ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В предгорном Урус-Мартановском районе Чечни начато строительство крупной мечети, которая будет названа именем прадеда главы Чечни Рамзана Кадырова. Ее строительство планируется завершить в следующем году.
"В селении Гехи Урус-Мартановского района 13 января заложена капсула под строительство новой мечети", - сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в администрации района.
По данным чиновника, "старая мечеть, которая действовала в этом селе, была открыта более ста лет назад и вмещала только 150 человек". "По просьбе местных жителей новая мечеть, в которой одновременно смогут молиться пять тысяч верующих, будет названа именем прадеда главы нашей республики Рамзана Кадырова Ильяса, одного из ближайших мюридов шейха Кунта-хаджи Кишиева", - отметил он.
Он подчеркнул, что "открыть новую мечеть планируется уже в следующем году, а средства на строительство выделены региональным общественным фондом имени Ахмата-хаджи Кадырова".
Мечеть в селе Гехи будет построена в османском стиле. Аналогичная мечеть открыта 12 января в соседнем Ачхой-Мартановском районе. Она названа именем одного из последователей Кунта-хаджи Кишиева – ингушского шейха Батал-хаджи Белхароева.
Как отметил представитель муфтията Чечни, прадед главы Чечни Ильяс Кадыров в 1864 году вместе с группой других последователей самого почитаемого в Чечне святого - Кунта-хаджи Кишиева был выслан в Нижегородскую губернию, где скончался и был похоронен.
"Ильяс, как и некоторые другие мюриды шейха Кунта-хаджи, добровольно отправился вслед за своим шейхом в ссылку, хотя мог и не делать этого. Известно, что он скончался в ссылке и был похоронен самим шейхом и его ближайшими сподвижниками", - сказал сотрудник ДУМ Чечни.
Жители республики по-разному относятся к строительству мечетей и открытию различных религиозных учреждений на территории Чечни. По мнению одних, строительство мечетей является благим делом, другие же считают, что вопросам религии власти республики уделяют чрезмерное внимание, и это не несет никакой ощутимой пользы.
"Нас сотни лет пытались оторвать от ислама, а коммунистические вожди вообще пытались сделать из нас безбожников, но это не удалось. Хвала Всевышнему, религия у нас теперь находится на подъеме. То, что у нас строят мечети, я лично приветствую. Это означает духовое возрождение нашего народа. Отрадно видеть, что в последние годы к религии активно приобщается молодежь, а это будущее каждой нации", - считает местный житель Аюб М.
"Глава нашей республики Рамзан-хаджи Кадыров уделяет самое пристальное внимание делу возрождения духовности и воспитанию подрастающего поколения. В наше непростое время только вера и богобоязненность могут уберечь человека от совершения плохих деяний. Строительство мечетей – одно из самых богоугодных дел, ведь это дом Аллаха. Человеку, который построит мечеть, Всевышний воздаст домом в раю. У нас за какие-то десять лет построены и отремонтированы сотни мечетей, и такого нет больше ни в одном регионе", - сказал имам мечети в Грозном Шахид.
"У нас в республике каждый год строят огромные мечети, которые никогда не бывают полностью наполненными, разве что в большие праздники. На эти цели тратятся десятки миллионов рублей. Религия, конечно, занимает серьезное место в жизни общества, но вот считать это какой-то панацеей от всех бед и несчастий и самым главным в жизни, совершенно неправильно. Человек сам придет к религии, если у него будет нормальная работа, возможность обеспечить себя и семью", - полагает житель республики Хамзат Н.
По его словам, республике "нужны заводы и предприятия, а потом уже мечети и школы хафизов". "Сегодня, как мне кажется, мы воочию видим то, о чем десятилетия назад говорили старики – что придет время, когда будет очень много мулл, что будут красивые и украшенные мечети, но в них будет мало верующих", - подчеркнул Хамзат Н.
"Строительство мечетей, как мне кажется, это продолжение политики по созданию культа личности правящего у нас сегодня клана, - убеждена сотрудница неправительственной организации республики Хеда. - У нас уже есть мечеть имени Ахмата Кадырова, самая крупная в Европе. В Аргуне и Шали строятся мечети, которые носят имена матери главы Чечни и самого Рамзана Кадырова. Есть школа хафизов имени его брата и так далее".
По ее мнению, "мечеть - это место поклонения Всевышнему, и называть ее чьим-то именем - не совсем правильно".
"Все показное и демонстративное, что делает наша власть, вызывает у большинства населения неприятие и отторжение, и именно в этом главная причина того, что молодежь больше верит не нашим муллам, а неизвестным проповедникам, которые исповедуют идеологию исламского джихада в Интернете", - заключила сотрудница неправительственной организации.
Отметим, что на сегодняшний день в Чечне насчитывает более 700 мечетей, работает два высших религиозных учебных заведения, несколько школ хафизов (чтецов Корана наизусть) и порядка 20 медресе.
Если бы количество мечетей обеспечивало бы духовность общества, то вопрос бы решался очень просто... Дело не в количестве мечетей, а в том, кто там будет проповедовать, преподавать, какие люди туда придут молится, будут ли искренне слушать проповоеди или не обращать на них внимание. Руководство Чечни искренне думает, что поддержка традиционного ислама (сам термин очень спорен и условен) оградит общество от радикальных идей. Это далеко не так. Часто бывает, что и мечетей, и штатных имамов достаточно, но их проповедям не доверяют и, как сказала одна из женщин, ищут свой путь у шейхов за рубежом. Радикализацию может предотвратить общественный плюрализм и стабильная экономика, возможность самореализации, независимо от социального старта и происхождения человека, хорошее образование, некоррумпированные вузы. Следование тому или иному направлению в исламе ( если оно не связано с нарущением закона) не должно восприниматься как составляющая лояльности власти. В конце концов те направления ислама, которые в 19 веке были новыми, нетрадиционными, уже сейчас воспринимаются как традиция. Что касается того, что мечетям даются имена - это нормальная практика во всем исламском мире. Мечетям дают имена матерей, учителей, жен и т.д. Просто во всем нужна мера...
"...Будет названа именем прадеда..."
Ха... Именем папаши уже названа! А чего ж деда забыли и прочих?