Одним из первых принял удар стихии Кавказский заповедник. По словам директора заповедника Сергея Шевелева, 20 июня мощный циклон прошел по северному макросклону Главного Кавказского хребта, охватив 60% территории Восточного отдела и часть Северного отдела. Вышли из берегов реки Малая Лаба, Цахвоа, Киша. На территории заповедника в Краснодарском крае, Карачаево-Черкесии и Адыгее было снесено восемь мостов (один из них длиной сто три метра), частично разрушена плотина ГЭС в Гузерипле. Потоками воды размыто в общей сложности более ста километров дорог и охранных троп. Из двенадцати кордонов семь моментально оказались изолированными от внешнего мира, сейчас к ним можно добраться только пешком.
В управлении заповедника раздаются телефонные звонки. Туристы, планировавшие провести отпуск в походе по живописным местам, атакуют вопросами насчет туристских маршрутов через заповедник, особенно на Красную Поляну. Ответ один: эти маршруты от кордонов Закан, Умпырь и Карапырь через Псебай закрыты. Многие участки просто "перепаханы" бурлящими потоками, на них образовались канавы и рвы глубиной до трех метров.
"Первой нашей задачей, ? говорит С.Шевелев, ? было эвакуировать из заповедника людей, оставить минимальное число сотрудников. Это было сделано с помощью армейских вертолетчиков, за что им огромное спасибо. Вывезены семьи лесников с детьми. Некоторые из них вынуждены были ночевать в лесных сторожках в горах, подальше от реки.
Когда, казалось бы, воды немного поубавилось, мощный селевой поток образовал затор высотой в шесть метров, вода разлилась на полтора километра. Тысячи кубометров воды, дойдя до критической отметки, создали угрозу затопления населенных пунктов Мостовского района Краснодарского края.
Мы срочно связались со штабом в Ставрополе. Для принятия решения на место быстро прибыли представители МЧС. Было принято решение осуществлять постепенный спуск воды с помощью взрывов. Работы начались в четверг на прошлой неделе в два часа дня и с интервалами продолжались весь день, не прекратились и ночью".
Директор говорит, что обстановка на территории заповедника стабилизировалась, она под контролем. Радист заповедника Олег Тукало, выехав на место, восстановил связь с пострадавшими от стихии отделами. Сейчас у рации ? круглосуточное дежурство. Четко и организованно действовали во время стихии сами сотрудники отделов, потерпевших разрушения. В чрезвычайных ситуациях выручали дисциплина и организованность, во многом благодаря которым удалось избежать несчастных случаев с людьми.
Погибли две лошади. Для тех, кому помогали в нелегкой работе по охране леса эти умные и преданные животные, это большая потеря. Пострадали жилища земноводных и птиц, значит, и они сами, да и другие животные. Исчезли участки прирусловых лесов, поляны. А на отмелях находили погибшую форель. Об этих трудно восполнимых потерях с огорчением говорят ученые заповедника, летние полевые, научно-исследовательские работы которых были прерваны из-за непрекращающихся ливней.
"В район Магишо из-за ливней и половодья добраться было невозможно, гора стала островом, ? говорит заместитель директора Кавказского заповедника по научной работе доктор биологических наук Борис Туниев. ? До этого маленькие ручейки углубляли русла до двух метров".
Из семнадцати участков, определенных для учета животных, из-за отсутствия подходов к ним ? стихией разрушены мосты, кладки ? исключено шесть.
Сейчас в заповеднике в обычном режиме ведутся хозяйственные и охранные мероприятия. На кордонах работники заповедника и их добровольные помощники наводят порядок, очищая строения и территорию от ила, песка и камней.
Чтобы восстановить подъездные пути к кордонам, нужна специальная техника, которой у заповедника нет. Нет пока и средств на ее приобретение.
Уточняется план поэтапной ликвидации последствий стихии, которая нанесла заповеднику, по предварительным подсчетам, материальный ущерб в 2,5 млн. рублей.
Обо всем происшедшем и о том, что предстоит сделать на территории заповедника, его руководитель проинформировал местные администрации и Министерство природных ресурсов.
Кавказский государственный природный биосферный заповедник, второй по величине в Европе, являющийся всемирным природным наследием, не должен остаться без внимания и поддержки, в том числе и финансовой.