ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Законопроекты, ужесточающие наказание за продажу насвая и ограничивающие продажу и потребление энергетических напитков в Северной Осетии, разрабатываются в республике. Планируется, что до конца февраля будет сформирован окончательный вариант документов.
Напомним, что в Северной Осетии активисты военно-исторического клуба "Уацамонга" в конце декабря 2013 года обратились к главе республики Таймуразу Мамсурову за содействием в запрете продажи "насвая" и энергетических напитков. В своем обращении активисты выражают обеспокоенность фактами продажи "отравы" в аптеках и магазинах, сообщил руководитель общественной организации Батраз Цогоев. "Пока в России нет законодательной базы для запрещения "насвая", наши враги делают бизнес на здоровье и будущем молодежи Осетии", - считают активисты организации.
Как сообщает корреспондент «Кавказского узла», в разработке законопроектов участвуют специалисты, сотрудники МВД и Управления госнаркоконтроля, активисты молодежных общественных организаций, члены молодежного парламента. Изменения предполагают увеличение санкций за оптовую или розничную продажу насвая – максимальные суммы для должностных и юридических лиц составят 15 тысяч рублей и 100 тысяч рублей соответственно (сейчас 12 тысяч рублей и 60 тысяч рублей). В соответствии с законопроектом об энергетических напитках, их розничная продажа будет запрещена несовершеннолетним, эти напитки нельзя продавать в детских и молодежных организациях, образовательных и медицинских учреждениях, на территории спортивных сооружений, во всех видах транспорта.
Изъяны в законодательстве не позволяют оградить подростков от очевидной опасности, которая кроется в употреблении насвая, считает директор республиканского центра социальной реабилитации несовершеннолетних «Доброе сердце» Таисия Печенкина. По ее словам, в последние три года приходится принимать достаточно жесткие организационные меры вместе с сотрудниками полиции и наркоконтроля.
«После употребления насвая у подростков - расширенные зрачки, неадекватные реакции на происходящее, приступы беспричинного смеха, и через два часа такие подростки приходят в себя, - рассказала она. – Когда разговариваешь с родителями, то выясняется, что они дают ребенку пятьдесят рублей на проезд, но подросток идет пешком, заходит в магазин и в отдел, где продаются табачные изделия, и спокойно приобретает насвай».
Как призналась Таисия Печенкина, для того, чтобы сделать территорию реабилитационного центра свободной от насвая, приходится идти на нарушение конвенции о правах ребенка и обыскивать воспитанников, чтобы «они не приносили эту отраву».
Что касается причин, из-за которых подростки прибегают к употреблению насвая, педагог отметила, что для одних – это способ самоутверждения.
«Часть подростков утверждала, что употребление насвая помогает им «зарядиться», получить дополнительную энергию, и при этом, мальчишки ссылались на то, что насвай, якобы, используют спортсмены, которым нужны высокие результаты. Непосредственно в центре мы провели ряд встреч с известными спортсменами, и только в ходе обстоятельного разговора подростки поняли, насколько они глубоко заблуждались», - пояснила она.
По словам заместителя министра внутренних дел Северной Осетии Эльбруса Рамонова, последние три года сотрудники полиции, их коллеги из Госнаркоконтроля вместе с молодежными организациями выявляют точки реализации насвая. Есть привлеченные к уголовной ответственности, в основном им инкриминируется ст. 238 УК РФ, карающая за сбыт товаров, не отвечающим требованиям безопасности жизни и здоровья.
«Наказание за это преступление – один год условно либо штраф, и те сбытчики, которые продавали насвай, продолжают этим заниматься. Отсутствие нормативно-правовых документов и невозможность провести квалифицированные экспертизы для формирования доказательной базы для последующих судебных решений – именно эту проблему и нужно решать», - подчеркнул он.
В совместных рейдах по поиску точек по продаже насвая участвуют молодые активисты рабочего движения «Сталь», лидером которого является Александр Хугаев.
«Страшны не последствия приема наркотиков, а то, что, когда мы в ходе рейдов выявляем распространителя опасных для здоровья молодежи веществ и препаратов, он говорит: «Давайте я вам за год вперед заплачу штраф эти четыре тысячи рублей, а вы просто не напрягайте меня». Ведь за сутки он зарабатывает 60 тысяч рублей», - пояснил Хугаев.
Нужно использовать все возможности для того, чтобы хотя бы в пределах отдельного взятого сельского района, жестко ограничить, а то и вовсе запретить реализацию энергетических напитков, заявил руководитель центра социализации молодежи Алагирского района Асланбек Бекоев.
«Мы не стали придумывать какие-то новые формы и методы, а занялись практической работой. Молодежный актив вместе с инспекторами подразделения по делам несовершеннолетних проводит рейды по торговым точкам. Несколько раз собирались вместе с предпринимателями, убеждали их, сумели уговорить, и, как результат, сегодня в нашем Алагирском районе ни на одном прилавке нет энергетических напитков», - рассказал Бекоев.
По его словам, «запретительными мерами невозможно бороться с реализацией напитков, но все-таки владельцы торговых точек пошли нам навстречу». «Ведь есть понимание того, что если мы сегодня не защитим наших детей, то завтра уже будет поздно», - подчеркнул руководитель центра социализации молодежи.
Несмотря на то, что в районе энергетические напитки уже не продают, руководитель центра выразил обеспокоенность по поводу того, что местные ребята в возрасте от 13 до 16 лет выезжают из Алагира во Владикавказ (расстояние между городами 45 км, прим. «Кавказского узла»), где и приобретают энергетические напитки «Ягуар» и «Отвертка» и привозят их домой для дальнейшего употребления со сверстниками.
Независимо от того, существуют ли запретительных меры и законодательные аспекты, которые ограничивают оборот насвая и энергетических напитков, в любом случае на существующую проблему должна последовать общественная реакция со стороны старшего поколения и молодежи, заявил член молодежного парламента Северной Осетии Амурхан Кусов.
«Родители могут никогда и не узнать, что их сын или дочь употребляют насвай или какие-либо опасные вещества, как правило, об этом всегда знают окружающие. И здесь принцип один: если в твоем окружении - настоящие друзья, они тебе помогут, и ты больше не станешь губить свое здоровье, а если в твоем окружении - враги, то тогда ничего не изменится», - заявил он.
По словам Кусова, к работе над законопроектом привлечены его коллеги по молодежному парламенту Дзансир Гокоев и Элина Сугарова.
Предполагается, что окончательный текст законопроектов, в которые войдут предложения специалистов и молодежного актива республики будет представлен главе Северной Осетии Таймуразу Мамсурову. Используя права законодательной инициативы, руководитель региона направит законопроекты в республиканский парламент.
Напомним, что 23 декабря глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров ответил через персональные аккаунты в социальных медиа на обращение военно-исторического клуба "Уацамонга" по повода запрета насвая и энергетических напитков.
"Для меня совершенно ясно, что энергетические напитки, "насвай" не должны продаваться детям и молодежи. Закон этого пока не запрещает. И нормы морали не действуют на тех, кто позволяет себе торговать этой дрянью, ставить под угрозу здоровье наших детей и будущее республики", - заявил глава Северной Осетии.
Мамсуров поручил администрации главы РСО-Алания и правительства РСО-Алания разработать поправки в законодательство.
Напомним, что парламентарии Северной Осетии направили в Государственную думу России предложение о введении штрафов за распитие энергетических напитков в общественных местах.