ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Эксперт по правовым вопросам Комитета солдатских матерей Астраханской области, эксперт Совета при президенте РФ по правам человека и развитию гражданского общества Анатолий Салин направил военному прокурору Знаменского гарнизона обращение с просьбой оказать содействие в проведении дополнительной экспертизы в связи с гибелью рядового Вадима Мамбетова и установить лиц, виновных в гибели солдата.
Житель города Харабали Астраханской области Вадим Мамбетов был призван в армию в декабре 2012 года. Службу он проходил в Знаменске в ракетных войсках стратегического назначения в войсковой части 75376. 15 июня 2013 года 19-летний рядовой, работая в ангаре, попал под колеса большегрузной специальной техники, которая протащила его несколько метров. Солдата доставили в военный госпиталь. 17 июля 2013 года он скончался.
Мать солдата Марина Владимировна рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что впервые обратилась за помощью к Анатолию Салину, когда, получив "груз 200", не могла оформить документы, необходимые для получения страховых и иных выплат.
"Мне привезли гроб сына вместе с пакетом документов и материальной помощью в размере 70 тысяч, собранных военнослужащими в/ч 75376, сослуживцами моего сына. Когда я обратилась в военкомат для оформления документов на получение страховки в связи с гибелью моего сына, мне объяснили, что в переданном пакете отсутствовал основной документ - извещение о гибели, на основании которого военкомат обязан вручить мне извещение Ф-22\БП для оформления страховых выплат и пособий", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Марина Владимировна.
По ее словам, командование части только в декабре с третьей попытки передало составленные надлежащим образом документы в страховую компанию в полном объеме.
"Дважды они не могли оформить документы... Если бы не правозащитники из Комитета солдатский матерей, учитывая, что я осталась с несовершеннолетней дочерью, без жилья, без поддержки, еще и попала под сокращение на работе, я не знаю, как бы я справилась с этой трагедией. Сейчас я вновь вынуждена обратиться к правозащитникам, так как командование части теперь заявляет, что он (сын) сам во всем виноват", - рассказала мать погибшего солдата.
Поводом для нового обращения к военному прокурору Знаменского гарнизона послужили выводы военного следователя, который не нашел нарушений в действиях командования и обвинил в происшедшем погибшего солдата.
В гибели солдата можно усмотреть вину командования, считает правозащитник
В обращении Салин указывает, что Мамбетов был допущен к самостоятельной работе на многоосном шасси "МАЗ-543" в должности механика-водителя на основании приказа командира в/ч 75376 №358, что дало ему право, по мнению командования военной части, быть кандидатом на замещение штатной должности инструктора. Далее, в соответствии с приказом командира №420 от 20.06.2013, 19-летний солдат с образованием 11 классов, имеющий стаж работы в должности механика–водителя менее двух месяцев, был допущен к работе в качестве "инструктора по обучению вождению на многоосном шасси "МАЗ-543".
"Получается, что по результатам экспертизы… ВСО (военно-следственного отдела) по Знаменскому гарнизону, командир в/ч 75376 наделил солдата-срочника полномочиями инструктора, и, следовательно, полномочиями должностного лица", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Анатолий Салин.
Правозащитник считает, что Мамбетов не мог быть допущен к обучению курсантов, поскольку он не имел достаточных навыков не только инструктора, но и механика-водителя, так как получил удостоверение на право вождения 30-тонного большегруза менее чем за два месяца до назначения.
"Как следует из материалов дела, командир в/ч 75376 допустил неподготовленного солдата к обязанностям инструктора по вождению, тем самым подверг недостаточно обученного солдата риску и (создал) угрозу его жизни и жизни обучаемых. По сути, большегрузный "МАЗ" является объектом повышенной опасности, и командование части не имело право возлагать контроль и обучение вождению на недостаточно подготовленных инструкторов и других специалистов", - подчеркнул Анатолий Салин.
От неопытных рядовых требовалось выполнить сложное задание
Правозащитник в своем обращении пишет, что в нарушении ст.77 главы 3 Устава внутренний службы именно старший руководитель занятий не обеспечил руководство и контроль за обучаемыми. Руководители задания не обеспечили надлежащее исполнение приказа командира части как должностные лица, и, самовольно изменив приказ, без согласования с руководством части, потребовали выполнения нового сложного задания неопытными рядовыми, не обеспечив их средствами связи на случай опасных ситуаций, самоустранились от контроля над тем опасным местом занятия, которое они самовольно внесли в план занятий, возложив контроль на недостаточно обученного солдата Мамбетова.
В нарушение п.5 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" Правил дорожного движения в РФ автомобиль "МАЗ-543" ГРЗ 27-27 ТТ 21рус. не был надлежаще оборудован – отсутствовали дополнительные педали привода тормоза, пишет Салин.
В нарушении п.40 ст.12 ФЗ РФ №99 от 4.05.2011г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" командир в/ч 75376 своим приказом допустил на должность инструктора по вождению рядового Мамбетова, который документов, подтверждающих обучение по данной должности инструктора, не имел. Лицензия, дающая право заниматься обучением курсантов у Мамбетова отсутствовала, отмечает правозащитник.
"Приказы, директивы, указания военного командования не могут отменять требования российского законодательства по данному виду деятельности, т.е. по обучению людей вождению на технике. В методических указаниях учебных организаций существуют требования, предъявляемые к инструкторам (возраст, квалификация, стаж и опыт работы не менее 3-х лет и т. д.)", - напомнил Анатолий Салин.
Солдат проходил службу в должности "старший механик–водитель", а не в должности "инструктор практического вождения"
Согласно постановлению от 11 октября 2013 года следователя–криминалиста ВСО СК России по Знаменскому гарнизону, рядовой Мамбетов В.Е. проходил службу в в/ч 75376 в период с 21 мая 2013 года по 17 июля 2013 года в должности "старший механик–водитель", а не в должности "инструктор практического вождения". Вследствие чего привлечение его в качестве инструктора на занятия по практическому вождению являлось, по мнению правозащитника, незаконным. Кроме того, как следует из содержания вышеуказанного постановления, Мамбетов В.Е. в ходе занятия не исполнял функции должностного лица: он не отдавал распоряжения, не руководил людьми, следовательно, он не может являться субъектом правонарушения, указывает Салин.
У правозащитника вызывает сомнение и сам факт наличия приказа командира части о допуске рядового Мамбетова В.Е. к исполнению обязанностей инструктора практического вождения, "так как в том же вышеуказанном постановлении следователя отмечено, что Мамбетов В.Е. находился в кабине автомобиля сзади водителя, т.е. на месте второго водителя, а не инструктора, место которого нормативно определено справа от водителя. Вышеуказанные обстоятельства в совокупности, по мнению эксперта, позволяют сделать вывод о том, что рядовой Мамбетов В.Е. не является субъектом инкриминируемого ему деяния".
"К сожалению, подобные факты гибели солдат не единичны. Отдавая сына на год в армию, мать вполне закономерно требует его возвращения живым и здоровым, и командиры должны обеспечивать это, а не смотреть в пол и не разводить руками перед родственниками", - резюмировал Анатолий Салин.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей воинской части, в которой служил солдат, в связи с заявлением правозащитника и матери погибшего солдата.