19:01 / 19.11.2013Саше

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В преддверии сочинской Олимпиады предметом острого обсуждения часто становятся проблемы, связанные с "черкесским вопросом". Игры, как планируется, пройдут в местах, связанных с трагическими сюжетами в исторической памяти адыгов (черкесов). В связи с этим против проведения в Сочи игр активно выступает ряд черкесских общественных организаций. В контексте этих выступлений "Кавказский узел" публикует серию энциклопедических справок о местах в окрестностях Сочи, связанных с историей адыгов в Причерноморье. Одно из таких мест - местность Саше, располагавшаяся в районе современного Сочи.

История

Саше (также Суше, Суче, Садша, Сочи и др.) – черкесское названия реки, местности и племен, здесь проживавших. Употребление самых различных имен в отношении одной и той же местности, по мнению специалистов, связано с разницей в произнесении названия на местных языках.

Считается, что Саше (Сочи) впервые упоминает османский автор Эвлия Челеби в своей «Книге путешествий» («Сейахатнаме») XVII в., хотя некоторые исследователи считают данный факт сомнительным 1.

Прибрежная местность Саше упоминается в первой четверти XIX в. в донесениях русских агентов в Черкесии. 2 Известно также, здесь проживало черкесское племя Абадзе (возможно источники имеют в виду абадзехов), а эта местность была центром традиционных промыслов на территории, не занятой русскими 3.

В районе Саше (также на всей территории нынешнего Большого Сочи) имелись черкесские культовые рощи со священными деревьями. Этнографы полагают, что у каждого рода имелся собственные священные рощи.

Рощи считались местом совершения обрядов. К священным деревьям приходили перед началом любого важного дела. Вокруг деревьев водили хороводы, втыкали сабли, отдавали дереву жертву. В жертву приносились как животные - бараны, коровы, так и символические жертвы – элементы одеяния воинов, оружие. Обрядовое действо всегда завершалось богатым пиршеством. Об одной из священных рощ в районе Саше рассказал Дж.С.Белл в своем «Описании пребывания в Черкесии».

Русский писатель и путешественник А.В.Верещагин («Путевые заметки по Черноморскому округу») описывает священное дерево в долине реки Сочи, которое русские поселенцы называли «кунацким»: ствол дерева в окружности имел длину 12,5 м, а у корня 14 м; внутри дерево было полое, а по середине ствола имелась сердцевина толщиной до 1 м. При этом дерево было покрыто густой листвой. Современники рассказывали о том, что именно под этим деревом в марте 1864 года был созван сход убыхов во главе с Хаджи Керендухом Берзеком, принявший решение о переселении в Турцию 4.

Русские укрепления в районе Саше

В 1837 г. русские осознали необходимость строительства военного укрепления на р. Саше 5. В итоге, на территории, которую сейчас занимает город Сочи, было возведено несколько фортов, которые вошли в Черноморскую береговую линию – цепь укрепленных пунктов – крепостей, возведенных в 1830‑х гг. с целью пресечь сношения горцев с Турцией и западными державами.

В 1838 г. был основан форт Александрия, который считается основой нынешнего города Сочи. На карте английского авантюриста Джеймса Станислава Белла, известного своим «Описанием пребывания в Черкесии в 1837, 1838 и 1839 годах» (Journal of residence in Circassia during the year 1837, 1838 and 1839), значится форт «Саше» или «Суша».

В результате Крымской войны 1853-1856 гг. военное укрепление на месте нынешнего Сочи было разрушено и вновь отстроено только в 1864 г. как пост Даховский, ставший в 1874 г. Даховским посадом. В 1896 г. это поселение стало постоянно называться Сочи.

Сочинский меджлис

На заключительном этапе Кавказской войны - дагомысский князь Хаджи Керендух Берзек выступил с попыткой объединения черкесских племен. Уже после капитуляции наиба Шамиля - Мухаммада-Амина, В июне 1861 г. убыхи, абадзехи и часть абхазских племен недалеко от Сочи собрали меджлис. В долине реки Псахе (Мамайка) были построены здания меджлиса (в данном случае - правительства), мечети и суда. В состав черкесского правительства вошли также известные убыхские и адыгские вожди - Карабатыр Заноко, Исмаил Баракай-ипа Дзиаш, Хасан Эфенде Бидж. Меджлис повелел учредить в Черкесии 12 округов, во главе каждого были поставлены муфтий, кадий и мухтар (староста, старшина). Однако попытка централизации черкесских обществ оказалось малоуспешной. Русские войска сошлись в мае 1864 г. в Кбааде (Красная Поляна), где и состоялся их победное шествие - Кавказ был покорен 6.

Об истории региона после Кавказской войны см. статью «Сочи».

Источники:

  1. Выдержки из соч. Эвлии Челеби см.: Эвлия Челеби. Книга путешествия. (Извлечения из сочинения турецкого путешественника ХVII века). Вып. 3. Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана. М., 1983.
  2. Акты Кавказской археографической комиссии (АКАК), т.6 ч.2, №868.
  3. АКАК т.7, №874.
  4. Сайт «Черкесская родина».
  5. АКАК, т. 8, №264.
  6. См.: Убыхи – кавказский народ ушедший в историю» – информационно-аналитический федеральный портал islam today 28.01.2013; «Черкесский меджлис» – сайт «Голос адыга», 27.06.2011; «Сочинский меджлис» - сайт «Сочинский краевед», 5.08.2010.
Автор:Кавказский Узел