ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Бакинском суде по тяжким преступлениям под председательством судьи Зейнала Агаева завершается судебный процесс по делу главного редактора сайта религиозной направленности Azadxeber.org Ниджатом Алиевым и еще девяти верующих, обвиняемых в незаконном хранении наркотиков и оружия, разжигании межрелигиозной розни, призывах к захвату власти, распространении запрещенной религиозной литературы. Обвинение предлагает осудить обвиняемых на лишение свободы на сроки от пяти до 10 лет.
Как сообщал "Кавказский узел", Ниджат Алиев был задержан 20 мая 2012 года возле станции метро "Мемар Эджеми" в Баку по обвинению в незаконном хранении наркотиков. По данным следствия, у него из кармана брюк были изъяты 6,92 грамма марихуаны. Журналист отверг предъявленное обвинение, заявив о политически мотивированном преследовании. Впоследствии ему были предъявлены обвинения и по другим статьям УК.
Журналист обвиняется по статьям 234.1. (незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств), 167-2.2.1 (распространение религиозной литературы без соответствующего разрешения, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), 281.2 (публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя) и 283.2.2 (возбуждение национальной, расовой, социальной или религиозной ненависти и вражды с использованием своего служебного положения) УК Азербайджана.
На судебном заседании 31 октября состоялось заключительное выступление государственного обвинителя, который попросил суд приговорить Ниджата Алиева, Эльвина Насирова и Джейхуна Сафарли к 10 годам лишения свободы, Горхмаза Джамалова и Валеха Абдуллаева к девяти годам, Самира Гусейнова – к восьми годам, Элимхана Гусейнова – к семи годам, Эмина Тофиги и Али Алиева – к шести годам, Сафара Мамедова – к пяти годам лишения свободы, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Ниджата Алиева Ялчин Иманов.
Он заявил, что "уголовное обвинение против Ниджата Алиева полностью сфабриковано".
Поводом для предъявления обвинений стал распространенный в социальных сетях в апреле-мае прошлого года видеофильм с критикой проведения конкурса "Евровидение" (состоялся 22-26 мая 2012 года в Баку). Следствие считает, что в фильме звучали антиправительственные призывы, и имеются признаки разжигания межрелигиозной розни, пояснил адвокат.
Отметим, что за несколько дней до конкурса "Евровидение-2012" в Баку и Сумгаите были распространены листовки и видеодиски, содержащие критику политики властей Азербайджана в связи с преследованием мусульман и "сотрудничеством с сионистами".
"В действительности же ничего противозаконного в видеоматериале не было. В фильме выражалось мнение, что проведение в Баку "Евровидения-2012" противоречит нравственным ценностям Азербайджана. В фильме также содержалось осуждение предполагаемого гей-парада в Баку в рамках этого конкурса, а также критиковалось нарушение прав верующих, запрет на ношение хиджаба в школах, нерешенность карабахского конфликта. Но все это полностью соответствуют гарантируемой Конституцией и Европейской конвенцией о правах человека свободе выражения", - сказал адвокат.
Что касается наркотиков, то, по словам Иманова, их подбросили сотрудники полиции.
Адвокат также заявил, что Ниджат Алиев подвергался пыткам. "Ниджату выбили два зуба, разорвали барабанную перепонку. Другие обвиняемые также жаловались на физическое давление. Самое интересное, молодых людей обвиняют в совершении преступлений по предварительному сговору, в то время как многие из них не были знакомы вовсе. К примеру, Ниджат Алиев не был знаком с большинством обвиняемых", - сказал Иманов.
По его мнению, прокурор предложил приговорить Ниджата Алиева "к очень суровому наказанию". "Да, по сумме статей он мог бы попросить и более 20 лет. Но в Азербайджане нет такой практики, обычно меньшие сроки поглощаются большим. С этой точки зрения Ниджату Алиеву полагался максимальный срок до восьми лет - по статье 281.2. Однако прокурор пошел на частичное суммирование и предложил 10 лет. Это большой срок за инкриминируемые деяния, которые не повлекли какого-либо физического или имущественного ущерба", - сказал адвокат Иманов.
Комментариев от адвокатов других обвиняемых в распоряжении "Кавказского узла" пока нет.
Отметим, что следствие в отношении обвиняемых по этому делу велось следственным управлением по тяжким преступлениям генеральной прокуратуры. В ведомстве воздержались от комментариев со ссылкой на то, что правовую оценку действиям обвиняемых даст суд.
Ниджата Алиева преследуют за его профессиональную деятельность и выражения в своем on-line медиа, считает директор Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов.
"Этот человек пострадал за свои высказывания, причем они укладываются в международные стандарты свободы выражения. Практика арестов журналистов газет распространилась и на представителей on-line медиа и активистов социальных сетей в Интернете. По нашим данным, число арестованных в Азербайджане за свои выражения в традиционных СМИ и Интернете достигло 10", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" директор ИСБР Эмин Гусейнов.
"Преследования представителей интернет-ресурсов религиозного содержания является ударом по свободе выражения", - прокомментировал корреспонденту "Кавказского узла" предъявленные Ниджату Алиеву обвинения директор Института права медиа (ИПМ) Рашид Гаджилы.
Напомним, 5 апреля суд в Баку приговорил главного редактора религиозного сайта xeber44.com Араза Гулиева, задержанного на акции протеста верующих, к восьми годам лишения свободы. Еще семь подсудимых по этому делу получили от трех до восьми лет. Подсудимым вменялись в вину пять статей УК Азербайджана - 228.1 (незаконное ношение, хранение и транспортировка огнестрельного оружия), 233 (организация и участие в действиях, нарушающих общественный порядок), 283.1 (разжигание национальной и религиозной розни), 315.2 (оказание сопротивления представителям власти), 324 (оскорбительные действия против флага и герба Азербайджана). При вынесении вердикта судья частично суммировал сроки наказания.
Родственники Гулиева связывают уголовное преследование с его профессиональной деятельностью и отмечают, что журналист лишь освещал акцию.