ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
21 января 2014 года международная правозащитная организация Human Rights Watch представила 24-й ежегодный всемирный доклад, посвященный обзору ситуации с соблюдением прав человека в глобальном масштабе. Доклад основан на проведенных в течение 2013 года исследованиях в более чем 90 странах. Human Rights Watch предоставила "Кавказскому узлу" эксклюзивное право на первую публикацию этого доклада на русском языке.
"Кавказский узел" публикует главы, посвященные соблюдению прав человека в России, а также странах Закавказья: Азербайджане, Армении и Грузии.
Неблагополучная ситуация со свободой выражения мнений, собраний и ассоциации в минувшем году резко ухудшилась. Власти арестовали десятки активистов по фиктивным обвинениям, отправили за решетку критически настроенных журналистов, разогнали несколько мирных демонстраций и приняли законодательство, еще больше ограничившее основополагающие свободы. На этом фоне в октябре 2013 г. прошли президентские выборы, на которых президент Ильхам Алиев был переизбран на третий срок с результатом в 84,5% голосов.
В Баку правительство продолжало кампанию по обновлению архитектурного облика столицы, принудительно выселяя сотни семей без адекватной компенсации. Устойчиво сохраняются пытки и недозволенное обращение при безнаказанности такой практики.
Международные партнеры Азербайджана не смогли или не захотели в полной мере реализовать потенциал их отношений с Баку, чтобы требовать улучшения ситуации с правами человека.
Международные наблюдатели ОБСЕ критиковали президентские выборы за несоответствие международным стандартам. На 58% избирательных участков они оценили подсчет голосов как плохой или очень плохой, а также отметили, что предвыборная кампания была омрачена арестами и запугиванием активистов политической оппозиции, ограничительной атмосферой для СМИ и нарушениями свободы собраний и ассоциации. Менее критическими были оценки международных наблюдателей от Парламентской ассамблеи Совета Европы и Европарламента.
Для лишения свободы критически настроенных политических активистов власти в 2013 г. использовали целый ряд фиктивных обвинений, включая хранение наркотиков и оружия, хулиганство, подстрекательство и даже государственную измену. Среди таких активистов были несколько высокопоставленных функционеров оппозиционных политических партий, таких как председатель оппозиционной группы ReAl Ильгар Мамедов, арестованный 4 февраля и обвиненный в подстрекательстве к насилию; зампред партии "Мусават" Тофиг Ягублу, также арестованный в феврале по аналогичным обвинениям; советник партии "Мусават" Ядигар Садыгов, арестованный в июне по обвинениям в хулиганстве за якобы избиение ветерана карабахской войны; активист "Свободной молодежи" Илькин Рустамзаде, арестованный в мае по обвинениям в хулиганстве в связи с якобы участием в съемке комедийного ролика, однако впоследствии обвиненный в подстрекательстве к насилию.
В марте - апреле семеро членов молодежного движения Nida были арестованы по обвинениям в наркотиках и др. в связи с якобы планировавшейся провокацией насилия во время одного из мирных протестов. На момент подготовки этого обзора суды над ними продолжались.
В ноябре известный блогер и критик власти Рашад Рамазанов и богослов и критиковавший правительство активист Талех Багиров были осуждены по фиктивным обвинениям в хранении наркотиков на семь и девять лет соответственно.
Активист Партии народного фронта Азербайджана Дашгин Маликов был арестован в марте вскоре после того, как высказал критику в адрес правительства в социальных сетях. В июле он был осужден на два с половиной года по делу о наркотиках.
В двух эпизодах в марте и мае лидер оппозиционного альянса Ибрагим Ибрагимли и экс-министр обороны Рагим Газиев, публично критиковавший президента Алиева, подвергались задержанию и недозволенному обращению со стороны сотрудников силовых структур, которые надевали им наручники и заматывали головы. Обоих через несколько часов отпускали.
В мае 2013 г. парламент принял закон, расширяющий определение клеветы и оскорбления, с тем чтобы это прямо распространялось на интернет-контент.
По меньшей мере пять журналистов были в 2013 г. арестованы или осуждены по фиктивным обвинениям предположительно за критику или журналистские расследования. В марте главный редактор оппозиционной газеты "Хурал" Аваз Зейналлы был осужден на девять лет по сомнительным обвинениям в вымогательстве и уклонении от уплаты налогов. В апреле главный редактор информационного сайта Хеbег44.Сот Араз Гулиев был осужден на восемь лет по обвинениям в незаконном хранении оружия и организации массовых беспорядков.
В ноябре четыре года по фиктивным обвинениям в хулиганстве получил редактор прооппозиционной газеты Nota Bene информационного портала P.S. Nota Сардар Алибейли.
В сентябре главный редактор газеты "Толыши садо" Гилал Мамедов, арестованный в 2012 г., был приговорен к пяти годам за незаконное хранение наркотиков, госизмену и по другим обвинениям. В том же месяце полиция арестовала редактора информационного сайта Moderator.az и корреспондента оппозиционной газеты "Бизим йол" Парвиза Гашимли. На момент подготовки этого обзора он ожидал суда по обвинениям в контрабанде и незаконном хранении оружия.
В марте исполнительный директор и главный редактор регионального телеканала "Хаял ТВ" были приговорены к трем годам условно по нескольким обвинениям, включая участие в массовых беспорядках.
В течение всего 2013 г. продолжалась развернутая в 2012 г. кампания по дискредитации журналиста Радио Свобода Хадиджы Исмаиловой. Как представляется, это было местью за ее расследования бизнес-интересов президентской семьи и ее ближайшего окружения. Проправительственные газеты и сайты публиковали статьи и видео с личными нападками на журналиста и ее семью. Шантажу и угрозам со стороны силовых структур подвергся и еще один журналист Радио Свобода - Яфез Гасанов, отказавшийся прекращать расследование подозрительного случая смерти задержанного в 2012 г.
В феврале мишенью дискредитации стал известный писатель Акрам Айлисли, опубликовавший роман с критическим анализом современной истории Азербайджана и отношения к армянам. Президент Алиев лишил его государственного денежного содержания и звания "Народный писатель", его жену и сына уволили с работы.
В ноябре ведущая оппозиционная газета "Азадлыг" временно прекратила выход из-за финансовых проблем, вызванных нарастающим потоком диффамационных претензий со стороны чиновников, замораживанием банковских счетов и введенных правительством ограничений на распространение.
Власти, иногда с применением силы, разогнали несколько мирных акций протеста и арестовывали протестующих. В ноябре 2012 г. и мае 2013 г. парламент более чем в сто раз повысил штрафы за участие в несанкционированных протестах и увеличил с 15 до 6о дней максимальное тюремное заключение за незначительные нарушения общественного порядка, нередко используемые для лишения протестующих свободы.
26 января полиция с применением избыточной силы арестовала более 6о человек на несанкционированном мирном митинге в центре Баку. Пятеро были приговорены к административному задержанию на срок до 15 дней, го человек были оштрафованы на сумму до 2,5 тыс. манатов (USD 3,2 тыс.) за сопротивление полиции и участие в несанкционированном протесте.
10 марта полиция применила водометы и слезоточивый газ для разгона еще одного мирного митинга в центре Баку. Десятки человек были арестованы и более 20 были осуждены по административным обвинениям: пятерым был назначен арест до семи суток, другим - штраф до 600 манатов (USD 760).
В феврале 2013 г. парламент принял поправки, лишающие незарегистрированные группы возможности легально получать гранты и пожертвования. Эта мера чревата проблемами для групп, которым правительство отказывает в регистрации нередко по причине того, что они занимаются резонансными проблемами или критикуют власть. Другими поправками были в пять раз увеличены штрафы для неправительственных организаций, получающих финансирование без предварительного заключения грантового соглашения и регистрации его в Министерстве юстиции.
Правительство продолжает отказывать в регистрации Клубу прав человека, который первый раз подал документы в 2011 г.
Пытки и недозволенное обращение продолжаются при сохранении безнаказанности. За первые девять месяцев 2013 г. Азербайджанский комитет против пыток - независимая группа по мониторингу мест лишения свободы, получила об заявлений о недозволенном обращении.
Власти не обеспечивали эффективного расследования правдоподобных заявлений нескольких арестованных политических активистов о побоях, угрозах и других нарушениях. В марте 2013 г. активист Nida Махаммад Азизов заявил своему адвокату, что после его отказа от сделанного под давлением признания сотрудники Министерства национальной безопасности избивали его кулаками и дубинками. В результате этого он четыре дня не мог ходить и оглох на левое ухо.
В мае Рашад Рамазанов рассказал своему адвокату, что в день ареста его избили в полицейской машине и продолжали избивать первые три дня на допросах.
В 2013 г. власти продолжали обновление архитектурного облика Баку, которое сопровождалось изъятием многочисленных объектов недвижимости -преимущественно квартир и индивидуальных домов в районах проживания среднего класса. Некоторые владельцы жилья продолжали подвергаться принудительному выселению в преддверии открытия в мае 2013 г. в центре столицы Зимнего сада с парками и магазинами. Еще сотни были принудительно выселены в предыдущие годы, чтобы освободить место под парки, дороги, торговый центр и элитное жилье.
Большинство выселяемых не получили справедливой компенсации по рыночной стоимости имущества.
В феврале 2013 г. адвокат-правозащитник Бахтияр Мамедов по предположительно политически мотивированным обвинениям в вымогательстве в крупном размере был приговорен к восьми годам тюрьмы. Мамедов представлял интересы нескольких жителей, которые были принудительно выселены из своих домов в Баку в 2012 г.
В мае полиция ненадолго задержала, сопровождая это рукоприкладством и угрозами, адвоката-правозащитника Аслана Исмайлова после того, как тот публично заявил, что Рашад Рамазанов был избит в полиции. В сентябре суд исключил Исмайлова из коллегии адвокатов.
Евросоюз, США и другие международные и региональные акторы и институты выражали обеспокоенность ухудшением ситуации с правами человека в Азербайджане, однако это не приводило к каким-либо последствиям для Баку.
В резолюции, принятой в январе 2013 г., парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) выразила озабоченность в связи с "заявлениями об использовании сфабрикованных обвинений против журналистов и активистов" и призвала Азербайджан, среди прочего, освободить заключенных, "лишение которых свободы вызывает обоснованные сомнения и законные вопросы". ПАСЕ отвергла параллельную резолюцию, посвященную исключительно вопросу политзаключенных в Азербайджане.
Комиссар Совета Европы по правам человека Ниле Муйжниекс в своем июльском докладе выразил серьезную обеспокоенность "признаками интенсификации ... необоснованного или избирательного уголовного преследования журналистов и других лиц, выражающих критическое мнение". Критику также вызывали ограничения свободы выражения мнений, собраний, ассоциации и прав собственности.
В феврале 2013 г. верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и еврокомиссар Штефан Фюле совместно настоятельно призвали власти "обеспечить оперативное, справедливое, прозрачное и независимое расследование обвинений" против Ильгара Мамедова и Тофига Ягублу. В июне они выражали разочарование в связи с законодательным расширением уголовного состава клеветы.
В своем мартовском докладе о ходе реализации европейской политики соседства Евросоюз отмечал, что Азербайджан "отреагировал только на немногие из ключевых рекомендаций" прошлогоднего доклада, и указал на серьезные и продолжающиеся нарушения прав человека, связанные со свободой выражения мнений, ассоциации и собраний.
В апреле ситуация в Азербайджане второй раз рассматривалась Советом ООН по правам человека в рамках универсального периодического обзора. Правительство объявило об открытом приглашении всем экспертам ООН по правам человека и приняло все критические рекомендации, касающиеся, среди прочего, свободы выражения мнений, собраний и ассоциации, однако по-прежнему отвергало обвинения в нарушении прав человека.
Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович критиковала необеспечение азербайджанскими властями уважения свободы выражения мнений, в том числе расширение охвата уголовной ответственности за клевету и девятилетний приговор Авазу Зейналлы. В июле Азербайджан добился понижения уровня присутствия ОБСЕ в Баку с полномасштабной миссии до координатора проектов. На момент подготовки этого обзора новый мандат ОБСЕ еще не был обнародован.
В опубликованном в апреле ежегодном докладе о правах человека Госдепартамент США выделил озабоченность ограничениями свободы выражения мнений и собраний и политическим мотивированным лишением свободы. В течение 2013 г. американское посольство несколько раз выступало с заявлениями по соответствующим вопросам.
Январь 2014 года