ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Подготовительное заседание по делу журналиста Парвиза Гашимли, обвиняемого в контрабанде и незаконной торговле оружием, прошло сегодня в Баку. В ходе заседания Гашимли и его адвокат заявили суду, что защитникам запрещалось посещать журналиста в СИЗО.
"Кавказский узел" писал, что Парвиз Гашимли был задержан 17 сентября 2013 года. Еще одним фигурантом его дела является некий гражданин Таваккюль Гурбанов, с которым, по версии следствия, Гашимли вступил в сговор, чтобы продавать оружие из Ирана.
Парвиз Гашимли является сотрудником газеты "Бизим йол" (Наш путь), главой сайта moderator.az и руководителем общественного объединения "Центр защиты политических и гражданских прав граждан". Журналист не признает свою вину и считает, что его преследование политически мотивировано.
У подсудимого Гурбанова не оказалось адвоката
На подготовительном заседании в Бакинском суде по тяжким преступлениям после уточнения судьей анкетных данных обвиняемых Парвиз Гашимли заявил, что к нему не допускали адвокатов после завершения предварительного следствия.
В СИЗО министерства национальной безопасности защитникам отказывали во встрече с журналистом под предлогом того, что, "поскольку дело поступило уже в суд, разрешения на посещения обвиняемого должен давать судья", а судья в свою очередь утверждал, что вопрос этот должен решаться на подготовительном заседании, подтвердил адвокат Гашимли Парвиз Байрамов.
Другие адвокаты Гашимли отсутствовали в зале. Поскольку Парвиз Байрамов только 15 дней назад подключился к защите прав Гашимли и до сих пор не имел встречи с ним и не ознакомился с материалами уголовного дела, адвокат заявил, что на данном этапе еще не готов обеспечить защиту прав журналиста.
У второго обвиняемого по этому делу Таваккюля Гурбанова вовсе не оказалось адвоката. Мужчина сослался на отсутствие у него средств на привлечение защитника. Судья Керимов назначил следующее заседание на 4 марта и предложил до этого Гурбанову решить вопрос о предоставлении ему государственного адвоката.
Парвизу Байрамову судья рекомендовал ознакомиться с материалами уголовного дела, а также выдал письменное разрешение на посещение Гашимли в СИЗО Миннацбезопасности.
25 ноября 2013 года Гашимли начал голодовку, протестуя против условий содержания и непредоставления ему встреч и телефонных разговоров с родными. После встречи с омбудсменом страны он прекратил голодовку.
Байрамов: Гашимли и Гурбанов не были знакомы
Первоначально Гашимли были выдвинуты обвинения по статьям "Контрабанда по предварительному сговору лиц" и "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия и боеприпасов, совершенные по предварительному сговору лиц" (ст. 206.3.2и 228.2.1 УК Азербайджана). Однако по итогам предварительного следствия статья 228.2.1 была переквалицифирована в 228.2.2 – "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия и боеприпасов, совершенное повторно", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Парвиз Байрамов.
"В самом начале уголовного дела следствие якобы нашло у Парвиза дома некие гранаты, в действительности они были подброшены сотрудниками министерства национальной безопасности. Но по этому пункту обвинение сначала не предъявлялось. Только в конце следствия эти "находки" были оформлены, и обвинение было переквалифицировано в другой пункт статьи 228. Хотя смысла в этом я не вижу, поскольку по обоим пунктам наказание составляет от пяти до восьми лет", – отметил адвокат.
Первоначально же Гашимли инкриминировались найденные в автомобиле Гурбанова пять пистолетов Макарова и 40 патронов к ним.
По данным следствия, именно эти оружие и боеприпасы были ввезены в Азербайджан контрабандным путем из Ирана, и Гурбанов привез их в Баку в своем автомобиле. Следствие считает, что когда Гурбанов хотел передать их Гашимли, мужчины и были взяты с поличным.
Парвиз Байрамов считает, что против его подзащитного была совершена провокация. По его словам, журналист не был знаком с Гурбановым.
"Этот человек несколько дней настойчиво пытался встретиться с Гашимли как с правозащитником и журналистом, прося у него содействия для решения проблем с учебой его сына. Когда же все-таки Парвиз согласился встретиться с ним и вышел к нему на встречу рядом с офисом редакции, его задержали, а в автомобиле Гурбанова "нашли" пистолеты и патроны", – пояснил адвокат.
Представители Миннацбезопасности отвергают заявления Гашимли и его адвокатов о фальсификации уголовного дела против журналиста.