ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Судьи в Армении при решении вопроса об избрании меры пресечения в отношении фигурантов уголовных дел в большинстве случаев применяют самый строгий ее вид - арест, тогда как есть ряд альтернатив, которые должны использоваться активнее, говорится в совместном заявлении Института гражданского общества (Армения) и Международной федерации прав человека (FIDH). Судьи отказываются комментировать свои решения об арестах. Между тем рассмотрение нового Уголовно-процессуального кодекса, который мог бы помочь изменить ситуацию, парламентом страны отложено на осеннюю сессию, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Отметим, что помимо ареста, согласно действующему Уголовно-процессуальному кодексу Армении, в качестве меры пресечения предусмотрены залог, подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство организации и наблюдение командования воинской части.
"Последние случаи арестов в качестве меры пресечения вновь подняли проблему, связанную с нарушением международных норм прав человека со стороны судей", - говорится в распространенном 6 мая в СМИ совместном заявлении правозащитных организаций.
Почти во всех случаях в Армении применяется именно самый строгий вид меры пресечения - арест, который может быть применен исключительно тогда, когда максимальный срок наказания по вменяемому преступлению превышает один год, отмечают правозащитники.
Кроме этого, необходимы веские доказательства того, что подозреваемый или обвиняемый может скрыться от следственного органа, воспрепятствовать следственным действиям, воздействовать на лица, ведущие судебное дело, скрыть важные факты в рамках дела, уйти от ответственности или же совершить новое преступление, подчеркивают они.
Один лишь факт совершения тяжкого преступления не может послужить поводом для принятия решения о продолжительных арестах
"При выборе меры ареста необходимо принять во внимание характер поступка и степень опасности, саму личность подозреваемого или обвиняемого, вид деятельности, наличие опекунства и постоянное место жительства. Один лишь факт совершения тяжкого преступления не может послужить поводом для принятия решения о продолжительных арестах", - отмечается в заявлении.
Правозащитные организации обращаются к соответствующим органам с призывом принимать судебные решения в соответствии с европейским нормами прав человека, и в качестве меры пресечения применять альтернативу аресту.
В качестве примеров правозащитники приводят арест попавшего 20 октября 2013 года в ДТП известного артиста Вардана Петросяна и участника акции протеста 5 ноября 2013 года Тиграна Петросяна.
Вардан Петросян после автомобильной аварии проходил лечение в больнице для осужденных, затем его перевели в камеру уголовно-исполнительного учреждения (УИУ) "Нубарашен". Однако его адвокат заявляет о серьезных проблемах, связанных со здоровьем подзащитного. По его словам, Вардан Петросян имеет серьезное воспаление легких, что не позволяет находиться ему в условиях "Нубарашена", отмечают правозащитники.
"Тиграна Петросяна, арестованного в ходе акции 5 ноября 2013 года, обвиняют в хулиганстве. Он является единственным опекуном инвалида-отца. Суд в очередной раз не обосновал свое решение о продлении срока ареста", - говорится в заявлении.
Как сообщал "Кавказский узел", 30 апреля суд общей юрисдикции первой инстанции административного района Кентрон - Норк Мараш Еревана частично удовлетворил ходатайство следователя и продлил на месяц срок содержания под стражей Тиграна Петросяна. Защита считает это решение неправомерным.
Я – судья, и не обязан комментировать свое решение
Судья Гагик Погосян, который вынес решение о продлении санкций двум арестованным по делу Шанта Арутюняна – Тиграну Петросяну и Алеку Погосяну - отказался давать комментарий по судебному заседанию. "Я – судья, и не обязан ни давать интервью журналистам, ни комментировать свое решение”, - сказал Погосян корреспонденту “Кавказского узла”.
Оганесян: парламент обсудит новый Уголовно-процессуальный кодекс только осенью
Как информировал "Кавказский узел", 17 декабря 2013 года министр юстиции Армении Грайр Товмасян на брифинге заявил, что правительством страны разработан новый Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), который предусматривает изменения, в частности, в применении мер пресечения. Новый кодекс планировалось принять, по словам Товмасяна, на весенней сессии парламента, чтобы он вступил в силу уже осенью 2014 года.
Однако в повестку дня весенней сессии Национального собрания (НС) Армении для обсуждения не включен новый УПК, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" член постоянной комиссии по государственно-правовым вопросам парламента Арпине Оганесян.
"Вопрос обсуждения нового кодекса на весенней сессии с 19-22 мая должен был быть включить в повестку дня 16 мая. Однако он не включен по причине нехватки времени. Новый кодекс будет обсужден в НС уже осенью, а на данном этапе он обсуждается лишь в рабочем порядке", - отметила Оганесян.