ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Мэрия Владикавказа намерена восстановить ранее существовавший памятник российскому солдату, герою Кавказской войны Архипу Осипову. Кавказоведы, представители черкесских организаций и блогеры подвергли критике инициативу администрации.
"Памятник Архипу Осипову красит проспект Мира"
Как рассказал корреспонденту «Кавказского узла» главный дизайнер Владикавказа, начальник отдела городского дизайна, рекламы и визуальной информации мэрии столицы Северной Осетии Заур Бедоев, памятник Архипу Осипову станет исторической реконструкцией. Будет воссоздан ранее существовавший памятник, который установят на проспекте Мира.
«Проспект Мира в начале аллеи нуждается в какой-то доминанте. Раньше памятник стоял напротив, через дорогу, там стоит бюст Иссы Плиева. На мой взгляд, он (памятник Осипову), встав в начале проспекта Мира, украсит его и создаст доминанту», - считает дизайнер.
По словам Бедоева, уже проведены проектные работы и даже готов макет сооружения. Памятник будет состоять из стеллы канонической формы, которая будет увенчана орлом с лавровым венком в клюве. Его планируют установить в центре Владикавказа уже в этом году.
"Памятник отражает историю города"
«Памятники города должны отражать его историю. Одним из таких является памятник Архипу Осипову», - сказала корреспонденту "Кавказского узла" замначальника информационного отдела администрации местного самоуправления Владикавказа Тамара Кайтукова.
Как рассказала Кайтукова, Архип Осипов являлся солдатом 77-го пехотного Тенгинского полка, дислоцировавшегося в течение длительного времени во Владикавказе. 22 октября 1881 года во Владикавказе в торжественной обстановке состоялось открытие памятника Архипу Осипову и штабс-капитану Николаю Лику. По бокам памятника были высечены их имена, а с тыльной стороны на медной доске помещался текст приказа №79 военного министра от 8 ноября 1840 года об увековечении памяти героев. Располагался памятник в конце Нестеровского бульвара, перед зданием штаба 20-й (позднее 21-й) пехотной дивизии, в настоящее время являющийся концом проспекта Мира перед зданием Горского государственного аграрного университета.
По словам Кайтуковой, с момента установления памятника ежегодно возле него в день гибели А. Осипова совершались панихиды и парады войск. Памятник во Владикавказе был разрушен в 30-е годы XX века и лишь его фрагмент из белого мрамора с золотыми буквами хранится в музее истории столицы Северной Осетии. Другой памятник в виде ажурного чугунного креста, водруженного на белокаменном постаменте, был установлен несколькими годами ранее - в 1876 году на месте Михайловского укрепления, где совершили свой подвиг капитан Лик и солдат Осипов. Этот памятник сохранился. Само же Михайловское укрепление в честь героя было переименовано в поселок Архипо-Осиповку.
Тамара Кайтукова отметила, что блогеры, которые обсуждают эту тему, могут обращаться со своими предложениям в администрацию, где они будут рассмотрены.
"Вопрос об установке памятника должен быть решен с жителями города"
«Мы просто подняли вопрос о целесообразности этого памятника во Владикавказе. Нас, в первую очередь, возмутило то, как администрация города выбирает, какой памятник ставить, а какой нет», - заявил корреспонденту "Кавказского узла" блогер Алик Пухаев.
Он пояснил, что представители мэрии Владикавказа, прежде чем устанавливать какие-то памятники, должны спросить мнение жителей города. «Должен быть какой-то механизм, потому что жители города должны формировать облик этого города», - сказал блогер.
Алик Пухаев назвал несколько причин, почему он против установки в столице Северной Осетии памятника герою Кавказской войны Архипу Осипову.
«Какое отношение Осипов имеет к истории Осетии? Это во-первых. Во-вторых, у нас есть соседи, наши близкие народы, с которыми у нас очень хорошие отношения. Это кабардинцы, черкесы, адыги. Я пойму, если они будут недовольны установкой этого памятника. Архип Осипов фактически взорвал Михайловское укрепление, которое раньше было адыгским, черкесским аулом. Жители этого аула хотели отбить его во время русско-кавказской войны. И во время этого взрыва погибли три тысячи человек. Я понимаю, что с точки зрения российской империи этот человек герой, но ему уже установлен памятник, в честь него назван город Архипо-Осиповка», - сказал Алик Пухаев.
Он предлагает установить памятник в честь всех жертв Кавказской войны, а не именно Архипа Осипова. От себя лично блогер Алик Пухаев 23 января уже отправил письмо через интернет-приемную.
Кавказская война, длившаяся с 1763 по 1864 год, поставила адыгские народы на грань полного исчезновения. После войны и массовой депортации адыгов в Османскую империю на родине их осталось немногим более 50 тысяч человек. Властями России до сих пор не принято решение о признании геноцида черкесов во время Кавказской войны, подчеркивают в "Адыгэ Хасэ" Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Краснодарского края.
"Архип Осипов - единственный солдат русской армии, в честь которого назван населенный пункт"
В своем блоге на "Кавказском узле" "Северный Кавказ сквозь столетия" старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева рассказала об истории, в честь которой поселок в устье реки Вулан, на середине пути между Геленджиком и Туапсе получил название Архипо-Осиповка.
"В 1837 году здесь был высажен десант русских войск и основано укрепление Михайловское. 22 марта 1840 года черкесы штурмом овладели этим укреплением. В последние минуты сражения солдат Тенгинского полка 40-летний Архип Осипов взорвал пороховой погреб, что привело к существенным потерям среди горцев (по разным версиям горцев было две и даже три тысячи человек). В 1864 году на месте бывшего Михайловского укрепления была основана станица Вуланская. В 1876 году на месте событий 1840 года был сооружен памятник (огромный чугунный крест) Архипу Осипову», - пишет Наима Нефляшева.
Как указывает исследователь, в 1889 году станицу Вуланскую по просьбе местных жителей переименовали в Архипо-Осиповскую. Архип Осипов - единственный солдат русской армии, в честь которого назван населенный пункт.
Наима Нефляшева считает идею установки памятника Архипу Осипову в Северной Осетии «странной».
«Инициатива администрации Владикавказа кажется мне более чем странной. Она неудачна ни по месту, так как Архип Осипов не имеет отношение к истории Осетии, ни по времени - в 2014 году исполняется 150 лет со дня окончания Кавказской войны и эта проблематика воспринимается очень остро. Кроме того, обсуждение учебников истории вызывает дискуссии в обществе, среди политиков и самих историков. В истории осетин много людей с мировым именем, достойных того, чтобы быть увековеченными на Родине, и мне хотелось бы знать, почему Архип Осипов, а не Гайто Газданов (1903-1971, писатель, критик - прим. "Кавказский узел") или Вероника Дударова (1916-2009, дирижер, педагог. - прим. "Кавказский узел") заслужил такую привилегию?» - задается вопросом Наима Нефляшева.
«В Краснодарском крае более чем достаточно памятников, вызывающих у людей неоднозначные чувства, провоцирующих конфликтность в обществе - это памятник генералу Зассу в Армавире, памятник Лазареву в Сочи, в Майкопе установлен бюст Михаила Николаевича, наместника Кавказского, который принимал парад войск в Кбааде, знаменующий окончание Кавказской войны. Общественные организации черкесов много лет и неоднократно предлагали перенести памятник Лазареву либо на его родину во Владимир, либо в музей истории Сочи, но, как видим, ситуация не меняется с 1990-х годов», - сказала Нефляшева.
«В городском пространстве памятник призван выполнять разные функции - так вот, эстетическое значение этих памятников весьма сомнительно, а конфликтность, которую они провоцируют среди людей, не снижается много лет. Более того, через подобные памятники она актуализируется всякий раз, когда в многонациональном крае возникают проблемы межнационального взаимодействия. Памятник призван гармонизировать городское пространство, демонстрировать преемственность исторических эпох, вызывать у людей теплые чувства, актуализировать тему единства страны и консолидации общества. В данном случае эффект оказывается с точностью до наоборот», - сказала Нефляшева.
Исследователь полагает, что решение об установке памятника в преддверии Олимпиады не вызовет сильный резонанс в черкесском обществе, но в случае реализации оно не останется незамеченным.
Кусова: инициатива администрации Владикавказа провокационна
Инициатива администрации города Владикавказ по установке памятника Архипу Осипову не учитывает реакции соседей, считает руководитель центра этноконфессиональных проблем в СМИ при Союзе журналистов России Сулиета Кусова.
«История сложилась так, что памятники персоналиям времен Кавказской войны или событиям той эпохи имеют двойственное значение. Для русского народа они являются предметом гордости, а для колонизованного, завоеванного народа они являются страницей очень трагической памяти, трансформируясь в сложную политическую конструкцию. И каждый раз, когда пытаются поставить какой-то памятник, нужно очень хорошо подумать, какую реакцию вызовет это у населения, на чьей территории планируется воплотить в жизнь такую инициативу», - сказала корреспонденту «Кавказского узла» Сулиета Кусова.
Эксперт напомнила об опыте установки памятников, которые по сей день вызывают протест среди местного населения.
«Достаточно вспомнить установку памятника Ермолову в Пятигорске. С этим как-то еще можно смириться. Все-таки Пятигорск нейтральная территория для Кавказа, находящаяся в Ставропольском крае. Ермолов – царский генерал, действительно принесший славу России, но, напомним, разорение всему Кавказу. Несмотря на то, что это знаковая имперская историческая фигура, в воспоминании многих кавказских народов его имя вызывает эмоциональный шок», - считает Кусова.
Памятник генералу Ермолову был установлен в Минеральных Водах Ставропольского края в октябре 2008 года. Этот памятник до сих пор вызывает неоднозначную реакцию у представителей различных национальностей Ставропольского края и всего Северного Кавказа. 22 октября 2011 года неизвестные осквернили памятник.
В 2003 году в городе Армавир Краснодарского края был открыт памятник генералу Зассу (основатель современного Армавира. - Прим. "Кавказский узел"), которого в адыгском пространстве принято называть «коллекционером черкесских голов». Декабрист Лорер писал о Зассе: «В поддержание проповедуемой Зассом идее страха на насыпанном кургане у Прочного Окопа при Зассе постоянно на пиках торчали черкесские головы, и бороды их развивались на ветру.
По мнению Кусовой, инициатива администрации Владикавказа провокационна. «Прежде, чем ставить подобные памятники, нужно подумать, какую реакцию это вызовет у соседей по Кавказу – адыгов. Архип Осипов был храбрым русским солдатом, но, умирая за матушку-Россию, он с собой захватил сотни черкесских жизней, правда в глазах русских войск, в то время, разбойников. Но, черкесы не исчезли, мы ведь живы и наша национальная память тоже с нами жива. И ставить сейчас памятник, возбуждающий болевые точки, особенно накануне Олимпиады, не уместно и провокационно», - сказала Сулиета Кусова.
По ее мнению, в самой Северной Осетии есть личности, достойные увековечивания. «Есть прекрасные персонажи общекавказской, общероссийской культуры, такие как Валерий Гергиев, есть осетины – полные кавалеры георгиевских орденов, сражавшиеся в Первую мировую войну, которые более достойны того, чтобы их увековечили в памятниках», - сказала Сулиета Кусова.
«Я не думаю, что это понадобилось осетинскому народу, но зачем это осетинскому руководству? Эта инициатива высвечивает нашу главную проблему – неумение жить общим кавказским домом. Мы, как «пальчики в перчатке», которые отрубают по одному, а нам необходимо собраться в крепкий кавказский кулак, не для того чтобы разрушать, а для того, чтобы сохраниться», - заключила Кусова.
Сохт: необходимо концентрировать внимание на социальном опыте добрососедства
Председатель «Адыгэ Хасэ» Аскер Сохт считает, что инициатива администрации Владикавказа разрушает единое межнациональное пространство региона.
«Я считаю, что памятники, которые создаются в разных частях нашей страны, должны служить объединению нашего многонационального общества на позитивных примерах. Применительно к Архипу Осипову - во многом это мифологизированная персона. Исторические эпизоды, связанные с его личностью, относятся к противостоянию в Кавказской войне. Сегодня трудно на основании архивных данных установить, действительно ли имело место то историческое событие, которое описывается в литературе», - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Аскер Сохт.
Черкесский общественник полагает, что мэрии Владикавказа стоило бы искать примеры объединения, а не раскола. «В условиях войны разные стороны конфликта проявляют и героизм, и личное мужество, и неумеренную жестокость, но современное состояние Кавказа и нашей страны все же требует поиска тех личностей, которые бы играли объединяющую роль в нашей стране, которые были бы символом позитивного примера, и таких - огромное множество», - сказал Сохт.
Аскер Сохт считает, что в российском обществе с имеющимся комплексом проблем подобные инициативы лишь приводят к большему углублению противоречий, не добавляя ничего созидательного. При этом общественник не считает, что реализация подобного решения может существенно отразиться на повестке международного черкесского движения.
«В данном случае действия муниципальных властей где-то во Владикавказе не могут повлиять на черкесское национальное движение. Задачи, которые перед собою ставят международные черкесские организации, связаны с возрождение национально-культурного пространства и вписываются в те политические процессы, которые происходят в этих странах. Они не связаны с идеями противостояния или какого-то религиозного или национального экстремизма. Какие бы решения не принимались, где бы-то ни было - они не в состоянии изменить повестку дня», - заявил Аскер Сохт.
Исторические события прошлого вносят раскол между кавказцами и остальной частью России, а их реанимация не позволяет оценивать позитивный социальный опыт векового добрососедства, считает эксперт. «К сожалению, в нашем прошлом есть исторические события, которые внесли глубокий раскол на десятилетия между кавказцами и остальной частью России, (в том числе) эпоха колониальных войн, которую мы пережили. И, к сожалению, наше внимание сконцентрировано на событиях эпохи нашего очень далекого прошлого, между тем наш социальный опыт имеет другое измерение, это и Вторая мировая война и период установления автономий, и период развития наших республик. Но этим историческим аспектам мало внимания уделяется в последнее время», - сказал Аскер Сохт.
В качестве положительного примера Сохт привел инициативу атамана кубанского казачьего войска Владимира Громова об установке в Краснодаре памятника казакам и горцам - участникам Первой мировой войны.
«Это логично, потому как в этом году юбилей Первой мировой войны. Мы прекрасно знаем, что огромное число горцев Кавказа: Дагестана, Чечни, Осетии, Кабарды, Черкессии, балкарцев, карачаевцев и представителей казачества принимало участие в качестве добровольцев на фронтах Первой мировой войны. Они внесли выдающийся военный вклад, награждены большими наградами нашего государства. Такие символы играют позитивную роль, показывая, что наше общество едино, многонационально, и эти сюжеты требуются для современного мира как факторы, объединяющие наше общество. Мэрии Владикавказа стоило бы обратить на это внимание, потому как огромное количество горцев-осетин и терских казаков принимало участие в этой войне», - заключил Аскер Сохт.
Кабард: милитаристская пропаганда становится частью государственной политики
Черкесский национальный активист Андзор Кабард не связывает желание мэрии Владикавказа установить памятник русскому солдату с предстоящей Олимпиадой в Сочи, однако считает милитаристскую пропаганду частью государственной политики.
«Это милитаристская, монументальная пропаганда, которая, в общем-то, вполне оскорбительна для тех, кто живет на этой территории. Но это не первый прецедент. У нас Ермолов стоит в Пятигорске, у нас Архип Осипов стоит там же, где он взорвал много наших сородичей, Лазарев и другие. К сожалению – это государственная политика. Я сомневаюсь, что это связано с Олимпиадой, поскольку тенденция началась значительно раньше, чем какие-либо разговоры о ней», - сказал Андзор Кабард.
Кабард считает, что взаимоотношения двух соседних народов от инициативы властей Северной Осетии не пострадают. «Я думаю, что такие, конечно же, своего рода символы, позитивно на взаимоотношения двух народов не скажутся, но особо негативно тоже не отразятся. У нас давно уже отношения между людьми строятся за рамками официоза», - уверен Андзор Кабард.
«Наши сородичи слишком спокойно относятся к подобным акциям и совершенно не могут лоббировать собственные интересы в этом же отношении. Памятники героям должны ставиться там, где они родились. Там, где родился господин Ермолов – там и должен стоять ему памятник, как великому их земляку. В месте, где он утопил в крови все местное население, ему делать нечего. На этом фоне памятник в Чечне – это вполне адекватная акция памяти героям своего народа», - резюмировал Кабард.
Куашев: памятник Архипу Осипову – символ имперства и колониализма
Кабардинский журналист Тимур Куашев заявил корреспонденту «Кавказского узла», что «подавляющее большинство адыгов категорически против установки памятников персонажам с однозначно антикавказским подтекстом».
«Это символ имперства и колониализма. Очевидно какие-то местные деятели решили себя так зарекомендовать. Форпост, центр кавказской области, надо раздражать аборигенов, провоцировать, раздражать историческую память народа. Адыгское общество негативно восприняло подобную инициативу, и это может сказаться на идеальных отношениях между нашими народами, подпортив их», - сказал Куашев.
Обсуждение инициативы администрации города Владикавказ установить в исторической части столицы Северной Осетии памятник Архипу Осипову вызвало оживленную дискуссию в кавказском сегменте Интернета.
Осетинский Интернет-ресурс Hohag.com и группа социальной сети "ВКонтакте" «Global Alania» инициировали сбор подписей под обращением к мэру Владикавказа, в котором в том числе поднимается вопрос урона межнациональным отношениям от реализации данного проекта.
«В условиях и без того до предела обостренных межнациональных отношений на Кавказе, администрация поставила руководство и народ республики в неудобное положение. Поставив этот памятник, мы провоцируем обиду наших соседей - черкесов, а остановив строительство, мы даем повод националистически настроенным силам в Москве, а также остальным недоброжелателям обвинить республику в «русофобии». Готова ли администрация нести политическую ответственность?», - задаются вопросом авторы обращения.
Опрос, проведенный под обсуждением данного обращения "ВКонтакте", свидетельствует о том, что подавляющее большинство - 78,4% - проголосовавших против инициативы администрации города, 9,7% участников опроса считают установку памятника необходимой, а 11,9% затруднились ответить. На данный момент в опросе приняло участие 750 человек.
Обсуждение ведется и в «Живом Журнале». Так блогер hohag-lappu пишет, что установка памятника Осипову, исторически не имеющего никакого отношения к Северной Осетии, с жителями республики не согласовывалась, в то время, когда вопрос установки памятника национальной героине «спасительнице осетинского народа Задалески Нана» собираются выставить на референдум.
«Как-никак, и нам бы не понравилось, если бы в Адыгее поставили памятник генералу Абхазову или Звиаду Гамсахурдиа», - пишет блогер hohag-lappu.
Омерзительная история и как не удивительно, что снова от верноподданных...
Дорогие мои! Хватит уже ставить памятники военным! Неужели у нас мало просветителей, писателей, композиторов, ученых, художников, скульпторов - представителей культуры и искусства, т. е. творцов, созидателей! Ученый осетиновед Васо Абаев, первый осетинский драматург Елбыздыко Бритаев, писатели Гайто Газданов, Дабе Мамсуров, Нигер и др., композиторы Харитон Плиев, Илья Габараев и т.д. Я тоже против памятника этому А. Осипову категорически!!!
Послужной список рядового 77-го пехотного Тенгинского Его Императорского Высочества Великого князя Алексея Александровича полка Архипа Осипова. Составлен 1 января 1840 г.
«Из крестьян Киевской губернии, Липецкого уездам, села Каменки; помещика графа Стратонского, исповедания грекороссийского, грамоте и мастерства не знает…
В рекруты принят 1820 г. декабря 21-го; зачислен рядовым 1821 г. апреля 5-го в Крымский пехотный полк; из оного по переформировании войск отдельного Кавказского корпуса в сей полк 1834 г. июня 1-го. Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении 1840 г. марта 22-го.
[Таким образом, будучи крепостным рабом, Осипов попал в военное рабство и в состоянии военного раба пробыл 20 лет. Можно предположить, что служить он не хотел, так как 30 июля 1822 г. «за 1-й побег по суду и конфирмации наказан шпицрутенами чрез 1.000 человек один раз»].
19 октября 1830 г. Архип Осипов «под личным предводительством генерал-фельдмаршала князя Варшавского, графа Паскевича-Эриванского» участвовал «в перестрелках с шапсугами в Афибском ущелье… и разорении шапсугских аулов, того же числа на правом берегу р. Афибса в ущелье гор Шинакоко при истреблении жилищ тех же народов; 20-го, 21-го и 22-го в Абинском ущелье при неоднократном отражении неприятеля, упорствовавшего защищать свои жилища от истребления; во время занятия войсками нашими аулов Таус-хаджи, Тлышико-хабля; 25-го в Хабльском ущелье и при разорении аула Шеретлук-харлик; 26-го и 27-го в перестрелке в Антхирском ущелье во время произведенных фуражировок и истреблении ближайших аулов; 28-го при разорении жилищ в Абинском ущелье при отражении неприятеля, засевшего в аулах Кузенип и Аббат-Ахмет… За сию экспедицию Всемилостивейше награжден 2-мя р. ассигнациями. 14 сентября … в перестрелках, сшибках с неприятелем на Абине при истреблении ближайших аулов. …За сию экспедицию Всемилостивейше награжден 2 р. 33 к. и вместо 1-й пары сапог – 2 р. 45 к. ассигнациями. 1835 г. июля 17-го числа по выступлении из укрепления Абинского, под начальством командующего войсками на Кавказской линии и в Черномории генерал-лейтенанта Вельяминова… августа 17-го при следовании отряда от Абина к Атакуафу; августа 18-го при занятии аулов Науч-хабля и Сади-хабля; 26-го при истреблении аула Ротока-хабля; сентября 14-го, 15-го и 16-го при движении генерал-майора Штейбена для истребления аулов Абрек-хабля, Аумт-хабля, Пшехирз-хабля, Баста-хабля и Хорона-хабля; октября 1-го при истреблении аулов Тамух-хотоко, Оз-хабля; 8-го в деле против ущелья Челюкомко-лайко и на долине Богаюк, во время следования отряда из Николаевского укрепления к Абину; 9-го при истреблении аулов Наше-Кирой, Хушт-нахочук, Пшасоебрам и Мчайкоко-хачу; 24-го во время движения генерал-лейтенанта Малиновского в ущелье реки Куафа; 26-го и 27-го при движении вверх по Куафу и Шебину для истребления шапсугских аулов, до возвращения войск наших в российские пределы по 8-е число ноября. За сию экспедицию Всемилостивейше награжден 2 р. 40 к. ассигнациями, вместо одной пары сапог. 1836 года в экспедиции за Кубанью для продолжения действий к усмирению неприязненных нам закубанских народов, под начальством генерал-лейтенанта Малиновского [Затем солдат Архип Осипов трудится ратным трудом в составе сводных отрядов под начальством Вельяминова и Штейбена]… 28-го сентября при сожжении аулов Сауд и Холет-Хочельк; 29-го близ аула Лазерок, 30-го при ауле Таймесе, октября 2-го при исправлении (так в документе) аула Змениок; с 6-го октября по 3-е ноября в перестрелках при истреблении натухайских аулов…; 13-го при истреблении аула Цемес; 15-го при ауле Таюкже; 20-го при истреблении аулов на речке Цегвай; 21-го и 22-го в ущелье Джурба…». [См.: Ракович Д. В. Тенгинский полк на Кавказе. 1819-1846. Составил поручик Ракович. Тифлис, 1900. Приложение IX. С. 11-15].
Умом чиновников Владикавказа не понять...
++++
За последние 20 лет сегодняшние власти Владикавказа самые мерзкие. Ибо циничные, лишенные каких-либо моральных устоев. Ведь понятно же, что вся история с установкой этого памятника ничего общего ни с историей осетин, ни с обликом города Владикавказ не имеет. Эта история про деньги и про конфронтацию осетин с соседями и внутри. Сегодняшней власти нужна эта конфронтация, иначе она не выживет. Если осетины перестанут бояться "мусульманское " окружение, которым их с утра до вечера пугают местные чиновники и их СМИ, то тогда они же и за них могут взяться и кормушки их в виде "Электроцинка" убрать.
Их надо срочно убирать. Срочно нужен митинг за их отставку, который бы продолжался столько сколько надо, [...], а то мерзость поразит всё чиновничье сословие, нужно спасать и республику, и тех чиновников в которых ещё есть признаки морали. Или мы объявим им "[...]" и сменим их, или они ввергнут нас в настоящую войну с соседями.
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".]
Правильное обозначение ситуации: "Инициатива ... встретила критику осетинских и северокавказких экспертов и пользователей". Нет позиции русских и российских, даже пророссийских комментаторов. "Архип Осипов не имеет отношение к истории Осетии" - простодушно заявляет научный сотрудник института РАН (российского института!) Наима Нефляшева. Но Архип Осиипов имеет отношение к истории России. Или Владикавказ - уже не Россия? Можно поставить другой вопрос: какое отношение имеет Владикавказ к истории Осетии? Это русская (=российская) крепость, впоследствии - город, столица субъекта Российской Федерации, конституция которой запрещает противопоставление одних национальностей другим: для государства и общества - все российские граждане, этническая принадлежность - частное дело каждого (К РФ, ст. 26.1). Тот факт, что дружный отряд "экспертов и пользователей" занял откровенно антироссийскую позицию на стороне бывших (и нынешних) противников России против русской армии, должен служить предметом серьезного беспокойства для всех, кто заинтересован в сохранении страны и государственном взгляде на её историю. За 150 лет кавказские народы, судя по высказываниям лоббистов осетинского, черкесского, северокавказского национализма, так и не стали россиянами.
антинародному правительству если дать волю то оно и публичные дома захочет восстанавливать. а проспект в честь жулика и вора назовет.
"Располагался памятник в конце Нестеровского бульвара, перед зданием штаба 20-й (позднее 21-й) пехотной дивизии, в настоящее время являющийся концом проспекта Мира перед зданием Горского государственного аграрного университета.."
то есть, памятник там находился в то время когда рядом был штаб дивизи "эсэс", а теперь там учебное заведение... так что, это не место для памятника русскому смертнику.
Полностью поддерживаю тех, кто против памятника. Эта самая настоящая провокация и попытка поссорить кабардинцев и осетин. Хорошо бы выяснить, чья эта идея, и опубликовать фамилию этого человека. Народ должен знать своих провокаторов.
Есть понятия "честь", "достоинство", "уважение к соседям"; не все же надо измерять траншом в карман... Надо признать, идея подловатая.
В Осетии и в г. Владикавказе в частности, много памятников и знаков увековечивания убийц осетинской нации. Это и Ленин-Ульянов и другие большевики уничтоживщие цвет нации. Теперь хотят добавить Архипова-Осипова символ имперской политики колонизации Кавказа. Рабы, есть рабы!!!
Как раз таки понять их можно. Милое русскому уху имя героя-колонизатора, погибшего смертью героя в бою против аборигенов Черноморского побережья ради расширения Российской Империи, несомненно должно вызвать положительные эмоции у Кремля. А следствием этому будет транш на создание памятника, часть из которого осядет в карманах инициаторов его установки в награду за столь интересную идею.
Согласна с экспертами. Эта инициатива - примитивное желаение угодить федеральному центру. Абсолютное неуважение к жителям Владикавказа, на деньги котороых будет построен этот памятник. Лучше бы решили проблемы с Электроцинком, чем украшать город памятником сомнительному герою. В истории с Архипом Осиповым много непонятного - она была записана гораздо позже события и никто по определению не может знать деталей, так как очевидцы с той и другой стороны погибли. Империи всегда ставили памятники своим героям на завоеванных землях - так было со времен Рима. Памятник - это маркер территории и символ власти. Неслучайно в период социальных бурь именно памятники, симвлизирующие насилие, сносят с пьедесталов. Жители города сами решат - нужен ли им памятник и, если нужен, то кому. Интересно, во сколько обошлись уже сделанные проектные работы и кто автор памятника? Не удивлюсь, если всплывут еще интересные летали. А осетинские блогеры молодцы - именно так и рождается граждаснкое общество.
[...] патриоты уже не знают что еще [...] кремлевским хозяевам. Скоро начнут ставить памятники генералам-карателям, залившим Осетию кровью в 1801-1851годах.
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Воздержитесь от грубых высказываний.]
Салеховна, эта шелуха осетинского общества пытается обозначиться перед Кремлем подобным образом. Уверен, настояший осетин захочет видеть памятники своих героев, но у него не хотят спрашивать блюдолизы. В центре Грозного был памятник Ермолову и его почти ежегодно взрывали, и обвинения в адрес чеченцев шли в Кремль. При очередном подрыве взорвался и подрывник-сотрудник КГБ. Подрывы после этого прекратились и памятник этот снесла сама власть. Для подобных целей видимо нужен памятник Осипову.
Laursen спасибо за информацию. Было очень интересно узнать историю этого безжалостного "героя" в подробностях. Не удивительно что после такой жизни он решил покончить с собой.
ну так никто ж не против. Осипов - часть русской, пускаяй российской истории. Но почему тогда из всей России Вы нашли только Владикавказ достойным нести эту историю? Вокруг столько интересных и разнообразных регионов, носителей русской культуры: Пенза, Воронеж, Ростов, Ставрополь, в конце-концов предложите его поставить в Москве, прямо у здания института недостратегов-державников иже с ними имПерцев, чтобы на интронизацию царю батюшке Владимиру (нить счета утеряна) не пришлось ехать в ненавистный, населенный осетинскими шовинистами, Владикавказ. Не из-за одного же Перевалова с Осиповым ему туда ехать. Так вот подойдет к Архипке, приложится к нему и со спокойною душой да на трон. Так что к стенам Кремля - самое лучшее решение!
А Хаджиумару Мамсурову, СозрыкоХоранову-царскому боевому генералу, Хадикову Виссариону - полному Георгиевскому Кавалеру, герою Русско-Японской войны и им подобным героям защищавшим Россию и СССР уже есть памятники во Владикавказе? А Элите Дауровой, героиням осетинкам - военным медсестрам, или все героям Советского Союза родом из Осетии, осетинам, погибщим в Ленинграде в блокадные дни? А тем кто погиб защищая Осетию от русской армии есть хоть один памятник? Или не было таких и все прошло по взаимному согласию? А тем инженерам- осетинам, которых расстреляли в 30-х годах ХХ века, за письмо властям против Электроцинка? Или не было такого? Или не было такого в нашей истории?
Архип не хотел служить царю и на следующий год как его рекрутировали он бежал. Его поймали и выдали тысячу ударов палками. После такого наказания второй раз уже не побежишь. Потом он стал делать все, что велят, а может ему и самому нравилось. В истории Тенгинского полка есть его послужной список: он участвовал в уничтожении нескольких десятков аулов на северном и южном склоне. Хорошо примелькался, как и еще группа старослужащих. Поэтому он не мог себе позволить сдаться в плен. Отсюда и героизм. Но, кинувшись с факелом в пороховой погреб, он лишил возможности сдаться и быть очень скоро обмененными очень многих своих молодых сослуживцев, которые еще не успели "зарекомендовать" себя в погромах аулов. А молодое пополнение как раз было завезено в Михайловское укрепление незадолго перед этим. В целом, к русским солдатам относились терпимо и многие даже оставались среди черкесов. После штурмов фортов на побережье попавшие в плен были обменены на черкесов, находившихся в плену у царских войск.