22:13 / 10.11.2013Адвокат: в отношении Гашимли в Азербайджане нарушены четыре статьи Конвенции о правах человека

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Арест азербайджанского журналиста и правозащитника Парвиза Гашимли будет обжалован в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), заявил адвокат Гашимли Эльчин Садыгов. Защита подготовила заявление в ЕСПЧ, в котором содержится жалоба на незаконные, по мнению адвоката, арест и обыски, изъятие компьютеров и других электронных информационных носителей.

Напомним, сотрудник независимой газеты "Бизим йол" (Наш путь) и директор сайта moderator.az Парвиз Гашимли был задержан 17 сентября сотрудниками министерства национальной безопасности. Гашимли предъявлены обвинения по статьям "Контрабанда" и "Незаконный оборот оружия" УК Азербайджана, предусматривающим наказание до 12 лет лишения свободы. 18 сентября суд избрал мерой пресечения содержание журналиста под стражей. Гашимли считает обвинения надуманными и политически мотивированными.

7 ноября в Сабаильском районном суде Баку состоялось рассмотрение жалобы Парвиза Гашимли о признании незаконными проведенных на его рабочих местах обысков и изъятии принадлежащего ему имущества и документов. Суд отклонил жалобу журналиста. В этот же день суд удовлетворил ходатайство следствия о продлении срока содержания под стражей Парвиза Гашимли на три месяца.

Арест Гашимли и обыски на местах работы и дома были незаконными, заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Эльчин Садыгов.

"Арест Парвиза Гашимли был осуществлен с нарушением процессуальных норм. После задержания он допрашивался в отсутствие доверенного адвоката. К нему меня допустили только тогда, когда суд принимал решение об избрании меры пресечения. Мы обжаловали это решение в апелляционном суде, но мера пресечения не была изменена. А 7 ноября суд совершено необоснованно продлил срок ареста еще на три месяца", - сказал адвокат.

Он считает, что оснований для содержания его подзащитного под стражей нет.

"Следствие уже собрало все доказательства и показания свидетелей. Парвиз не может повлиять на этот процесс. Он известный в обществе человек - журналист и правозащитник, и такой человек, дорожащий своей репутацией, не станет скрываться от следствия. Он единственный кормилец семьи и с этой точки зрения содержать человека в период досудебного следствия также не правильно", - сказал Садыгов.

Гашимли содержится в СИЗО Министерства национальной безопасности (МНБ), что незаконно, считает адвокат.

"Неправильно и незаконно содержать обвиняемого в СИЗО органа, который проводит следствие. Это позволяет следственному органу в любой момент оказать незаконное давление на обвиняемого. Поэтому Гашимли (в случае, если мера пресечения все-таки не будет изменена) должен быть переведен в СИЗО пенитенциарной службы", - продолжил адвокат.

По его оценке, обыски у Гашимли были проведены с грубыми процессуальными нарушениями.

"В день задержания сотрудники МНБ провели обыски в офисах газеты "Бизим йол" и сайта moderator.az, а также в доме Гашимли. Во всех трех случаях обыски проводились без адвоката подозреваемого. Из редакции газеты "Бизим йол" был изъят ноутбук Гашимли. Из офиса сайта moderator.az были изъяты все компьютеры и документация. Из дома Парвиза также забрали ноутбук и другие электронные информационные носители, в частности диски, флеш-карты. При этом обыски производились без санкции суда. Следователь лично санкционировал обыски и мотивировал это "безотлагательной необходимостью", - рассказал адвокат.

Но в уголовно-процессуальном кодексе оговариваются конкретные случаи санкционирования следователем обысков - если в помещении скрывается от погони преступник, если достоверно известно о готовящемся внутри помещения преступлении, и если в помещении находится труп, перечислил Эльчин Садыгов.

"Таких обстоятельств не было, и оперативники фактически вторгнувшись в дом Гашимли, нарушили его право на частную неприкосновенность и права на уважение частной и семейной жизни. К сожалению, Сабаильский суд отклонил нашу жалобу о незаконности обысков и изъятии имущества Гашимли. С другой стороны, изъятие информационных носителей, на которых содержатся, в том числе журналистские статьи Гашимли, является нарушением свободы выражения", - заявил Садыгов.

Как сообщил Садыгов, в заявлении в ЕСПЧ по части незаконного ареста защита ставит вопрос о нарушении статей 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции о защите прав и свобод человека. В части, касающейся проведения незаконных обысков и изъятия имущества, ставится вопрос о нарушении в отношении Гашимли прав, гарантированных статьями 6 (право на справедливое судебное разбирательство), 8 (право на уважение частной и семейной жизни) и 10 (свобода выражения мнения) Европейской конвенции.

Садыгов заявил, что жалоба на днях специальным письмом будет отправлена в ЕСПЧ в Страсбург, не уточнив, когда именно.

Директор Института права медиа (ИПМ) Ращид Гаджилы считает, что обвинения против Гашимли сфабрикованы, а его арест не обоснован.

"Содержание Парвиза Гашимли в плохих условиях, не перевод его из СИЗО МНБ в СИЗО пенитенциарной службы, непредоставление встреч и телефонных разговоров с родными, наконец, необоснованное продление ареста являются свидетельствами особого беззакония в отношении журналиста. Единственными доказательствами против Гашимли являются обнаруженные в автомобили у другого арестованного по этому делу человека пистолеты и боеприпасы. Однако Парвиз этого человека не знал, и он длительное время настойчиво добивался встречи с журналистом под предлогом решения вопроса с учебой его сына. Других доказательств того, что Парвиз был знаком с этим человеком и имел с ним какие-либо преступные связи, нет", - рассказал Гаджилы корреспонденту "Кавказского узла".

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей Центра общественных связей МНБ в связи с заявлением адвоката.

Ранее отец журналиста Парвиза Гашимли Кямран Гашимли заявил, что МНБ Азербайджана пыталось склонить его сына к сотрудничеству со спецслужбами. По словам Кямрана Гашимли, его сын является также членом высшего меджлиса партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА). В связи с этим на Парвиза Гашимли оказывалось давление, утверждает отец журналиста.

Отметим, что Парвиз Гашимли наряду с журналистикой занимается общественной деятельностью. В частности, он является руководителем общественного объединения "Центр защиты политических и гражданских прав граждан".

Автор:Фаик Меджид