Правоохранительные органы Чечни установили организаторов и исполнителей террористического акта, в результате которого 2 июля 2000 года в Аргуне погибли 26 и получил ранения 81 сотрудник милиции и прокуратуры.
Заказчиком одного из самых крупных терактов за все время антитеррористической операции на Северном Кавказе назван известный полевой командир Арби Бараев.
Начиненный взрывчаткой автомобиль "Урал" с водителем-камикадзе прорвался в расположение временного отдела внутренних дел Аргуна и врезался в общежитие, где располагались бойцы челябинского ОМОНа. Прогремел взрыв.
Количество жертв, не считая самого террориста, - 26 милиционеров и работников местной прокуратуры. Ранен 81 человек. О мощности взрыва можно судить по тому, что от боевика-смертника, сидевшего в "Урале", остались только фрагменты тела. Собственно, по одному из этих фрагментов - небольшому фрагменту челюсти, по особенностям зубов и зубных коронок была установлена личность камикадзе.
Этот день, 2 июля 2000 года, стал едва ли не самым трагическим для Объединенной группировки войск на Северном Кавказе. Солдаты называли его "кровавым воскресеньем". В этот день, кроме Аргуна, взрывы прогремели в Урус-Мартане и Гудермесе. Еще один взрыв планировалось совершить в Курчалое, однако по каким-то причинам он не состоялся.
Следствие по делу об аргунском теракте длилось почти два года. По горячим следам задержали двух чеченцев, которых подозревали в причастности к совершению теракта. Арестованные признались в том, что загружали в кузов мешки со взрывчаткой. Два года специалисты отдела внутренних дел Аргуна совместно с коллегами из МВД России анализировали собранные доказательства. В распоряжение следователей попала уникальная видеозапись теракта в Аргуне. Съемку вели сами боевики. Очевидно, она предназначалась для отчета перед заказчиками и спонсорами. На кадрах зафиксировано, как "Урал", начиненный взрывчаткой, приближается к воротам общежития. В кузове грузовика - мешки из-под сахара. Точно такие же мешки с гексогеном стали причиной взрывов жилых домов в Москве, Волгодонске и Буйнакске.
В результате через два года после взрыва, как сообщили в Региональном оперативном штабе по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе, установлено, что заказчиком аргунского теракта был один из самых жестоких лидеров сепаратистов Арби Бараев, а непосредственным исполнителем - бывший председатель шариатского суда Курчалойского района Чечни Мовлади Таймасханов.
Следствие установило, что теракт стал ответом боевиков на крупное поражение под Сержень-Юртом. За пять дней боев на базе, где боевики скапливались для нанесения ударов по Аргуну и Гудермесу, было уничтожено более ста человек. В ответ боевики решили показать, что у них еще остались силы для сопротивления. Итак, имя заказчика "кровавого воскресенья" известно - это уроженец Ермоловки, племянник чеченского поэта Зелимхана Яндарбиева, руководившего Чечней в период между правлениями Дудаева и Масхадова, бывший старшина ГАИ, а впоследствии - полевой командир Арби Бараев.
О жестокости Бараева в республике ходили легенды. Он собственноручно расстреливал как мирных жителей Чечни, так и своих боевиков, заподозренных в сотрудничестве с федеральными властями. Именно на нем лежит ответственность за большую часть похищений в Чечне. Именно он расстрелял трех англичан и новозеландца, а затем отрубил им головы. За теракт в Аргуне Бараева судить не будут. Свое наказание он уже понес - Бараев был убит через год после взрыва в Аргуне, во время спецоперации в районе чеченских сел Алхан-Кала и Кулары. Но правоохранительные органы рассчитывают привлечь к ответственности его соучастников. Следствию известно имя организатора теракта. Но оно, так же, как и имя того, кто профинансировал теракт, пока не разглашается.