15:36 / 07.10.2013В Грузии жители села Чела разделились во мнениях о необходимости восстановления минарета

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Мусульмане села Чела требуют восстановления демонтированного минарета и заявляют об искусственном разжигании межрелигиозного конфликта, "открывающего дверь терроризму". Православные же жители говорят об ущемлении их прав мусульманами. Власти и представители НПО ожидают решения вопроса на уровне законодательства о религиозных объектах.

Хроника событий

Напомним, что резонанс в грузинском обществе вызвал демонтаж минарета в селе Чела Адыгенского района страны. Религиозное сооружение завезли в Грузию 14 июня этого года. Через четыре дня его установили в сельской мечети. 21-22 июня часть жителей села инициировала сбор подписей против минарета, заявление, подкрепленное подписями, было передано в полицию. Правоохранительные органы в свою очередь перенаправили заявление в гамбгеобу – орган местного самоуправления. 

20 августа муниципальные власти признали установку незаконной, выписали штраф на сумму в 200 лари и постановили, что владелец сооружения должен его демонтировать.

26 августа по указу службы доходов министерства финансов "с целью проверки веса конструкции и её товарного кода" минарет был демонтирован и вывезен за пределы села. В этот же день мусульмане, несогласные со сносом, начали акцию протеста у здания полиции в Ахалцихе, арестован 21 человек. На следующий день после переговоров, проведенных в краевой полиции, муфтий Духовного управления мусульман Грузии Джемал Паксадзе заявил, что конфликт улажен. По его словам, стороны договорились, что после проведения товарной экспертизы, на которой настаивают власти, минарет будет восстановлен; арестованных освободили.

Однако такое решение вызвало негодование у христианского населения района. 28-29 августа христиане, не желающие восстановления минарета в селе, провели акции протеста.

На сегодняшний день минарет складирован в нескольких километрах от села и круглосуточно охраняется полицией.

Корреспондент "Кавказского узла" побывал на месте событий, чтобы услышать мнения всех сторон конфликта. 

Имам Абуладзе: минарет – не спичка, чтобы мы его прятали, всё было сделано официально

Имам села Чела Джамбул Абуладзе рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что с 2006 года грузины-мусульмане собирали пожертвования на установку минарета. 

Минарет – в архитектуре ислама башня, с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют вообще). 

По словам Абуладзе, в этом году руководство мечети набрало нужную сумму. "Мы начали выяснять, сколько стоит минарет и где его приобрести. В Интернете нашли фирму в Турции, которая делает минареты на заказ. Выбрали ту модель, которая нравилась нам, она стоила восемь тысяч долларов", – рассказал имам.

"Когда минарет был готов, мы привезли его в Грузию, растаможили. Он высотой 22 метра и весит 2,5 тонны. Мы устанавливали его етыре4 дня. Поэтому мне обидно, когда теперь говорят, что, мол, мы его обманом привезли и за одну ночь установили. Это, что спичка, чтобы в кармане спрятать", – объяснил Абуладзе.

"Правительство было не против. Но потом вмешалась патриархия, и все пошло наискосок", – дополняет слова имама его заместитель Давид Чогадзе.

Он одним из первых оказался на месте событий. "Я услышал звук патруля и вышел на улицу. Они сразу сказали мне: "Оставь телефон дома", чтобы я не смог никуда позвонить. Все было перекрыто, чтобы люди не мешали,  и журналисты не засняли", – рассказал Чогадзе.

"Территория была перекрыта на 500 метров, никого не впускали, летали вертолеты, стояли пикапы, полиция, спецназ – все были собраны. Целую спецоперацию провели", – делится впечатлениями Нино Нариманишвили – редактор региональной газеты "Южные ворота", которая впервые осветила это происшествие.

Арестованные: полицейские оскорбляли нашу религию, говорили, что грузин-мусульман не существует

26-27 августа в ходе акций протеста против демонтажа задержали 21 человека. Шестерым из них были предъявлены обвинения. Троих из задержанных 27 августа суд приговорил к штрафам в размере 400 лари (около 240 долларов) за неподчинение полиции. Еще троим участникам акции предъявлены обвинения по статье 353 Уголовного кодекса Грузии (сопротивление, угроза или насилие в адрес защитника общественного порядка или другого представителя власти). Это Вахтанг Маркоидзе, Раинди Шантадзе и Геннадий Абашидзе. Сейчас их выпустили под залог в две тысячи лари (почти 39 тысяч рублей. - Прим. "Кавказского узла"). 

"Почему и за что меня задержали, я до сих пор не знаю, – считает 60-летний Вахтанг Маркоидзе. – Я должен заплатить залог в 2 000 лари. Хотя мы ничего такого не сделали. Правительство повело себя очень неправильно".

Еще один участник акции, 18-летний Раинди Шантадзе объяснил, что противостояния с полицией не было. "Мы просто просили их показать документ, где написано, что нужно демонтировать минарет. Нам, конечно же, никакой документ не показали, – рассказал он. – Нас били ногами, дубинками. Потом меня посадили в пикап и увезли. В участке Гела Коходзе (глава полиции Адыгенского района, - прим. "Кавказского узла") тоже оскорбил, ударил.  Именно потому, что мы мусульмане. Они оскорбляли нашу религию. Мне говорили, что я вообще должен был быть христианином, а не мусульманином, что пора перекреститься".

 "Я пришел с другими людьми на защиту нашей молельни, – поделился 25-летний житель села Геннадий Абашидзе. – Меня также избили, связали руки. Мне говорили, что грузин-мусульман не существует: если ты грузин, значит, должен быть православным. Я сказал, когда видел, как демонтируют минарет, что мы, грузины, так потеряем друг друга, что таким обращением потеряете Аджарию, как потеряли Абхазию. Думаю, из-за этих слов меня арестовали и по Уголовному кодексу рассматривают мое дело".

Я думаю, меня арестовали и рассматривают дело по Уголовному кодексу, так как я сказал, что таким обращением с мусульманами Грузия потеряет Аджарию, как потеряла Абхазию.

63-летний председатель комиссии управления мечети, педагог Отар Маркоидзе также стал свидетелем демонтажа минарета в Челе и был задержан. По его словам, когда он пытался узнать,  по какому праву демонтируется минарет, и кто главный в группе демонтирующих, его оскорбили и избили.

"Полицейские в ответ на наши вопросы начали нас оскорблять, говорить матом, говорить: "Вы татары, аджарцы, ваше время закончилось!" Потом на меня надели даже не наручники, а пластмассовые хомуты, которые резали руки. Меня побили и других  били. Я лежал на земле с разорванной одеждой, с завязанными руками, а они ругались, пинали, орали. Потом нас увезли в Ахалцихе в полицейский участок. Все это было сделано, чтобы запугать нас. При всем этом присутствовал глава полиции Адыгенского района Гела Коходзе", – рассказывает Маркоидзе.

"Мы думаем, это сделали власти, правительство по заказу патриархии. Я говорю это, потому что, когда мы проводили акцию протеста в Батуми и требовали вернуть минарет на место, нашего главного муфтия позвали в патриархию, а не в государственные структуры. И когда было решено, что минарет должен вернуться назад, вышел епископ и сказал: "Я гарант того, что минарет не возведут вновь у мечети", – подчеркнул Маркоидзе. 

Житель села: правительство сделало так, что мусульмане и христиане, жившие мирно, теперь противостоят друг другу

Со слов руководства местной мечети, в селе Чела проживают 40 семей, 15 из которых христиане. Они уверяют, что на протяжении долгих лет все жили в мире, и только сейчас начались недопонимания. "Мы всегда дружно жили. Вот христиане церковь строили, а мы им помогали", – рассказывает Абуладзе.  

Житель Чела Отар Горгадзе (67 лет) говорит, что более 50 лет грузины-мусульмане и грузины-христиане живут по соседству, ходят друг к другу в гости, на свадьбы.  

"А сейчас наше же правительство сделало так, что мы противостоим друг другу. Вместо того чтобы успокоить ситуацию, все наоборот сделали. Но я не откажусь от своей религии, пусть даже меня убьют. Мы никогда не просили для себя ни земли, ни воды, ничего. Мы просим только защитить наши права! Нас, грузин-мусульман, унизили, будто бы мы не грузины. Почему нас так разделяют?!" – задается вопросом Горгадзе.

Пусть вернут минарет на место, и мы забудем ту обиду и оскорбление, которые нам были нанесены. В противном случае мы будем прибегать к радикальным мерам.

 "Пусть вернут минарет на место, и мы забудем ту обиду и оскорбление, которые нам были нанесены. В противном случае мы будем тоже прибегать к радикальным мерам", – заявил имам Абуладзе.

Муфтий Мамука Вашакмадзе: нужно расследовать, кто та третья сила, которая разжигает конфликт

Муфтий края Самцхе-Джавахетии Мамука Вашакмадзе говорит, что инцидент в селе Чела и подобные события, произошедшие ранее в селах Самтакцаро, Нигвзиани и Цинцкаро – все это – дискриминация мусульманского населения Грузии.

"В Челе население – очень верующие мусульмане. То, как нас унизили – это непостижимо. Зачем надо было проводить спецоперацию, бить людей, арестовывать? Ведь никакого постановления суда о демонтаже минарета не было", – возмущается Вашакмадзе.  

Инцидент в селе Чела и подобные события, произошедшие ранее в селах Самтакцаро, Нигвзиани и Цинцкаро – все это – дискриминация мусульманского населения Грузии.

"Кто начал эту провокацию? Считаю это проблемой государства, потому что оно допустило развитие таких агрессивных событий. Это оно должно расследовать, кто провокатор, кто та третья сила, которая разжигает конфликт", – считает муфтий.

 Муфтий  Мамука Вашакмадзе также отметил, что мусульманское население села не собиралось громко созывать паству на молитву, так как  в селе живут еще и христиане, и они не хотели им этим как-то мешать.

 «Но нам, правда, очень хотелось, чтобы у нашей мечети был минарет, так как это её неотъемлемая архитектурная часть. Каким варварским образом демонтировали минарет – этим весь мусульманский мир оскорбили. Таким своим поведением они просто открыли дверь террористам, которых еще никогда в Грузии не было. Само государство  спровоцировало эту проблему. И теперь это проблема всего нашего грузинского народа, которой до сих пор не было", – говорит Вашакмадзе.  

Православные активисты: Грузия стремится к Европе, а ни в одной европейской стране у мечетей нет минаретов

В свою очередь отец Николай, священник в соседнем селе Зарзма, считает, что конфликт начался именно с того, что мусульмане поставили минарет, не спросив разрешения у местных христиан.

"Они фактически ущемили права местных христиан, которые там находятся в меньшинстве.  Считаю, что минарет – это проблема, потому что местные христиане были против, и я на их стороне. Прежде чем устанавливать минарет, они должны были все согласовать с патриархией, а также с государственными структурами и местными христианами. И только потом устанавливать или не устанавливать минарет", – заявил отец Николай.

 Один из организаторов акции протеста против установления минарета в селе Чела Годердзи Кублашвили считает, что конфликт затеян не христианским населением. По его мнению, "это все начала определённая группа, провокаторы, которые идут против грузинской государственности".

"Эти провокаторы противопоставили нас, христиан и мусульман, которые на протяжении лет жили в мире друг с другом. Надеюсь, следствие выяснит, кто был этим провокатором. Провокация – это когда в одну ночь поставили минарет, незаконно и без разрешения. Мы строим страну европейского стиля и идем к Европе. А теперь назовите мне хоть одну европейскую страну, где мечети стоят с минаретами? Но мы все грузины, и не надо вмешиваться и между нами становиться, мы братья", – говорит Кублашвили.

Одна из участниц акции протеста, Нато Абжандадзе высказалась следующим образом: "Им что, обязательно минарет иметь? Они и без минарета хорошо молились в своей мечети. Они нарушили наши права как православных. Не будет здесь минарета, мы не допустим".

 Участник акции протеста Гия Копадзе считает, что мусульмане из села Чела не сами купили этот минарет. "Это турки им купили минарет! Мы в газете читали об этом. Чела – не мусульманская деревня. Те мусульмане, которые живут в Челе – они из Аджарии, это мигранты. Приехали сюда, их хорошо приняло местное население, а они вот так их предали сейчас. Мусульмане здесь гости, и исламская религия в Грузии тоже гость, потому что мы с IV века христиане. Но мы не запрещаем им молиться, пусть молятся, просто без громких молитв", – заявил Копадзе.

Представитель НПО "Толерантность": Грузии нужен закон о постройке религиозных объектов

В свою очередь представитель местной неправительственной организации "Толерантность" Цира Месхишвили акцентировала внимание на том, что многие проблемы идут от того, что в Грузии нет закона о постройке религиозных объектов.

"Сейчас нет закона о строительстве религиозных объектов. И правительство, и НПО должны работать над ним, чтобы в будущем недопонимания у нас больше не возникло. В таких делах нужен четкий закон, а не эмоции", – подчеркнула Месхишвили.

Исполняющий обязанности губернатора Адыгени Арсен Малахашвили  рассказал, что в  Адыгенский муниципалитет входят 55 деревень и два поселка. Всего в районе проживают около 22 тысяч  человек, из которых три тысячи - мусульмане. То есть грузин-мусульман в районе 13%.

Свою версию конфликта представил юрист органа местного самоуправления в Адыгенском районе Заза Дзиндзибадзе. По его словам, 1 августа 2013 года к ним от полиции пришло заявление о незаконном строительстве, и  1 же августа они начали рассматривать это  дело.  Он также отметил, что к заявлению были прикреплены несколько сотен подписей от местного населения.

"Специалист осмотрел минарет, место, и выяснилось что это было незаконное строительство. 5 августа было указано, что владелец минарета должен в течение 10 дней представить гамгеобе всю необходимую документацию для того, чтобы получить разрешение на строительство, то есть, чтобы узаконить это незаконное строительство", – пояснил Дзиндзибадзе.

"В указанные сроки никакая документация нам предоставлена не была. После этого 19 августа была проведена проверка. И 20 августа был издан указ о необходимости демонтажа, наложен штраф. Были даны три дня, чтобы они сами демонтировали этот объект. Если бы они этого сами не сделали, то это сделало бы специальное бюро по исполнению указа", – говорит юрист. Он пояснил, что, так как 24-25 августа были выходными днями, они должны были привести указ в действие 26 августа.

"Но мы узнали, что там уже налоговая служба вмешалась, и они там провели спецоперацию по демонтажу минарета. По какому праву это сделала налоговая служба, мы не знаем, так как они не к нам относятся, а к центру", – подытожил Дзиндзибадзе.

Получить комментарии от службы доходов министерства финансов корреспонденту не удалось.

Мусульмане села Чела требуют восстановления демонтированного минарета. Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" Эдиты Бадасян от 22-23 сентября 2013 г.

На сегодняшний день конфликт вокруг минарета так и не исчерпан. Его установка отложена до тех пор, пока не будет урегулирована законодательная база. А сам объект складирован в нескольких километрах от села и круглосуточно охраняется полицией

Однако ситуация не забыта властями. Этот вопрос грузинский премьер-министр Бидзина Иванишвили обсудил 5 октября с членами Союза мусульман Грузии на закрытой встрече, сообщает портал "Вестник Кавказа".

Добавим, что пятидневная экспедиция для журналистов Южного Кавказа, в ходе которой они смогли познакомиться с ситуацией в мусульманских районах Грузии, была проведена журналистской организацией Go Group Media при финансовой поддержке финского фонда VIKES.  

Автор:Эдита Бадасян