ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сегодня в ходе очной ставки против руководителя действующей в Сальянском районе Азербайджана НПО "Содействие демократии" Эмиля Мамедова дал показания арестованный судом активист Тофиг Гасымов. Мамедов считает, что Гасымов сделал это под давлением. Активисты гражданского общества Азербайджана обеспокоены за судьбу Эмиля Мамедова.
Напомним, 4 апреля член НПО "Содействие демократии" Тофиг Гасымов был признан виновным в мелком хулиганстве и приговорен к 10 суткам ареста. 14 апреля срок наказания истек, однако он не был освобожден. Во время административного ареста к Гасымову не допустили независимого адвоката Алаифа Гасанова. Адвокат попал к нему только 15 апреля, когда уже стало известно, что в отношении Гасымова возбуждено уголовное дело по статье о вымогательстве. При этом Гасымов отказался от услуг независимого адвоката. Сам Алаиф Гасанов предположил, что на активиста было оказано давление.
Тофигу Гасымову предъявлено обвинение по статье 182.1 (вымогательство) УК Азербайджана, предусматривающей до пяти лет лишения свободы. Вечером 16 апреля суд избрал для него меру пресечения в виде ареста сроком на два месяца.
Мамедов: Гасымов утверждает, что якобы вымогал деньги по моему указанию
Сегодня утром глава НПО "Содействие демократии" Эмиль Мамедов был вызван в Сальянский районный отдел полиции на очную ставку с Гасымовым, сообщил сам Мамедов.
"Я с первого дня ареста Тофига Гасымова говорил, что против него совершена провокация. Его арестовали по надуманному обвинению, чтобы подготовить почву для фальсификации дела и против меня, и вообще нашей НПО. Тофиг на очной ставке сказал, что якобы по моему указанию он вымогал у руководителей районных учреждений деньги, угрожая им в противном случае распространить в Интернете дискредитирующие их материалы", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Эмиль Мамедов.
Тофиг Гасымов, по его словам, выглядел нервным и даже истеричным. "Под конец он несчастно и обреченно заплакал, сказав, что "идет под срок". Я спросил у него, почему он говорит неправду? Он стал истерично кричать, что его бросили одного. Я ему сказал, что мы из Баку пригласили ему адвоката Алаифа Гасанова, но он сам отказался от него. Кстати, сегодня при Гасымове был государственный адвокат из соседнего города Ширван. Этот человек даже не пытался давать Тофигу какие-нибудь советы", - отметил Мамедов.
По словам руководителя НПО, Гасымов также стал говорить в адрес Мамедова какие-то обвинения и спрашивать, почему его "впутали в это дело". "Тофиг стал говорить, что "зачем ему нужно было входить в НПО?" Но в декабре прошлого года он сам обратился к нам с просьбой вступить в нашу организацию, и мы с учетом активной деятельности этого человека по оказанию правовой помощи жителям сел приняли его", - говорит Мамедов.
По его данным, против Гасымова собраны жалобы от порядка 30-35 руководителей различных районных структур – муниципалитета, отделов занятости, финансового отдела, предприятий водного хозяйства и других. "Все они заявили, что Гасымов якобы вымогал у них деньги от моего имени. Конкретно против меня никто не дал показаний. Но Гасымов сам утверждает, что он якобы действовал по моему указанию", - сообщил Мамедов.
После очной ставки Мамедова отпустили из полиции, но сказали, что его "еще будут вызывать".
"Это целенаправленная провокация против нашей НПО. Нас районные власти давно хотят устранить из общественной жизни. Из-за того что мы получали грант посольства США, меня местные чиновники вообще называют "врагом народа", - сказал Мамедов.
В Сальянском районном отделе полиции отказали корреспонденту "Кавказского узла" в комментариях, подтвердив лишь факт состоявшейся очной ставки Гасымова и Мамедова.
Джафароглу: возможно, кто-то из местных чиновников хочет расправиться с неугодной НПО
Голословных показаний недостаточно для привлечения кого-либо к уголовной ответственности, считает известный азербайджанский юрист, адвокат с большим стажем Намизад Сафаров.
"Следствие должно представить другие обоснованные логически и фактологически доказательства, в том числе материальные – аудио- или видеозаписи, письменные указания о совершении противоправных действий и т.д. Даже если лица, подавшие жалобы на Гасымова, скажут, что он выступал от имени Мамедова, это тоже не может считаться доказательством. Если Гасымов говорил от имени Мамедова, то эти люди должны были бы сами предпринимать какие-то шаги, звонить Мамедову выяснять, правду ли говорит Гасымов", - прокомментировал корреспонденту "Кавказского узла" Намизад Сафаров.
На его взгляд, на Мамедова оказывается давление с целью заставить прекратить общественную деятельность. При худшем сценарии его могут реально арестовать, полагает юрист.
Активисты гражданского общества Азербайджана обеспокоены за судьбу Мамедова.
"Эмиль Мамедов является одним из активных представителей гражданского общества в регионе. Руководимая им организация входит в коалицию НПО – Сеть гражданского контроля над добывающей промышленностью в южном регионе - и очень активно участвует в ней. Эмиль Мамедов также занимается активной защитой прав граждан, в том числе прав собственности при отъеме земельных участков на государственные нужды", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" глава Комитета защиты прав нефтяников Мирвари Гахраманлы.
Глава Общества защиты прав женщин Новелла Джафароглу также считает полезной работу, проводимую НПО "Содействие демократии" в плане защиты прав граждан.
"Мы верим в честность Эмиля Мамедова. Возможно, кто-то из местных чиновников хочет расправиться с неугодной НПО. Мы уже информировали о давлении на Мамедова республиканские органы власти. Думаю, что преследование активистов в Сальяне будет прекращено", - сказала Джафароглу корреспонденту "Кавказского узла".
Отметим, что НПО "Содействие демократии" действует уже более 10 лет. Организация известна как один из активных институтов гражданского общества в юго-восточном регионе Азербайджана, ее члены активно защищали права жителей, пострадавшего от крупного наводнения на реке Кура весной 2010 года.