00:58 / 25.04.2014В Азербайджане защита журналиста Парвиза Гашимли просит суд провести экспертизу вещдоков

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

На заседании 24 апреля по делу журналиста Парвиза Гашимли в Баку сторона защиты заявила ряд ходатайств, в том числе о проведении экспертизы вещественных доказательств. Адвокат журналиста уверен, что в случае удовлетворения ходатайств защиты будет опровергнута версия обвинения. Судья заявил, что ответит на ходатайства на следующем заседании 28 апреля, передает корреспондент "Кавказского узла".

"Кавказский узел" сообщал, что, по версии следствия, сотрудник газеты "Бизим йол", глава сайта Moderator.az и общественного объединения "Центр защиты политических и гражданских прав граждан" Гашимли вступил в сговор с гражданином Таваккюлем Гурбановым, чтобы продавать оружие из Ирана. Гашимли отвергает эти обвинения, в то время как Гурбанов признал вину. 11 марта в Бакинском суде по тяжким преступлениям начались слушания дела по существу.

Гашимли просил приобщить к делу заявления правозащитных организаций о нем

На заседании суда 24 апреля Гашимли пожаловался на то, что перед отбытием в суд в следственном изоляторе Министерства национальной безопасности (МНБ) Азербайджана у него отобрали записи. "Аналогичные факты неоднократно имели место и во время предварительного следствия. Но после начала судебного процесса у меня записи не отбирали. Прошу, потребуйте от начальства СИЗО прекратить это беззаконие", - сказал Гашимли, обращаясь к судье.

Также подсудимый представил суду заявления по его делу Совета Европы, ОБСЕ, правозащитных организаций Human Right Watch и Amnesty İnternational и попросил приобщить их к материалам дела. Оценки международных организаций, как утверждает журналист, свидетельствуют о политическом характере его дела.

Суд не стал приобщать к делу заявления международных организаций. "Суд расследует доказательства и документы, относящиеся к данному уголовному делу", - отметил судья Новруз Керимов.

В свою очередь Гашимли вновь заявил о нарушении его прав "еще до ареста". "О моем аресте даже не знал глава МНБ Эльдар Махмудов. Но меня арестовали, чтобы "ударить" по Али Нагиеву (бывший замглавы МНБ, ныне замглавы управления по борьбе с коррупцией генпрокуратуры. - Прим. "Кавказского узла") и Джавиду Гурбанову (президент крупной госкомпании по строительству автодорог ЗАО "Азерйолсервис", депутат парламента. - Прим. "Кавказского узла")", - сказал Гашимли.

Следователь МНБ, по словам Гашимли, написал о нем ложный рапорт Эльдару Махмудову и принуждал к ложным показаниям. "Что я якобы получал от этих лиц деньги и передавал оппозиции. Но я не дал показаний о том, чего не было", - сказал журналист.

Права человека не могут быть внутренним делом Азербайджана, поскольку у властей страны есть международные обязательства уважать права человека, подчеркнул Гашимли.

Права человека в стране уважаются, ответил судья.

Защита заявила пакет ходатайств, но суд отложил их рассмотрение

Затем адвокат Гашимли Эльчин Садыгов ходатайствовал о допросе в качестве свидетеля майора МНБ Кямала Расулзаде, который руководил операциями по аресту подсудимого Таваккюля Гурбанова, обысками в его доме и автомобиле.

"Телефон Гурбанова по решению суда прослушивался. Из материалов следствия следует, что была информация о встрече Гурбанова с гражданином Ирана (курьером, поставившим оружие из Ирана. - Прим. "Кавказского узла") в Биласуваре (приграничный район Азербайджана с Ираном. - Прим. "Кавказского узла"). Это у нас вызывает вопросы. Почему Гурбанов не был задержан с поличным в Иране во время приема оружия от иранца?", - пояснил адвокат.

Также защитник попросил установить и допросить сотрудников МНБ, проводивших "прослушку" телефона Гурбанова. Помимо этого, он ходатайствовал о вызове в суд в качестве дополнительных свидетелей офицеров МНБ Алисахиба Муршудова и Ильгара Алиева, которые, как утверждает сторона защиты, оказывали давление на Гашимли.

Следствие много вопросов задавало о Вели Нагиеве (бывший офицер МНБ, ныне бизнесмен, брат Али Нагиева. - Прим. "Кавказского узла") и Джавиде Гурбанове, напомнил Гашимли.

"У меня спрашивали, как я познакомился с этими лицами. Я искреннее сказал, что да, был знаком с ними, и знакомство носило личный характер. Я журналист и знаком со многими депутатами, чиновниками, политиками. Особо следствие интересовалось, передавал ли я от этих людей деньги оппозиции. Они даже заставили меня поклясться на Коране. И я как верующий человек, дал такую клятву. Всем известно, что у МНБ есть проблемы с братьями Нагиевыми и меня используют, чтобы компрометировать их", - уверен подсудимый.

Судья на это в очередной раз заявил о недопустимости обсуждения МНБ в ходе судебного процесса. "Не забывайте, что этот орган обеспечивает национальную безопасность Азербайджана", - сказал Керимов.

Уголовное дело сфабриковано, заявил адвокат Садыгов. "Мы считаем, что Гурбанов вообще не был в Биласуваре. Поэтому мы ходатайствуем запросить у оператора мобильной связи сведения о траектории перемещения 17 сентября 2013 года мобильного телефона Гурбанова, а также просмотреть камеры безопасности дорожной полиции и Минтранспорта на трассе Баку - Биласувар на предмет установления передвижения по этой дороге машины Гурбанова", - отметил защитник.

Адвокат еще заявил ходатайство о проведении экспертизы пистолетов, являющихся вещественными доказательствами по делу. "Из материалов следствия следует, что пистолеты типа "Сигнал", и они готовятся для спецслужб. Они только после кустарной переработки становятся пригодными для боевой стрельбы. В ходе следствия не проводились эксперименты о годности их для боя. Поэтому мы просим назначить экспертизу о боевой годности пистолетов и гранат", - сказал Садыгов.

Ответы на ходатайства суд даст на следующем заседании, отметил судья.

Свидетель Асланова сожалеет о своем участии в деле Гашимли

Далее суд допросил свидетеля обвинения Севду Асланову, которая была понятой при обыске в доме Гурбанова по предложению своей соседки. Гурбанов "сам сдал пистолеты", отметила свидетель. 

Отвечая на вопросы адвоката Бахруза Байрамова, свидетель сообщила, что вообще не знала, куда и с какой целью идет. Асланова заявила, что "совершила ошибку", став свидетелем, передает корреспондент "Кавказского узла". "Я верю в Аллаха, я больной человек. Мне не пристало бы давать показания против кого-то. Больше я таких вещей не буду делать", - посетовала она.

В заседании объявлен перерыв, процесс будет продолжен в 10.00 28 апреля.

Допрос очередного свидетеля выявил, что в качестве понятых привлекались люди, зависимые от следствия, заявил по итогам заседания адвокат Садыгов.

"Эта свидетельница многократно уклонялась от явки в суд. Теперь она пришла, и выясняется, что ее привлекли не сами оперативники, а другая понятая. Создается впечатление, что этих людей используют в таких делах, возможно, за денежное вознаграждение. Свидетельница сегодня заявила, что жалеет, что вообще впуталась в это дело", - рассказал Садыгов корреспонденту "Кавказского узла".

"С другой стороны, мы выдвинули ходатайства, и если суд действительно заинтересован в объективном следствии, то не может не принять их. Удовлетворение этих ходатайств неизбежно выявило бы фальсификацию уголовного дела", - уверен защитник.

Комментариями стороны обвинения и МНБ относительно хода судебного процесса "Кавказский узел" пока не располагает. Ранее представители МНБ отвергли заявления Гашимли и его адвокатов о фальсификации уголовного дела в отношении журналиста и нарушении его прав в СИЗО.

Автор:Фаик Меджид