15:20 / 28.04.2014В Азербайджане журналист Гашимли требует представления в суд видеозаписи обыска в его доме

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

На заседании суда в Баку по делу журналиста и правозащитника Парвиза Гашимли сегодня обвиняемый выступил с ходатайством о запросе карты памяти видеокамеры наблюдения, изъятой при обыске в его доме. Он настаивает, что оружие ему было подброшено. Защита также обратила внимание суда на нестыковки в показаниях другого обвиняемого по этому делу Таваккюля Гурбанова, данных на предварительном следствии и суде.

"Кавказский узел" сообщал, что, по версии следствия, сотрудник газеты "Бизим йол", глава сайта Moderator.az и общественного объединения "Центр защиты политических и гражданских прав граждан" Гашимли вступил в сговор с гражданином Таваккюлем Гурбановым, чтобы продавать оружие из Ирана. Гашимли отвергает эти обвинения, в то время как Гурбанов признал вину. 11 марта в Бакинском суде по тяжким преступлениям начались слушания дела по существу.

Гашимли: карту памяти не возвращают, потому что станет очевидным, что оружие подбросили

На очередном судебном заседании по этому делу, состоявшемся сегодня в Бакинском суде по тяжким преступлениям, Парвиз Гашимли ходатайствовал о запросе из Министерства национальной безопасности (МНБ) Азербайджана карты памяти камеры наблюдения в его доме.

В ответ судья Новруз Керимов сказал, что ранее защита уже выдвигала это ходатайство.

"Да, мы выдвигали это ходатайство, а вы сказали, что защита сама может запросить карту памяти из МНБ. Мы обращались и к руководителю следственной группы, и к начальнику главного следственного управления МНБ, но не получили никакого ответа. Карту памяти не возвращают, потому что станет очевидным, что оружие к нам домой подбросили сами сотрудники МНБ", - заявил Гашимли.

В ответ на это судья сообщил, что решения по этому ходатайству и ряду других ходатайств, выдвинутых на предыдущем заседании, суд объявит на следующем заседании.

Отметим, на заседании 24 апреля защита ходатайствовала о допросе майора МНБ Кямала Расулзаде, который руководил операциями по аресту Гурбанова, сотрудников МНБ, проводивших "прослушку" телефона Гурбанова, а также офицеров МНБ, которые, как утверждает сторона защиты, оказывали давление на Гашимли. Кроме того, защита ходатайствовала о проведении экспертизы пистолетов, являющихся вещественными доказательствами по делу.

Показания Гурбанова в суде отличались от ранее сказанного им следователю

Далее в ходе судебного заседания адвокаты Гашимли стали задавать вопросы другому обвиняемому по этому делу, Таваккюлю Гурбанову.

На вопрос адвоката Эльчина Садыгова, при каких обстоятельствах они с Гашимли были задержаны, Гурбанов ответил, что в его машине. Тогда адвокат попросил процитировать показания Гурбанова на предварительном следствии. В результате выяснилось, что на предварительном следствии Гурбанов говорил, что Гашимли задержали "не внутри автомобиля, а возле автомобиля".

Гурбанов не смог объяснить нестыковки в своих показаниях и только пожал плечами.

На судебном процессе Гурбанов также заявил, что Гашимли 8 сентября 2013 года в Гяндже предложил ему заняться поставками оружия из Ирана и заработать. Журналист якобы дал ему 15 тыс. долларов, из которых 12 тыс. долларов он должен был передать курьеру из Ирана, а 3 тыс. долларов оставить себе в качестве вознаграждения. Ранее же он утверждал, что Гашимли сначала дал ему 12 тысяч долларов, а потом 3 тысячи долларов.

Отвечая на вопрос адвоката, кто ему сообщил о месте передачи оружия, Гурбанов сказал, что ему сначала позвонил некий иранец по имени Рза и сказал, что ему позвонит еще один человек, а через два дня позвонил иранец по имени Гусейн, и они договорились о встрече в пограничном Биласуварском районе в кафе возле автомобильной трассы. Там, по словам Гурбанова, он получил от Гусейна шесть пистолетов марки Макаров, шесть магазинов и 40 патронов калибром 9 мм.

На вопрос адвоката, упоминали ли предполагаемые иранцы имя Гашимли, Гурбанов ответил отрицательно. По его словам, иранцы представлялись от некого "брата", под которым Гурбанов подразумевал Гашимли.

Адвокат Садыгов обратил внимание на то, что Гурбанов утверждает, что идею поставок оружия из Ирана предложил ему Гашимли 8 сентября 2013 года.

"Однако у Гурбанова дома были также изъяты пистолеты, и это оружие, по его признанию, он хранил еще с июня 2013 года. Значит, не Парвиз его "склонил к контрабанде оружия", Гурбанов до того незаконно хранил оружие", - сказал адвокат и напомнил, что Гурбанов ранее был судим за контрабанду товаров без акцизных марок. 

Адвокат также обратил внимание на то, что Гурбанов заявляет, что знал Гашимли еще с 2005 года, хотя журналист тогда находился на службе.

Судебное заседание продолжалось сегодня всего полчаса в связи с необходимостью проведения в этом зале другого заседания суда. Следующее заседание судья назначил на 12.00 1 мая.

Садыгов: обвинение в отношении Гашимли полностью сфабриковано

Сегодняшнее судебное заседание выявило серьезные противоречия в показаниях Гурбанова, считает адвокат Эльчин Садыгов.

"Этот человек утверждает, что Парвиз вступил с ним сговор для контрабанды оружия. Но у следствия нет ни одного доказательства того, что Парвиз когда-нибудь звонил ему на мобильный телефон. Кроме того, в мобильном телефоне Парвиза, изъятом следствием, номер телефона Гурбанова не записан даже в записной книжке. Это свидетельствует о том, что Гурбанов не был для Парвиза "важным человеком". Обвинение полностью сфабриковано", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" адвокат.

Наблюдающий за процессом координатор Альянса защиты политических свобод Самир Казымлы также считает уголовное дело "надуманным".

"Дело не только в том, что версия о причастности Гашимли к контрабанде оружия малоубедительна. Есть и другие моменты, ставящие версию следствия под сомнение. Гурбанов даже не пытается защитить себя на процессе. Все он чистосердечно признает. У него даже своего адвоката нет. Его защищает государственный адвокат, который также молчит на протяжении всего процесса", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла"  Казымлы.

Комментариями стороны обвинения и МНБ Азербайджана относительно хода судебного процесса "Кавказский узел" пока не располагает. Ранее представители МНБ отвергли заявления Гашимли и его адвокатов о фальсификации уголовного дела в отношении журналиста и нарушении его прав в СИЗО.

Автор:Фаик Меджид