03:48 / 06.11.2013Адвокаты активистов Nida и "Свободной молодежи" заявляют о фальсификации следствием доказательств

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Следствие в отношении семи молодежных активистов Nida (Возглас) и члена движения "Свободная молодежь" Илькина Рустамзаде велось с нарушениями процессуальных норм, обвинение построено на доказательствах, собранных на незаконных основаниях и фальсификациях, заявили адвокаты обвиняемых на подготовительном судебном заседании по делу молодежных активистов.

7 марта по подозрению в призывах к насилию перед акцией против небоевых потерь в армии задержаны активисты Nida  Бахтияр Гулиев, Шахин Новрузлу и Мамед Азизов. 14 марта – один из лидеров движения Рашад Гасанов, 30 марта – два члена правления Nida Узеир Мамедли и Рашадат Ахундов, 1 апреля активист организации Заур ГурбанлыИлькин Рустамзаде задержан 17 мая по подозрению в хулиганстве - так следствие расценило организацию танцевального флэш-моба Harlem Shake и размещение видеосюжета в YouTube. 

Как сообщал "Кавказский узел", первоначально активисты Nida обвинялись в хранении наркотиков и взрывчатки, а Рустамзаде - в хулиганстве. Однако 12 сентября всем молодым людям было предъявлено новое обвинение - в организации массовых беспорядков, сопровождавшихся поджогами или погромами. Им грозит до 12 лет тюрьмы. Активисты отрицают обвинения.

Состоявшееся 5 ноября подготовительное заседание в Бакинском суде по тяжким преступлениям прошло под председательством судьи Джавида Гусейнова.

Адвокаты ходатайствовали о прекращении уголовного дела, а в случае неудовлетворения этого ходатайства просили суд заменить меру пресечения арест на домашний арест. Суд объявит свое решение по ходатайствам на следующем заседании, которое назначено на 15.30 14 ноября.

Судебный процесс по делу молодежных активистов вызвал большой интерес

Подготовительное заседание было назначено на 15.00. К этому времени у здания Бакинского суда по тяжким преступлениям в центре Баку собрались более 200 человек – родственники обвиняемых, молодежные активисты, представители правозащитных структур, члены оппозиционных партий и журналисты.

У здания суда дежурили более 10 полицейских, которые следили за общественным порядком. Однако собравшиеся сохраняли спокойствие, и работа полицейских свелась к тому, чтобы собравшиеся не выходили на проезжую часть улицы, дабы не препятствовать движению транспорта.

В связи с ограниченностью числа мест в судебном зале не все желающие попали на процесс. Сначала были пропущены в зал родные обвиняемых. Потом в зал стали пропускать журналистов и молодежных активистов. Правозащитники решили уступить журналистам места с целью широкого освещения процесса в СМИ.

Джамиль Гасанли поддержал обвиняемых

Среди тех, кто пришел поддержать обвиняемых, в качестве общественного защитника оказался и бывший бывший кандидат в президенты от Национального совета демократических сил Джамиль Гасанли. Молодые люди приветствовали его аплодисментами.

В беседе с журналистами Гасанли подверг критике процесс, назвав его "судом над невинными людьми". На просьбу оценить возможные итоги процесса Гасанли предположил, что "власти превратят это дело в предмет торга с международными организациями".

"Обычно авторитарные режимы используют в такого рода вопросах в качестве торга иностранных граждан, но наша власть играет судьбой своих граждан. Истинной причиной ареста молодых людей явилась их активная борьба против бесправия в стране и произвола власти. Эти образованные молодые люди "узники совести", - сказал Гасанли.

Бывшего кандидата в президенты беспрепятственно пропустили в зал.

Заседание проводилось в самом большом здании суда, в котором для публики отведено около 60 мест. Еще порядка 25 мест в зале отведено адвокатам и другим участникам процесса. Обвиняемые находились в железной клетке. Обвиняемые и их родители, и соратники тепло приветствовали и подбадривали друг друга.

Пришедших на процесс тщательно обыскивали для выявления опасных предметов, отбирали мобильные телефоны и другие записывающие и снимающие средства, а также документы, удостоверяющие личность.

Подсудимые были выбриты и аккуратно причесаны, одеты опрятно, выглядели бодрыми. Самому младшему из них - Новрузлу - 18 лет (на момент ареста 18 лет еще не исполнилось), самому старшему – Ахундову - 29 лет.

Около 15.30 председательствующий судья Джавид Гусейнов объявил о начале процесса.

Версия стороны обвинения

Согласно обвинительному акту, в феврале 2013 года члены незарегистрированной организации Nida Рашад Гасанов, Бахтияр Гулиев, Узеир Мамедли, Рашадат Ахундов, Заур Гурбанлы, Шахин Новрузлу и Мамед Азизов, а также Илькин Рустамзаде "договорились с целью нарушения общественно-политической стабильности, парализации деятельности органов государственной власти и управления организовать на предусмотренной для отдыха бакинцев и гостей столицы Площади фонтанов незаконную акцию".

"Для создания хаоса и замешательства, нарушения общественного порядка, запугивания обеспечивающих общественный порядок сотрудников полиции, привлечения внимания деструктивных сил и для стимулирования молодежи к участию в незаконной акции обвиняемые планировали, используя "коктейли Молотова" и дымовые шашки, организовать массовые беспорядки, сопровождающиеся поджогами, уничтожением имущества", говорится в обвинительном акте.

При этом выделенные (источник не указан, – примеч. корреспондента "Кавказского узла") 94 100 манатов (около 121 тысячи долларов) и эквивалентные 589,35 манатам 750 долларов для привлечения деструктивных сил к массовым беспорядкам были переданы Новрузлу для хранения, считает следствие.

После объявления в социальной сети Facebook на 10 марта митинга Гулиев, Новрузлу и Азизов собрали необходимые материалы из Интернета для изготовления "коктейлей Молотова", неоднократно встречались и обсуждали вопросы о вовлечении посредством распространения листовок и через Интернет большого количества молодых людей.

Они изготовили из быстро воспламеняющегося жидкого бензина, минеральных масел 20 пол-литровых бутылок "коктейлей Молотова", изготовили два взрывчатых устройства с использованием бездымного пороха "Сокол", засыпанного в 10-миллиграммовые шприцы, которые были привязаны к пол-литровым бутылкам. Кроме того, для "повышения активности" участников акции из неустановленных следствием источников Гулиев приобрел 255,40 грамма смолистого гашиша и 15,48 грамма высушенной марихуаны, Новрузлу - 252,27 грамма смолистого гашиша, Мамед Азизов - 174,54 грамма высушенной марихуаны и хранили их у себя дома.

Однако правоохранительные органы 7 марта с целью пресечения противоправных действий провели обыски на квартирах указанных лиц и изъяли указанные наркотические средства, взрывчатые вещества и денежные суммы.

Кроме того, Рустамзаде и Гулиев "с группой лиц грубо, нарушив общественный порядок, совершили на бронзовой скульптуре на приморском бульваре безнравственные действия, раздевшись по пояс, размахивая руками и ногами, стали демонстрировать вызывающие движения, не подчинились призывающим их к порядку работникам бульвара, сняли эти хулиганские действия на видео и 1 марта разместили под названием "Harlem Shake-ParkBulvar" на сервисе Youtube.com", говорится в обвинительном акте.

Судья объявил о предъявленных следствием обвинениях подсудимым, которые в заключительном варианте отличались от первоначальных.

Так, Рашаду Гасанову, Рашадату Ахундову, Зауру Гурбанлы и Узеиру Мамедли предъявлены обвинения по статьям 28, 220.1 (приготовление к преступлению - организации массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, либо участие в таких беспорядках) и 228.3 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в составе организованной группы) УК Азербайджана.

Мамед Азизов и Шахин Новрузлу обвиняются по статьям 28, 220.1, 228.3 и 234.1 (незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в количестве, превышающем необходимое для личного потребления).

Бахтияру Гулиеву инкриминируются статьи 28, 220.1, 228.3, 234.1, 221.2.1 (хулиганство, совершенное группой лиц) и 221.2.2 (хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка).

Илькину Рустамзаде предъявлены обвинения по статьям 28, 220.1, 228.3, 221.2.1 и 221.2.2.

В случае доказательства вины молодым людям грозит наказание в виде лишения свободы до 12 лет. Когда судья спросил у подсудимых, ясно ли им, в чем их обвиняют, большинство дало положительный ответ, только Заур Гурбанлы сказал, что ему не понятна суть обвинения.

Защита заявила ряд ходатайств

С согласия всех адвокатов защитник Ахундова Рашид Гаджилы выступил с общим ходатайством о прекращении уголовного дела. Он мотивировал эту позицию "сбором доказательств в нарушение законодательства, нестыковкой версии следствия с фактическими событиями, фальсификациями вещественных доказательств".

В частности, Гаджилы указал, что 7 марта сотрудники правоохранительных органов превысили полномочия, проведя обыски на квартирах Гулиева, Новрузлу, Азизова, в то время как у них была санкция только на осмотр.

Поэтому, по мнению адвоката, утверждения следствия об изъятии в квартирах бутылок с "коктейлями Молотова" и наркотиков не могут считаться добытыми законным путем доказательствами и должны быть исключены из материалов дела.

Кроме того, по словам Гаджилы, в протоколах об изъятии вещественных доказательств у Гулиева и Новрзлу было указано на изъятие бутылок с "коктейлями Молотова", однако впоследствии в материалы следствия были добавлены якобы изъятые две бутылки с воспламеняющейся жидкостью, к которым были прикреплены шприцы, заполненные бездымным порохом "Сокол".

Как пояснил адвокат Гасанова Асабали Мустафаев, "коктейли Молотова" являются зажигательной смесью и не подпадают под действие статьи 228.3 о взрывчатых веществах. "Поэтому следствие пошло на фальсификацию, чтобы оправдать предъявленные молодым людям обвинения по указанной статье", - пояснил адвокат Мустафаев.

Адвокат Гаджилы, продолжая свое выступление, обратил внимание на то, что по данным следствия, обвиняемые 28 февраля договорились о проведении 10 марта акции протеста "Положить конец солдатским смертям!"

"Как известно, поводом для этой акции послужила гибель солдата Сеймура Аллахвердиева, родные которого предположили, что его смерть была насильственной. Солдат погиб примерно в 15.30 28 февраля. В СМИ информация о самоубийстве солдата появилась только 1 марта. Как же в таком случае обвиняемые 28 февраля, еще не зная о гибели солдата, могли назначить на 10 марта акцию протеста и спланировать беспорядки?" - задал вопрос адвокат Гаджилы.

Гаджилы также обратил внимание на то, что акция 10 марта состоялась, и никаких массовых беспорядков и даже попыток к этому не было, хотя она и не была согласована с городскими властями.

Что касается части обвинения в хулиганстве, то, как подчеркнул адвокат, танец Harlem Shake в форме флеш-моба проводится по всему миру и не может считаться уголовно наказуемым деянием.

Гаджилы также ходатайствовал о ведении видеозаписи судебного процесса.

В заключение он отметил, что признательные показания, которые были даны Гулиевым, Новрузлу и Мамедовым 7-9 марта сразу после задержания, были основаны на незаконно проведенном обыске и взяты под психологическим давлением. Эти показания стали единственным основанием для арестов других обвиняемых, напомнил юрист.

Отметим, что вечером 9 марта телеканалы Азербайджана показали кадры оперативной съемки допросов арестованных активистов Nida. На кадрах они дали признательные показания, заявив, что в Nida членов организации готовили к оказанию "насильственного сопротивления полиции, осуществлению государственных переворотов". Тогда же Рашад Гасанов назвал уголовное дело провокацией.

Адвокаты всех обвиняемых также выступили с ходатайствами о прекращении уголовного дела, а в случае неудовлетворения этой просьбы предложили заменить арест на домашний арест.

"Никакого смысла дальше держать обвиняемых под стражей нет. Следствие завершено, и они не могут повлиять на его ход. С другой стороны если бы мой подзащитный хотел скрыться, то сделал бы это сразу после того, как были арестованы Гулиев, Новрузлу и Азизов", - сказал адвокат Мамедли Ялчин Иманов.

Государственный обвинитель никак не отреагировал на ходатайства. В связи с завершением рабочего дня судья перенес продолжение подготовительного заседания на 15.30 14 ноября.

Добавим, что министерство национальной безопасности и генеральная прокуратура Азербайджана не комментируют ход следствия по данному делу. Amnesty International считает обвиняемых активистов "узниками совести".

Автор:Фаик Меджид