12:44 / 21.02.2014Генпрокуратура Азербайджана расследует обстоятельства встречи журналистки Исмайловой с сотрудниками сената США

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

У генеральной прокуратуры Азербайджана возникли вопросы к журналисту-расследователю, сотруднице азербайджанской службы "Радио Свобода" Хадидже Исмайловой в связи с ее встречей в январе с двумя сотрудниками аппарата сената США. Следователь задавал вопросы о встрече с американцами в ходе допроса 20 февраля, сообщила Хадиджа Исмайлова.

Как сообщал "Кавказский узел", журналист-расследователь азербайджанской службы "Радио Свобода" Хадиджа Исмайлова проходит свидетельницей по уголовному делу, возбужденному в связи с опубликованным ею в Facebook материалом. Прокуратура считает, что в этом материале разглашена гостайна. Хадидже Исмайловой запрещено покидать на период следствия Баку и Азербайджан без предварительного информирования следствия.

17 февраля на своей странице в Facebook Хадиджа Исмайлова опубликовала фотографию докладной записки капитана Министерства национальной безопасности (МНБ) Азербайджана. В записке говорится о вербовке одного из активистов оппозиции, который за деньги обязывался информировать спецслужбы о деятельности внутри оппозиции. При этом фамилия завербованного человека была Исмайловой закрашена фломастером.

"Материал поступил мне от бывшего сотрудника МНБ"

20 февраля Исмайлова в третий раз была допрошена в управлении генеральной прокуратуры. Беседа началась около 17.00 и завершилась к 20.00, на допросе присутствовал адвокат журналистки Эльтон Гулиев.

Хадиджа Исмайлова заявила корреспонденту "Кавказского узла" о том, что ей до сих пор ей непонятно, почему уголовное дело возбуждено по отягчающей части статьи 284.2 (разглашение государственной тайны, повлекшее тяжелые последствия) Уголовного кодекса Азербайджана.

"В решении о возбуждении уголовного дела, подписанном руководителем следственного управления по тяжким преступлениям генпрокуратуры Эльдаром Ахмедовым, это не указано. Не указано также, является ли распространенный мною материал истинным документом или нет. Если этот документ подлинный, получается, что министерство национальной безопасности (МНБ) путем шантажа завербовало оппозиционера в качестве агента с целью подрывной деятельности внутри оппозиции", - отметила Исмайлова.

По словам журналистки, следствие также интересуется источником, откуда был получен материал.

"Этот материал поступил мне от бывшего сотрудника МНБ. Я в соответствии с законом "О СМИ" имею право не раскрыть свой источник. Если источник сочтет нужным, то сам назовется или поручит сделать это мне. Но следователь очень настойчиво требовал, чтобы я назвала источник, и намекал, что за неразглашение источника меня могут арестовать на шесть месяцев", - сказала Исмайлова.

 Как утверждает журналистка, она показала следствию тот же текст, причем с указанием имени оппозиционера, выставленный в Facebook еще в 2011 году на странице пользователя "Мустафа Козлу".

Она предложила следствию сначала расследовать, как документ попал в социальные сети, поскольку это было сделано раньше, чем выставила материал сама Исмайлова.

"Но меня удивил ответ следователя. Он сказал, что "для нас это не имеет особого значения". Если уголовное дело возбудили в связи с разглашением гостайны, то этот материал как раз должен представлять интерес для следствия. Но если цель в том, чтобы мучить меня, то, конечно же, им это неинтересно", - сказала журналистка.

"Следователь задавал много вопросов про встречу в ресторане Art Garden"

При этом журналистка подчеркнула, что еще в ходе предыдущих допросов следователь интересовался содержанием информации в ее компьютере.

"Но сегодня вообще меня большую часть допроса стали расспрашивать про встречу с сотрудниками сената США в ресторане Art Garden, которая к данному уголовному делу не имеет никакого отношения. Мне сказали, что вопросы задаются в связи с передачей в прокуратуру аудиозаписи нашей беседы", - сообщила Исмайлова.

 12 февраля бывший политзаключенный Эйнулла Фатуллаев на своем сайте haqqin.az опубликовал статью "Совсекретно: американские разведчики и агентурные записи Хадиджи Исмайловой".

В ней автор, ссылаясь на неназванные источники, утверждал, что в январе этого года Азербайджан посетили Джон Задрозни и Даниэль Важдич - исследователи из комитета по внешним связям сената. По данным Фатуллаева, в действительности они являются сотрудниками разведывательных служб США.

Как утверждается в статье, в бакинском фешенебельном ресторане Art Garden они встретились с Хадиджей Исмайловой, директором Института свободы  и безопасности репортеров (ИСБР) Эмином Гусейновым и главой Института права медиа (ИПМ) Рашидом Гаджилы. Якобы в ходе встречи Исмайлова передала американцам список азербайджанских оппозиционеров, журналистов, активистов гражданского общества, работающих на власти и спецслужбы Азербайджана. Фатуллаев в своей статье привел список этих лиц.

Тему подхватили многие провластные СМИ, в которых Исмайлова представлялась как "американская шпионка".

Поздно вечером 19 февраля соучредитель проправительственной молодежной организации "Ирели" (Вперед), депутат парламента Джейхун Османлы сообщил, что передал в генпрокуратуру свой мобильный телефон "с аудиозаписью беседы Хадиджи Исмайловой с иностранцами".

 "Сегодня я передал в генпрокуратуру известную ей (Хадидже Исмайловой) и малоизвестную широкой аудитории аудиозапись ее переговоров", - написал Османлы на своей странице в Facebook, добавив: "Измена Родине не прощается!"

Уже около полудня 20 февраля глава пресс-службы генпрокуратуры Эльдар Султанов подтвердил, что Османлы действительно представил в генпрокуратуру аудиозапись беседы Исмайловой с иностранцами.

По словам Султанова, будет обеспечено полное и всестороннее расследование этого разговора следственным путем и принятие решения в соответствии с законом".

"Следователь стал очень много расспрашивать про встречу в ресторане Art Garden. Он сказал, что поступила информация о том, что я передала американцам в ресторане государственную тайну. Стали расспрашивать про детали встречи, кто был инициатором, куда я сначала пошла, потом пошла и т.д. Мне сказали, что я передала гостайну. А я сказала, что не передавала гостайну, потому что ей не обладаю. И вообще в ходе этой встречи ничего необычного не произошло", - сказала Исмайлова.

По словам журналистки, 21 февраля ее вновь вызвали в прокуратуру. Вместе с тем Исмайлова, комментируя сообщение депутата Османлы о передаче им аудиозаписи в прокуратуру, подтвердила, что он действительно был в тот день в ресторане.

"Однако когда Джейхун Османлы зашел, мы уже собирались уходить и ждали, чтобы нам принесли счет. С другой стороны между нашими столами было большое расстояние, и у него не было возможности записать наш разговор", - сказала Исмайлова.

Однако журналистка не исключила, что беседа действительно могла быть записана в ресторане.

"Насколько я знаю, владелец ресторана близок к властям, и они могли организовать запись. Но в любом случае меня это не беспокоит. Я что говорю приватно, то говорю и открыто", - отметила Исмайлова.

"Спецслужбы ведут слежку за активистами гражданского общества"

Другой участник встречи в ресторане, директор Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов, также выражает сомнение в том, что именно Османлы мог записать их беседу.

 "Во-первых, Джейхун Османлы в компании молодых людей пришли в ресторан, когда мы уже собирались уходить, то есть наша беседа подходила к концу. Во-вторых, они сидели примерно в 15 метрах от нас. В зале было очень шумно, и Джейхун Османлы никак не мог записать нашу беседу даже на самый современный мобильный телефон. Элементарно, они сами разговаривали, и на диктофон мобильного телефона прежде всего должны были записаться их голоса", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Гусейнов.

Вместе с тем директор ИСБР не исключает, что беседа могла быть записана при помощи устройств негласного сбора информации, в основном используемых спецслужбами.

"Не секрет, что у нас спецслужбы ведут слежку за активистами гражданского общества и иностранцами. Беседу могли записать спецслужбы, и теперь руками Джейхуна Османлы пытаются "легализовать" эту незаконно сделанную запись", - отметил Гусейнов.

Касаясь же содержания разговора с американцами, он сказал, что это был неофициальный ужин, за которым шел обмен мнениями по вопросам, которые всегда беспокоят гражданское общество – ситуация с правами человека, свободой выражения и др.

"То, как Эйнулла Фатуллаев представил в своей статье содержание беседы и высказывания Хадиджи Исмайловой, не отражает реальность. За четыре-пять дней до публикации Фатуллаев изъявил желание встретиться со мной и взять у меня интервью. Меня это насторожило, и я поинтересовался, на какую тему будет разговор. Дело в том, что после освобождения из тюрьмы Эйнулла Фатуллаев странным образом изменился. Он постоянно обрушивается с нападками на местные и международные правозащитные организации, которые активно протестовали против его несправедливого ареста, и фактически оправдывает репрессивную политику властей против институтов гражданского общества", - утверждает директор ИСБР.

По словам Эмина Гусейнова, он предварительно спросил о теме интервью.

"Он сказал, что интересуется нашей встречей с американцами и якобы переданным со стороны Хадиджи Исмайловой списком американцам. Я сказал, что в ходе беседы ни о каком списке речь не шла. Однако Фатуллаев в своей статье вообще не дал мою позицию. Что интересно, он не обращался за комментарием к самой Исмайловой и другому участнику беседы Рашиду Гаджилы. Но что самое интересное, другие СМИ, подхватившие "шпионский скандал", в том числе называющие себя оппозиционными, стали раздувать тему, также не обращаясь за комментариями ни ко мне, ни к Рашиду Гаджилы. Якобы составленный Исмайловой список "агентов власти" среди гражданского общества и оппозиции является надуманным", - отметил директор ИСБР Гусейнов.

Эйнулла Фатуллаев 20 апреля 2007 года был приговорен к 2,5 года лишения свободы по обвинению в клевете. Позднее был признан виновным в угрозе терроризма, разжигании межнациональной розни и уклонении от уплаты налогов. В конце мая 2011 года Фатуллаев был освобожден из тюрьмы в соответствии с президентским указом о помиловании. После освобождения он создал правозащитную организацию "За права человека".

Как считает глава ИСБР, в СМИ "нагнетаются страсти вокруг "шпионского скандала" с подачи властей".

Это, на взгляд Гусейнова, может иметь три цели: отвлечение общественного внимания от социальных проблем и волны самоубийств, дискредитация и наказание Исмайловой за ее расследования фактов коррупции и подготовка почвы для принятия закона об объявлении журналистов и активистов гражданского общества иностранными агентами.

"Беседа в общественном месте не может быть предметом разбирательства"

Аудиозапись беседы журналистки Исмайловой с сотрудниками сената США в бакинском ресторане не может считаться законной уликой и стать основанием для расследования, считает независимый эксперт в области права Алескер Мамедли.

Алескер Мамедли напомнил, что согласно статье 32 Конституции Азербайджана без разрешения гражданина запрещается запись его голоса или его видеосъемка. На взгляд Мамедли, "аудиозапись не может иметь никаких правовых последствий для Исмайловой".

"Во-первых, беседа в общественном месте не может быть предметом разбирательства. Во-вторых, запись голосов людей без их разрешения - это неэтично и незаконно. В-третьих, на ведение записи не было судебной санкции", - сказал Мамедли в беседе с корреспондентом "Кавказского узла".

Депутат Османлы оказался недоступным для комментариев. Однако в интервью агентству АПА.az депутат заявил о том, что размещенная им в Facebook информация о передаче аудиозаписи в генпрокуратуру соответствуют действительности.

Журналист Фатуллаев в свою очередь в интервью газете "Ени Мусават" заявил, что располагает полным списком "агентов", переданных Исмайловой американцам.

Он также  сообщил, что список попал в его распоряжение в письменном виде от его источников. "Список очень большой, там свыше 100 имен. Я просто написал о самых основных из них", - заявил Фатуллаев.

В посольстве США также опровергли сообщения о том, что сотрудники сената посещали Азербайджан в разведывательных целях.

"Делегации Конгресса регулярно совершают визиты в Азербайджан с целью встреч с официальными лицами и представителями гражданского общества Азербайджана. Работники Конгресса совершают визиты в Азербайджан с целью более подробного информирования законодательного органа США об Азербайджане и регионе", - сказано в сообщении посольства США в Баку, распространенном 18 февраля.

Автор:Фаик Меджид