ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Бакинском суде по тяжким преступлениям под председательством судьи Алисултана Османова завершается судебный процесс по делу активного пользователя социальных сетей, верующего Рашада Агааддина, который обвиняется в наркоторговле. 30 октября государственный обвинитель попросил суд приговорить Агааддина к 10 годам лишения свободы. Адвокат Агааддина заявляет, что вина его подзащитного не доказана. Сам обвиняемый считает уголовное дело политически мотивированным.
Напомним, Рашада Агааддина задержали 9 мая в Баку возле станции метро "20 января". По данным следствия, при задержании из заднего кармана его брюк были изъяты 9 граммов героина. 10 мая Наримановский райсуд Баку арестовал его на три месяца. Впоследствии срок ареста продлевался. 4 сентября начался судебный процесс по делу Агааддина.
Рашад Агааддин оглу Хагигат (Рашад Рамазанов) родился в Масаллинском районе Азербайджана. В 2002 году окончил бакалавриат географического факультета Бакинского государственного университета по специальности эколог. В 2004 году получил степень магистра. Как сообщается на его странице в социальной сети Facebook, он является автором книг по философии, экологии, истории, общественной мысли.
30 октября на процессе по делу Агааддина состоялось заключительное выступление государственного обвинителя. Он попросил суд признать Агааддина виновным по статье 234.4.3 (незаконные изготовление, производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств в крупном размере) УК Азербайджана и приговорить его к 10 годам лишения свободы. Максимальная мера наказания по этой статье составляет 12 лет лишения свободы.
Адвокат Агааддина Азер Нагиев считает, что вина его подзащитного не была доказана.
"Все обвинение построено лишь на свидетельских показаниях сотрудников главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД, задержавших Агааддина", - сказал адвокат Нагиев корреспонденту "Кавказского узла".
При этом он отметил, что ходатайство защиты о проведении экспертизы целлофанового пакетика, в котором, как утверждает следствие, содержались принадлежащие Агааддину наркотики, на предмет установления отпечатков пальцев не было удовлетворенно.
Сторона обвинения и суд мотивировали это тем, что уже прошло много времени, и экспертиза ничего не даст, поскольку за истекшее время к указанному пакетику прикасались и другие люди.
Сам Агааддин заявил, что наркотики ему подбросили сами полицейские. Он считает, что его преследуют по политическим мотивам за критические выражения в адрес властей в социальной сети Facebook.
Напомним, что Агааддин на своей странице в социальной сети Facebook высказывал критику в адрес властей страны. Кроме того, Агааддин иронизировал по поводу выдвижения кандидатуры Ильхама Алиева на пост президента в третий раз, отмечая, что он (Алиев), "видимо, хочет войти в книгу рекордов Гиннеса". В другой записи Агааддин охарактеризовал азербайджанскую власть как "дьявольский режим".
Адвокат Агаадина также отметил, что экспертиза дала заключение, что Агааддин не употребляет наркотиков.
Подробно позицию защиты адвокат намерен изложить в своем заключительном слове. Адвокат попросил время для подготовки, и судья назначил выступление защиты на 13 ноября.
Директор Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов считает, что Агааддина преследуют за его выражения в социальных сетях в Интернете.
"Представители нашего Института проводили мониторинг судебного процесса и констатировали отсутствие веских доказательств вины Агааддина. Процесс по его делу очень похож на дело главного редактора газеты "Толыши садо" Гилала Мамедова в части, касающейся обвинения в наркоторговле. Агааддина и Мамедова следствие представляет чуть ли не как наркобаронов, в то время как они испытывали большие материальные затруднения. С другой стороны, если они занимались наркоторговлей, то следствие должно было установить и поставщиков наркотиков, и потенциальных клиентов-покупателей. Но всего этого не было сделано, что усиливает убежденность в фальсификации обвинения", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Гусейнов.
"Мы включили Рашада Агааддина в список содержащихся в тюремном заключении журналистов, блогеров, активных пользователей социальных сетей, арестованных за свободу выражения. Число политзаключенных этой категории сегодня составляет 10 человек. Это очень много для страны-члена Совета Европы", - добавил Гусейнов.
Агааддин также включен в список 140 политзаключенных в Азербайджане, составленный Клубом прав человека, Институтом мира и демократии и Международным обществом по правовым исследования.
"Дело Агааддина примечательно и тем, что он в нарушение закона больше недели после избрания меры пресечения содержался в ГУБОП МВД и, по словам адвокатов, подвергался пыткам. Только после активного освещения этой темы в СМИ и протестов общественности его наконец перевели в СИЗО Пенитенциарной службы. Мы считаем Рашада не только политзаключенным, но и "узником совести", - сказал глава Клуба прав человека Расул Джафаров.
В ГУБОП МВД отказались отвечать на вопросы корреспондента "Кавказского узла" по делу Агааддина и рекомендовали обратиться в пресс-службу МВД. Однако в этом ведомстве также воздержались от комментариев.
В Азербайджане распространена практика привлечения журналистов и активистов гражданского общества к уголовной ответственности по обвинению в незаконном хранении или торговле наркотиками. Ранее по подозрению в незаконном хранении наркотиков были задержаны выступавшие с критикой в адрес властей теолог Талех Багирзаде, главный редактор газеты "Толыши садо" Гилал Мамедов, активисты гражданского движения Nida Бахтияр Гулиев, Мамед Азизов и Шахин Новрузлу, член молодежного комитета партии Народного фронта Дашгын Меликов.