образом не задевает.ИМХО.

25.09.2013 в 11:48чай_в_стакане

Догадайся с трех раз. Шашлык, башлык, дальше продолжать?

25.09.2013 в 13:42a.tor1

[...] в стакане! есть охотники и есть жертвы аборта страдающие комплексами по отношению к большим нациям, поэтому приписывают себе всякую чепуху типа:- мы первые изобрели палку копалку, узнали что банан можно есть и пр., вот ты из их числа.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".]

25.09.2013 в 15:34BOGNER

чай, ты очень сильно ошибаешься ) щас вот выйдут ваши нацики...и тады поглядим ;)

25.09.2013 в 14:53чай_в_стакане

Ну это видишь все зависит от того кто рассказывает) Но я готов поспорить с кем угодна если у будая спросить что он именно так ответит)

25.09.2013 в 15:21BOGNER

ну и что с того чай? от этого он ведь не стал тюркским халатом ))

25.09.2013 в 15:18Amnistiya

только подумала о вас...) рука на пульсе...)

приветствую, Алик!

жаль, что Олдмана нет...и Гелиоса с Ханом...)

25.09.2013 в 15:04чай_в_стакане

Кстати насчет этой темы - там нет ни одного негативного коментария,  несмотря на то что там отписались представители всех наций нашей республики. Но стоит появиться какой ни будь адыгской теме, как на тебе - сразу появится один два обиженных, униженных или просто завидующих как ator.1 или добрый эээх и т.д. 

Черкесский костюм настолько красив и совершеннен, что досих пор, даже в 21 веке многим становится поперек горла, чем несомненно нас радует и чем мы горды.

25.09.2013 в 15:49arznevmuskia

чай, не поднимайте бурю в стакане. я книжки читаю, и по истории в т.ч. 

вы может удивитесь, но есть даже книжки с картинками. так на этих картинках никакой черкески нет. то что носили в 16-18 веках похоже на халат. то же самое касается женского костюма.

я намеренно не читаю современных историков - мне это лабуда не интересна вообще.  

Я ПОВТОРЯЮ - НИЧЕГО ПРОТИВ ЧЕРКЕССКОГО НЕ ИМЕЮ! что сразу обижаться:)))

25.09.2013 в 16:53Адиб...

То сесть "ваши нацики" хорошие )))))))))))))

25.09.2013 в 17:11BOGNER

точнее, таких как ты...не имеет значения будь то балкарец или кабардинец...хз...далёк я от этого всего...

25.09.2013 в 16:24Адиб...

Вот вы спорите и спорите, а ведь на самом деле не важно кто какой нацианальности, главное что бы девушка карсивой была ))))))))

25.09.2013 в 17:13BOGNER

и ещё, кабардинские анацики самые независтливые в мире...))

25.09.2013 в 15:25чай_в_стакане

Я еще раз повторюсь - вот вам две темы для сравнения - эта, про черкесску, и та выше - про праздник айрана. Прочитайте комментарии тут и там, и сделайте выводы. 

25.09.2013 в 15:31чай_в_стакане

Ты очень сильно ошибаешься. Из десяти читаюших тут - двое-трое знают историю, это значит что для остальных он как раз таки стал "тюрским халатом". 

Меня если честно не это задевает, бог с ним чей это костюм и с кого он пошел, меня задевает то до какой степени люди бывают низкими и завистливыми. 

25.09.2013 в 15:33BOGNER

чай, а что на это ответит, например, К.Х. Унежев? )

25.09.2013 в 15:52arznevmuskia

Не было еще тюрков на Кавказе, а "черкеска" была - :))))

карачаевцы, например, эту одежду называли "черкес чепкен", что означает "черкесская одежда"- :))))))

Тюркские языки намного легче адыгского, естественно, для русского уха, например, легче выговорить "башлык", чем "щхьэрыхъуэн". Это ведь понятно, потому распространилось тюркское название. - :))))))

25.09.2013 в 11:29чай_в_стакане

Кем изучен? Будаем? А почему к примеру "тюркский" халат? Почему скажем не "персидский" халат? Или "таджикский" халат? Или халат любого другого народа планеты земля? Нет, именно "тюркский" халат лег в основу черкесски. "Тюркские" элементы легли в основу тюрской таблицы тюрского ученого Менделеева - Паши, также "тюркский" конь лег в основу кабардинского коня и т.д. т.п. И никак иначе и быть не могло

25.09.2013 в 17:14BOGNER

*нацики

25.09.2013 в 18:00Мимино

и даже Амнистия не удержалась....

25.09.2013 в 15:33Amnistiya

да нормальные комменты...читаются легко и непринужденно...

главное, не пропагандировать свою исключительность...и не оскорблять других...

25.09.2013 в 16:45чай_в_стакане

Может назовешь мне хоть одну такую книгу где черкес в 16-18 веке изображен без черкесски в халате?  С удовольствием прочту и другим дам 

25.09.2013 в 16:49чай_в_стакане

BOGNER не выйдут, наши "нацики" ни кому не завидуют, и выходят только чтоб ответить на выпадки других. 

25.09.2013 в 17:10BOGNER

чай, чесслово, мне тебя жалко )))

25.09.2013 в 17:12BOGNER

пля, я хренею...было бы чему завидовать...что вашим нашим...что нашим вашим...

25.09.2013 в 17:25Адиб...

А ты как думал, "наши" нацики самые нацики куда до наших вашим. а вашим ну тем которые пососедству ваши так им вооппчеее, ни куда,

))))))))))))

25.09.2013 в 09:05Добрый Эээх

Какие жители   Кабардино-Балкарии?Уж точно не балкакрцы...

Сделай праздник Кавказского костюма это был бы праздник ибо в истории кавказского костюма переплялась история всех народов кавказа, а так какой-то пресловутый местечковый черкесский костюм,все прекрасно понимают эту попытку явочным порядком перетянуть на себя одеяло истории...Ни кто из кавказцев этого не примет ... 

25.09.2013 в 12:58a.tor1

Шолом Бэн, хочу сказать, что весь мир на самом деле восхищён тем, что это называется "адыгэ сашхуэ" скажем от Лескенского до Зольского районов.Вся остальная незначительная часть Земли пропадают в неведении об ентом успехе адыгов и не знает, что до этого народ резал друг друга исключительно ятаганами, что было крайне неудобно и не эстетично.

25.09.2013 в 15:03пипецзабанили6654

Салам всем ! так и знал , что по этому поводу начнется грызня, КУ зачем вы пишите статьи с нац уклоном. Никогда незабуду статью о тросе на элбрус, наверное это была статья побившая все рекорды постов и грызни.Блин черкеска если называется черкеска то пусть так и называется, это уже все знают , просто нету другого названия, нафига спор начинать ? в понятии большинства людей это название асоциируется с традиционным кавказким одеждой. шашлык , насколько я знаю от турецкого слова шиш, так пусть так и останется, ведь все едят шашлык и облизывая пальцы не предумывают другое название.Сколько раз я говорил и даже верил что в республике люди становятся адекватнее , да нет хот и 21 век на улице , но нац непреязнь среди населения пресудствует .Видать уроки истории и смешаные браки и культура всеравно держат нац яд !Хрупкий мир в республике.То вахабы то нацыки.Если сейчас мы просто на форму грубо выражаемся, то на улице это может быть дракой , где то может перейти в поножовщину , ну а где то из за оружие могут взяться и потом пипец всему.ПРРРРРР остановитесь люди.Куда бежите . Оденьте черкески на праздник и поеште шашлык с хычинами и запейте айраном ,а на второй круг курицу в гедлибже . Всем Салам !

25.09.2013 в 13:58Amnistiya

чашку бы кофе...)

а история была другая...про то, кто шашлык придумал...

...Сидит как то пещерный человек и жарит на вытянутой руке на костре кусок мамонта, тут проходит мимо предок Думанова в 189 степени и видя как пещерный человек мучается, дает ему стрелу, и слышит в ответ "Упсо братан".

25.09.2013 в 15:14чай_в_стакане

Прежде чем настораживаться, делать выводы и судить о чем то, неплохо было бы наверно изучить суть вопроса, как вы считаете? Есть такая штука, ее еще историей называют, так вот, можете взять в руки книгу, или даже в том же инете покопаться и посмотреть - кто в каком костюме ходил на Кавказе, есть книжки даже с рисунками, для особо непонятливых. А потом делать выводы, настораживаться и т.д. 

А меня например настораживает, когда какой то тип вылазиет и с умным выражением лица говорит что черкесский костюм - это тюркский халат 

25.09.2013 в 17:58Мимино

Салам Алейкум! Зачем вы тут всем доказываете, что черкеску придумали черкесы? Разве в этом суть? В таких спорах никто никогда не уступит, а читающий только озлобится. Вопрос совершенно в другом, почему я должен костюм, который носили мои предки называть кавказским?? Я адыг, и костюм адыгский. Ты балкарец, так провозгласи день балкарского костюма и празднуй, неужели я приду поучать тебя как назвать костюм, который твои предки носили?

25.09.2013 в 14:34arznevmuskia

удаляясь от того, кто там кого первым съел и как назвал, скажу свое мнение.

Называть кавказский костюм "черкесским" или "балкарским" или "даргинским" и т.д., по-моему неправильно и недальновидно. Потому как костюм этот в равной степени принадлежит всем народам и как правильно тут сказали эволюционировал на протяжении многих веков.

Меня настораживает то, что молодое поколение будет понимать это дословно. Т.е. считать, что кавказский костюм придуман одним народом, а все остальные его переняли. Что является признаком некой "исключительности" одного народа над другими.

отнюдь не против чего-либо черкесского, но, по-моему, смахивает на популизм и выпячивание чего-то.

26.09.2013 в 00:01a.tor1

  всё просто: если где-то есть [...], то ты среди них.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Не переходите на личности.]

26.09.2013 в 08:36chegevara

анас настораживает, что вас это настораживает.

26.09.2013 в 08:55чай_в_стакане

Bogner, ни одного нац. комента в соседней теме, так что есть над чем задуматься

25.09.2013 в 15:14Alik01

Нравится кому-то или нет, черкеска - это чисто адыгское изобретение. Не было еще тюрков на Кавказе, а "черкеска" была. 

Ни один автор, ни один исследователь Кавказа нигде и ни разу не написал, что "черкеска" создана тюрками, чеченцами или еще кем-то. Такую глупость могут себе позволить только местные шарлатаны от истории типа Будая и К. Спросите хотя бы казаков, у кого они заимствовали костюм.

Я бы мог привести высказывания нескольких десятков авторов, пишущих об этом, но, боюсь, здешняя ангажированная публика все равно не поймет. Взять хотя бы венгерского исследователя Жан Шарль де Бесса, который пишет, что  "... одежда черкесов, перенятая в настоящее время всеми жителями Кавказа, легкая, элегантная и наилучшим образом приспособлена для езды верхом и военных походов". 

Удивительно, но, карачаевцы, например, эту одежду называли "черкес чепкен", что означает "черкесская одежда". Как же так получилось?

Теперь что касается "башлыка". Да, действительно, "башлык" тюркское слово. Но на черкесском языке башлык называют "щхьэрыхъуэн". А теперь пусть кто-нибудь (не адыг) попробует выговорить это слово. Тюркские языки намного легче адыгского, естественно, для русского уха, например, легче выговорить "башлык", чем "щхьэрыхъуэн". Это ведь понятно, потому распространилось тюркское название.

И потом, ни у одного другого тюркского народа нет ни черкески, ни башлыка. Это тоже о многом говорит.

 

 

 

26.09.2013 в 08:34chegevara

чай, вы правы, вот чем нам нужно гордиться, у нас еще есть хабзэ.

26.09.2013 в 08:28chegevara

Это уже зависть.

25.09.2013 в 17:09BOGNER

))))))))