ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Азербайджане на процессе по делу главы Центра мониторинга выборов и обучения демократии (ЦМВОД) Анара Мамедли и еще двух активистов гражданского общества 5 мая один из потерпевших Сахиб Рустамли обвинил другого потерпевшего Гасана Гасанова во лжи. Обвиняемые и их адвокаты также заявили о лживости показаний Гасанова.
Анар Мамедли и двое его коллег - гендиректор ЦМВОД Башир Сулейманлы и руководитель Общественного объединения международного сотрудничества волонтеров (ООМСВ) Эльнур Мамедов - обвиняются в уклонении от уплаты налогов, незаконном предпринимательстве и злоупотреблении должностными полномочиями.
Как сообщал "Кавказский узел", Анар Мамедли находится под арестом, двое других обвиняемых - под подпиской о невыезде. 19 марта им были выдвинуты обвинения в присвоении имущества в крупном размере и должностном подлоге. Все трое отвергают обвинения. 7 апреля дело против Анара Мамедли и его коллег поступило в Бакинский суд по тяжким преступлениям.
28 апреля на процессе был оглашен обвинительный акт и заслушаны пять потерпевших, которые, однако, заявили что не считают себя таковыми и не имеют претензий к подсудимым.
Мурадов: претензий к подсудимым не имею
5 мая показания продолжили давать потерпевшие. Один из них - Этирам Мурадов - сообщил, что участвовал в проектах ЦМВОД с 2007 по 2010 годы, был региональным координатором проектов по Тертерскому, Агдамскому, Бардинскому, Евлахскому районам и городу Мингечаур.
Никаких претензий к обвиняемым он не имеет, сказал Мурадов. Отвечая на вопросы участников процесса, он заявил, что на реализацию проектов шли те же суммы, под которыми подписывался.
На показания Мурадова на предварительном следствии о получении им 14 тысяч манатов (около 18 тысяч долларов) указал судья Рауф Алиев. Он поинтересовался, на какие цели были использованы эти средства.
Потерпевший пояснил, что получил эту сумму не за один раз, а частями под разные проекты. Мурадов отметил, что проводил тренинги для наблюдателей, региональные семинары, и полученные средства тратились на организацию этих мероприятий, оплату дорожных расходов участников, их питания.
Гасанов: ушел из ЦМВОД из-за недовольства оплатой труда и необъективности организации
В качестве потерпевшего выступил также Гасан Гасанов, который заявил, что он был юристом ООМСВ и участвовал в проекте по мониторингу президентских выборов 2013 года с июня по середину сентября. По его словам, он ушел из проекта из-за недовольства оплатой труда и необъективности ЦМВОД.
В то время как он подписывался за 456 манатов (583 долларов), ему платили всего 100 манатов (около 127 долларов), заявил Гасанов. Кроме того, по его словам, он получал по 300 евро в качестве оплаты услуг напрямую от Бакинского офиса ОБСЕ, однако эти деньги якобы забирали руководители ЦМВОД и ООМСВ для оплаты офиса проекта и обещали вернуть финансы при поступлении следующего транша гранта.
Однако на вопрос защиты, обратился ли он всуд с жалобой на нарушение своих прав, Гасанов ответил отрицательно.
Необъективность ЦМВОД, по словам Гасанова, выразилась в том, что в промежуточном отчете по мониторингу избирательной кампании президентских выборов было указано, что наблюдателей организации не допустили в ЦИК на проверку подписных листов правящей партии "Ени Азербайджан". По утверждению Гасанова, он лично наблюдал за проверкой подписных листов, и никаких недостатков не было выявлено.
В течение какого периода Гасанов наблюдал за проверкой подписей, поинтересовалась адвокат Мамедли Ирада Джавадова. По словам потерпевшего, он занимался этим в течение часа. При этом он затруднился назвать даже приблизительное число проверенных за это время подписей.
На вопрос, кто проверял подписи, Гасанов ответил, что сотрудники "паспортстолов" (отделы полиции по регистрации месту жительства) и Центра экспертизы министерства юстиции.
Мамедли поручил ему взять с собой чек на оплату ужина в ресторане по случаю дня рождения главы ЦМВОД, рассказал Гасанов.
Подсудимый Мамедли спросил у Гасанова, почему он сфотографировал этот чек? "У нас уже отношения портились, и поэтому я решил, что это мне понадобится", - сказал Гасанов, и это вызвало смех в зале. Был ли использован чек как-либо в проектах, спросил у него Мамедли. Гасанов ответил, что "нет".
Адвокат уточнила у Гасанова, есть ли у него квартира в Баку, на что тот ответил, что арендует жилье.
"Вы утверждаете, что вам платили всего 100 манатов, и целый день были заняты на этом проекте. В таком случае, как же вы жили на 100 манатов да еще оплачивали аренду квартиры?" - спросила Джавадова.
Однако судья снял этот вопрос.
Потерпевший, подсудимые и их адвокаты назвали Гасанова лжецом
Региональные координаторы и наблюдатели были недовольны оплатой их труда, добавил Гасанов. При этом он не смог назвать конкретных имен и упомянул лишь координатора проектов Сабирабадского региона Сахиба Рустамли.
Рустамли попросил у судьи слово и опроверг эту информацию. "Ты лжец и клеветник", - сказал он Гасанову.
Сам Рустамли давал показания на предыдущем заседании и заявил, что не считает себя потерпевшим.
Мамедли и другие обвиняемые Сулейманлы и Мамедов также заявили, что Гасанов говорит неправду.
Процесс будет продолжен 6 мая в 10.30.
Из 19 потерпевших только у Гасанова претензии к подсудимым, говорит адвокат
Гасанов из 19 потерпевших — единственный, кто имеет претензии к обвиняемым, прокомментировал итоги судебного заседания корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Мамедли Эльчин Садыгов.
"Этот человек говорит неправду. Он пристрастен. Не он ушел из проекта, а его уволили за то, что он не справлялся со своими обязанностями. Кроме того, он не представил свой диплом о высшем юридическом образовании руководителям проекта. А сегодня он в суде заявил, что получил высшее образование в России, и якобы его диплом находится там", - сказал Садыгов.
Государственный обвинитель Анар Таривердиев воздержался от комментариев об итогах судебного заседания.
Однако в заявлении по поводу уголовного дела против сотрудников ЦМВОД 20 декабря 2013 года генеральная прокуратура Азербайджана отвергла политическую подоплеку дела.
Международная правозащитная организация Amnesty International признала Мамедли "узником совести".