19:11 / 28.10.2013Жалобу на прекращение расследования гибели 24 жителей Чечни суд рассмотрит 30 октября

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Рассмотрение жалобы на постановление о прекращении уголовного дела по делу о гибели 24 жителей Чечни при бомбардировках в селении Катыр-Юрт, назначено в Грозненском гарнизонном военном суде на 30 октября, сообщил адвокат заявительницы Кирилл Коротеев.

Первое заседание по делу состоялось 15 октября, однако по слова правового представителя Международного историко-просветительского и правозащитного общества "Мемориал" Кирилла Коротеева, "рассмотрения дела по существу не было, и слушание было перенесено на 30 октября".

Как сообщал "Кавказский узел", 26 сентября в Грозненский гарнизонный военный суд от имени жительницы Катыр-Юрт Марусы Абуевой была подана жалоба на постановление о прекращении расследования уголовного дела о гибели мирных жителей, которые произошли при бомбардировках селения Катыр-Юрт Ачхой-Мартановского района в феврале 2000 года. Тогда был убит сын  и разрушен дом Абуевой. В жалобе содержится требование признать постановление о прекращении уголовного дела незаконным и возобновить расследование дела.

Расследование дела неоднократно возобновлялось и прекращалось "в связи с отсутствием состава преступления в действиях офицеров вооруженных сил РФ", пояснил Коротеев. В последний раз расследование было прекращено 9 марта 2013 года постановлением заместителя руководителя третьего военно-следственного отдела Следственного комитета России по Южному военному округу Т. Пехливана.

В поданной Абуевой жалобе оспаривается то, что действия военнослужащих при подготовке и проведении бомбардировки с. Катыр-Юрт являлись крайней необходимостью. Вывод о крайней необходимости основан на заключении оперативно-тактической экспертизы, а не на анализе следствия, поэтому следствие не может оценить вопрос о превышении пределов необходимой обороны, говорится в тексте иска. Заявительница указывает на то, что по ч. 2 ст. 39 УК РФ вред, причиненный жителям села, не соответствовал характеру и степени опасности, которая устранялась в ходе военной операции.

4 февраля 2000 года в село Катыр-Юрт вошла большая группа членов незаконных вооруженных формирований. Жители не были уведомлены о готовящейся военной операции. Российские власти начали военную операцию, наносили ракетно-бомбовые удары. В результате, по разным оценкам, в селе погибли от нескольких десятков до более 100 гражданских лиц, отмечается в докладе Правозащитного центра "Мемориал" "Практика проведения "контртеррористической операции" Российской Федерацией на Северном Кавказе в 1999-2006 гг".

В иске также поясняется, что следствием не приняты во внимание выводы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) о том, что при планировании и проведении операции в селе Катыр-Юрт, несмотря на то что операция не была спонтанной, жителям села не предоставили ни достаточного времени для подготовки к эвакуации, ни безопасных маршрутов отхода от места столкновения. Также, по мнению заявительницы, военные не соблюдали границ "безопасного" коридора для гражданских лиц, и обстрел села продолжался в то время, когда многие люди пытались его покинуть. 

"Кавказский узел" не располагает комментариями ответчиков по делу.

Напомним, что  по итогу разбирательства жалобы жительницы села "Исаева против России" ЕСПЧ признал, что имело место нарушение статьи №2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на жизнь), поскольку операция не была спланирована и проведена так, чтобы защитить жизнь гражданских лиц. 2 декабря 2010 года ЕСПЧ подтвердил эти выводы в деле "Абуева и другие против России", обязав Россию к выплате компенсаций в 1,72 миллиона евро и указав на необходимость проведения нового расследования бомбардировки в Катыр-Юрте для установления и наказания виновных.

Автор:Карина Гаджиева