ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Поправки в законодательство, регулирующее деятельность неправительственных организаций Азербайджана, утверждены 3 февраля президентом страны Ильхамом Алиевым. Эти изменения еще больше ужесточат контроль за НПО и приведут к их ослаблению, считают представители неправительственного сектора.
Как сообщал "Кавказский узел", поправки были внесены Нацсобранием страны 17 декабря 2013 года. Согласно законопроекту, НПО теперь каждые 90 дней должны информировать органы исполнительной власти о кадровых изменениях. Также определены новые правила изучения деятельности НПО на ее соответствие законодательству и ответственность за препятствие таким проверкам.
Всего более 50 изменений внесены в законы "О неправительственных организациях (общественных объединениях и фондах)", "О государственной регистрации и государственном реестре юридических лиц", "О гранте", а также в Кодекс об административных проступках.
С призывом не подписывать поправки, касающиеся деятельности гражданского общества, к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву обращались около 40 неправительственных организаций. Руководители НПО 27 декабря 2013 года провели перед зданием администрации президента акцию протеста.
Джафаров: власти расширили возможности для устранения неугодных НПО
Власти Азербайджана в очередной раз проигнорировали призывы местной общественности и международных НПО отказаться от принятия реакционных поправок в законодательство, считает координатор правозащитной кампании Art for democracy (Искусство во имя демократии) Расул Джафаров.
"Эти нововведения ухудшат и без того плохие условия деятельности для общественных объединений. Они направлены на ослабление независимых институтов гражданского общества", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
На взгляд Джафарова, суть нововведений в усилении административного контроля и ужесточении финансовых санкций против НПО.
"К примеру, даже за техническую ошибку в документации или опоздание на несколько дней в направлении отчетности в Минюст НПО может быть подвергнута штрафу", - отметил Джафаров.
Кроме того, продолжил он, Минюст наделяется полномочиями проводить текущие проверки деятельности НПО, причем имея право привлекать и другие ведомства. При этом неправительственные организации не застрахованы от произвола чиновников, отмечает Джафаров.
"Подобные проверки ставят НПО в зависимость от субъективизма чиновников. Кроме того, проверки могут на время парализовать работу НПО", - сказал он.
Изменения коснулись и регистрации грантов – отныне незарегистрированные НПО фактически лишаются права получать гранты, пояснил Расул Джафаров.
"Раньше руководитель такой НПО получал грант как физическое лицо, и как налогоплательщик платил с выполняемых работ налоги. Теперь физические лица также обязаны регистрировать гранты в Минюсте. С другой стороны, незарегистрированным НПО отныне запрещается использовать незарегистрированные в Минюсте гранты. Таким образом, даже если руководитель незарегистрированной НПО зарегистрирует грант, его организация все равно не сможет использовать этот грант", - продолжил Джафаров.
Подобные ограничения, добавил он, вводятся на фоне того, что десятки независимых НПО годами не могут получить государственную регистрацию в Минюсте. Помимо того, теперь организации, в том числе филиалы и представительства иностранных НПО "должны информировать Минюст о персональном составе своих органов управления".
"Это требование на практике может обернуться оказанием давления на членов руководящих органов НПО", - опасается Джафаров.
Относительно ситуации с иностранными НПО Джафаров отметил, что отныне законные представители филиалов иностранных НПО должны обладать правом постоянного проживания в Азербайджане.
"На практике миграционные власти могут отказывать в регистрации неугодным иностранным лицам для постоянного проживания в Азербайджане", - пояснил он.
Еще одним тревожным моментом координатор "Искусства во имя демократии" назвал утверджение новых оснований для приостановки деятельности НПО.
"В частности, деятельность НПО может быть приостановлена под предлогом создания ею "препятствий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций", при "повторном неустранении недостатков, указанных Минюстом", "нарушении прав членов НПО". Все это расширяет возможности для устранения неугодных организаций", - заявил Джафаров.
На его взгляд, "несмотря на утверждение реакционных поправок", гражданское общество будет бороться за их отмену с помощью рычагов международного воздействия.
"В мае Азербайджан станет председателем Комитета министров Совета Европы, и недопустимо, чтобы в стране, готовящейся к руководству в этой организации, нарушались бы фундаментальные свободы, – выражения, собраний и объединений. Мы продолжим кампанию по освобождению политзаключенных, отмене реакционных изменений в законодательстве. Нас в этом поддерживают и партнеры по международным НПО и правозащитным организациям", - сказал Джафаров.
Гасанов: НПО будут платить большие штрафы, чем бизнес-структуры
Безусловно, нововведения в законодательстве затруднят деятельность незарегистрированных организаций неправительственного сектора, говорит глава НПО "Право и развитие" Хафиз Гасанов.
"Если НПО не зарегистрирована, то ее руководитель отныне не сможет зарегистрировать грант как физическое лицо. Кроме того, установлены фантастические штрафы для НПО. При этом за те же нарушения НПО будут платить штрафы большие, чем коммерческие юридические лица. Это абсурд. Организация, не имеющая цели получения коммерческой прибыли, платит больший штраф, чем бизнес-структура", - сказал Гасанов.
Он выразил сожаление, что призывы гражданского общества Азербайджана не утверждать поправки не были услышаны властями.
"31 января в парламенте состоялась встреча представителей гражданского общества с главой комитета Национального собрания по правовой политике и вопросам госстроительства Али Гусейнлы, руководителем Совета по господдержке НПО Азаем Гулиевым и начальником управления Минюста Рахимом Рахимовым. Нас заверили, что нововведения не "создадут проблем для местных НПО на практике". Однако если в законе есть ограничительная норма, она всегда может быть использована против неугодной НПО", - считает Гасанов.
Нововведения не преследуют цели ограничения деятельности НПО, утверждает в свою очередь глава парламентского комитета по правовой политике и вопросам госстроительства Али Гусейнлы.
На его взгляд, поправки направлены на совершенствование законодательства в области регулирования НПО, включая зарубежные организации, и повышение прозрачности работы таких организаций.
"Если гражданский сектор требует от правительства прозрачности, то и сам должен быть полностью прозрачным", - заявил на специальной пресс-конференции Гусейнли.