ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
О нарушениях прав человека в российских колониях, где отбывают сроки женщины, жестоком обращении к осужденным, а также о планируемых мероприятиях на эту тему рассказала в Гамбурге на встрече с общественностью уроженка Чечни Зара Муртазалиева, вышедшая в прошлом году из колонии, где отбывала срок за подготовку теракта в центре Москвы.
Напомним, Зара Муртазалиева была признана виновной в подготовке серии терактов на территории Москвы и вовлечении лиц в его совершение и приговорена к девяти годам лишения свободы 17 января 2005 года Мосгорсудом. Позже Верховный суд РФ снизил ей срок наказания на полгода. В октябре 2008 года Зубово-Полянский райсуд отказал девушке в условно-досрочном освобождении (УДО), ссылаясь на то, что она не признала свою вину. Зара Муртазалиева вышла на свободу 3 сентября 2012 года.
Правозащитники считали Муртазалиеву политической заключенной. Ее имя было в списке осужденных по политическим мотивам, переданном организаторами митинга "За честные выборы" главе президентского совета по правам человека Михаилу Федотову. В настоящее время Зара Муртазалиева проживает в Париже и работает над книгой, в которой описывает свою историю и жизнь в колониях в России.
Муртазалиева: голос простой заключенной в России не слышен
Встреча с немецкой общественностью Зары Муртазалиевой, в ходе которой она рассказала о ситуации в женских колониях России, прошла в Гамбурге 9 ноября в здании Роте Флора (Rote Flora) в рамках мероприятия под названием "Россия - территория бесправия. Полиция, суд, система исполнения наказания". На встрече присутствовало около 40 человек.
Говоря о женских колониях в России, Зара Муртазалиева сделала сравнение с фашистскими концентрационными лагерями во время второй мировой войны.
"Незадолго до того как приехать в Гамбург, я побывала в Берлине. На одной из экскурсий по местам бывших концлагерей был сделан стенд, где были показаны нашивки, которые были на одежде у людей в зависимости от их национального признака, религии, политических убеждений. Те, кто мне это показывал, думали, что это может быть открытием для меня. Но, знайте, что в колониях в России до сих пор есть эта система. Да, нашивки разных цветов. И это не ХХ век, и не вторая мировая война, это происходит здесь и сейчас, в России XXI века", - рассказала Муртазалиева.
Она пояснила, что в женской колонии, где она отбывала срок, у всех осужденных на груди есть нашивки, которые обозначают преступление, которое было совершенно, склонность к самоубийству, побегу.
Также Зара Муртазалиева прокомментировала открытое письмо осужденной по делу Pussy Riot Надежды Толоконниковой, которая отбывает срок в одной из женских колоний в Мордовии, там же, где когда-то находилась и сама Муртазалиева.
"Недавно (30 октября) из этой колонии вышла на свободу девушка, которая рассказала нам, что после открытого письма Толоконниковой рабочий день сократили до 8 часов в день, дают два выходных, стали лучше кормить. Но вы знаете, пока неясно, сколько времени это продлится. Самое страшное, что пока нет резонансных дел, на это никто не обращает внимание. Голос простой заключенной не слышен", - заявила Зара Муртазалиева.
Об угрозах в свой адрес со стороны администрации ФКУ ИК-14 УФСИН России по Республике Мордовия и других осужденных Толоконникова объявила в конце сентября. В открытом письме она сообщила, что угрозы к ней поступили в связи с ее заявлениями о невыносимых условиях труда и быта в колонии.
По словам девушки, в колонии, где она отбывает наказание, заключенные вынуждены работать по 16 часов. "Вся моя бригада в швейном цехе работает по 16-17 часов в день. С 07.30 до 00.30. Сон - в лучшем случае - часа четыре в день. Выходной случается раз в полтора месяца. Почти все воскресенья - рабочие. Осужденные пишут заявления на выход на работу в выходной с формулировкой "по собственному желанию". На деле, конечно, никакого желания нет. Но эти заявления пишутся в приказном порядке по требованию начальства и зэчек, транслирующих волю начальства", - заявила Толоконникова.
В своем в письме, которое передал "Интерфаксу" муж Толоконниковой Петр Верзилов, заключенная также указала, что некоторые заключенные подвергаются побоям со стороны других женщин.
Вскоре после этого обращения председатель Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Мордовии Геннадий Морозов заявил об отсутствии достоверности в словах Толоконниковой. "Такого никогда не было. Колонии регулярно проверяют и прокуратура, и главк ФСИН, и правозащитники. Никогда не было подобных жалоб", - заявил Морозов, слова которого приводило РИА "Новости".
Однако прокуратура, которая провела проверку по факту обращения Толоконниковой, сообщила, что "довод о нарушении трудовых прав осужденных в ИК-14 нашел частичное подтверждение", и в адрес администрации колонии направлено представление об устранении нарушений. При этом прокуратура не нашла подтверждения заявлений Толоконниковой о преследовании ее сотрудниками колонии, сообщает со ссылкой на адвоката заключенной правозащитная организация "Агора" на своем сайте 12 ноября. При этом на сайте "Новости Следственного комитета РФ" опубликовано сообщение от 13 ноября, в котором говорится, что постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению Толоконниковой об угрозах убийством отменено.
Зара Муртазалиева фактически подтвердила сведения из обращения Толоконниковой, рассказав об условиях содержания в женской колонии, которые она на себе испытала за восемь с половиной лет.
"Ежедневные побои, всяческие пытки, по 15 часов работы, без выходных. Мы шили одежду, и за этот каторжный труд нам давали 200-300 рублей в месяц, которых хватало на то, чтобы купить килограмм конфет и полкило печенья. Самая частая болезнь, от которой якобы умирают заключенные – это сердечная недостаточность. На самом же деле люди умирают от побоев и пыток", - рассказала Зара.
По ее словам около 30% людей, сидящих в местах лишения свободны, заявляют о своей невиновности.
Также Зара Муртазалиева сообщила, что в ближайшее время - дата пока не определена - в Москве планируется проведение "круглого стола" на тему ситуации в российских женских колониях.
"Одна из организаторов мероприятия - это журналист, писатель Зоя Светова. На "круглый стол" в Москве съедутся со всех уголков России бывшие узники трех женских колоний в Мордовии. Эти женщины расскажут свою историю - то, что они перенесли, и что там на самом деле происходит. Эта акция организована для поддержки письма Надежды Толоконниковой, чтобы никто не подумал, что она это все выдумала и написала отсебятину. Все, что она описала, - это жестокая реальность", - сказала Зара Муртазалиева.
По ее словам, многие заключенные звонят ей, жалуются на жестокой обращение. Зара Муртазалиева отметила, что старается привлечь к этим фактам внимание общественности и правозащитников.
Члены гамбургской "Школы активиста" планируют проводить мероприятия в защиту прав человека в России
Встреча с Зарой Муртазалиевой продлилась более двух часов при участии переводчика-синхрониста. Встречу организовала политическая группа "Школа активиста" (Shkola Aktivista), созданная в сентябре 2012 года в Гамбурге.
Как рассказала корреспонденту "Кавказского узла" одна из членов "Школы активиста" Мария Маркина, в состав группы вошли участники гамбургских митингов "За честные выборы в России".
С тех пор были проведены соответствующие тематике акции и ряд других мероприятий, в числе которых совместный с клубом "Кнуст" и немецкими панк-группами благотворительный концерт в поддержку Pussy Riot (вырученные средства были перечислены родителям Надежды Толоконниковой и отправленному на принудительное лечение в РФ гражданскому активисту Михаилу Косенко), совместный с активистами из других немецких городов митинг во время приезда президента Путина на открытие Международной ярмарки в Ганновер.
Мария Маркина добавила, что члены "Школы активиста" хотели бы освещать нарушения прав человека во всех формах, которые существуют в сегодняшней России. "Наши главные цели - это освобождение политических заключенных, свободные демократические выборы и соблюдение демократических прав в России и других странах постсоветского пространства. И помогать тем, чем мы можем отсюда помочь",- подчеркнула Маркина.
Другая активистка группы Мария Плиева рассказала, что так как "Школа активиста" незарегистрированная организация, она не получает ни от кого финансирование.
"Все что мы делаем, все мероприятия проводим за свой счет. Трудно бывает по времени, потому что все мы работаем или учимся. Нашу "Школу активиста" интересуют в первую очередь права человека, а самые вопиющие нарушения происходят именно в местах лишения свободы, где очень часто оказываются политические активисты", - подчеркнула Мария Плиева.
А какие должны быть тюрьмы в стране с тоталитарной демократией?
А она не рассказала о правах человека в зинданах под урус-мартаном, шали и в шатое в 90-х годах??? Настолько короткая память или оплачена конкретная информация??
А что, интересно ждут от Путина? Каких то человеческих условий в тюрьмах? Да он немецкий выучил только за то, что на нём разговаривал Гитлер.
Давно пора перевести все пенитенциарние учреждения в международные нормы. Сколько можно издеваться над людми. В Дагестане тоже положение не лучше. М.Дахаеву хватит жить на счёт заключённых. Брать взятки за УДО и других послаьлений.
Надо было этой Заре в [...]. Там и условия в тюрьмах получше и кормят погуще.
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".]
Ты прав [...] были зинданы и тюрьмы, но их хозяева зарплату на лубянке получали. Может и ты расскажешь о правах человека в ханкале откуда продажа трупов поставлена на поток.
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Оскорбления участников дискуссии запрещены Правилами.]