12:47 / 27.06.2014Крым радикализируется, если силовики РФ повторят опыт Северного Кавказа, заявили участники дискуссии на "Кавказском узле"

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Кавказский сценарий в Крыму в настоящий момент маловероятен, но прессинг мусульман со стороны силовиков может довести их до радикализации, и отдельные события такого процесса на полуострове уже проявляются, считают участники дискуссии на "Кавказском узле".

В феврале на Украине после длительных массовых акций протеста, обернувшихся гибелью не менее 138 человек, произошла смена власти. 16 марта в Крыму прошел референдум о присоединении автономии к РФ. По данным местной ЦИК, "за" вхождение Крыма в РФ проголосовали 96,77 % избирателей. 18 марта Путин подписал договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав России.

Дискуссия на тему "Ислам в Крыму - возможно ли развитие по кавказскому сценарию?" прошла 24 июня в онлайн-режиме на "Кавказском узле". Ее инициатором и модератором выступила старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, кандидат исторических наук Наима Нефляшева, ведущая блог на "Кавказском узле". В обсуждении принимали участие восемь экспертов. С ним можно ознакомиться на странице форума "Кавказского узла".

По словам Наимы Нефляшевой, возвращение Крыма поставило перед федеральным центром новые вызовы - от экономической интеграции республики и до обеспечения безопасности на новых границах России. И среди проблем, с которыми придется столкнуться уже в самое ближайшее время, по мнению Нефляшевой, - вопросы интеграции мусульман Крыма в исламское сообщество в России.

В настоящее время мусульмане Северного Кавказа проходят сложный путь становления своих общин, непростой поиск диалога с государством, а актуализация этнических традиций и ислама стала ответом на системный кризис кавказской политики, считает Наима Нефляшева. По ее мнению, проявления "нового ислама" неизбежны и в Крыму.

Брилев: кавказский сценарий в Крыму маловероятен, однако прессинг мусульман со стороны силовиков может додавить их до радикализации

Кавказский сценарий в Крыму маловероятен, считает Денис Брилев - кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова (Киев).

"Поскольку для большей части крымцев все же важен национальный компонент, несмотря на принадлежность к разным течениям. На бытовом уровне достаточно распространено сотрудничество между представителями разных трактовок ислама. К тому же немалая часть сторонников запрещенных в России организаций выехала с полуострова, как мы видим по сегодняшним событиям, вполне обоснованно опасаясь преследований", - заявил в ходе дискуссии Денис Брилев.

Он сослался на события в селе Кольчугино Симферопольского района, где 24 июня в местном исламском учебном заведении "Медресе хафизов" российские силовики произвели обыски. Видеозапись с места инцидента, содержащая интервью с очевидцами и родителями учеников медресе, выложена на канале "Муфтият Крыма" в YouTube.

Как заявили в Духовном управлении мусульман Крыма, в этот день рано утром в медресе, в котором находились 13 учеников и два преподавателя, ворвались около 30 вооруженных неизвестных людей в форме "Беркута", масках и начали проводить обыск, не объясняя причины своих действий. Они также обыскали здание, где проживает замдиректора медресе с семьей, задержали его для допроса, но позже отпустили, не найдя ничего подозрительного, передает "Интерфакс".

По мнению Брилева, если в Крыму будет прессинг со стороны силовых структур, "додавить до радикализации определенной части тех, кто остался, вполне можно".

При этом, отмечает эксперт, религиозная политика Украины отличается высокой степенью либерализма даже от европейских стран. "У нас возможна работа религиозных общин как с регистрацией (для чего достаточно 10 человек), так и без регистрации. Что касается исламского сегмента религиозной палитры - то тут можно в качестве одного из принципиальных отличий от российской ситуации назвать отсутствие 1) запрещенных (экстремистских) организаций и 2) отсутствие списка запрещенной литературы. Что естественно, наложило свой отпечаток на характер действующих исламских организаций", - указывает эксперт.

Он подчеркивает, что на Украине религиозные организации привыкли к определенной свободе в выборе литературы, или, например, организаций за пределами страны с которыми они сотрудничают. "Но теперь им приходится привыкать к тому, что есть запрещенная литература, которую они не могут использовать, и есть организации, которые запрещены - как те же Хизб ат-Тахрир, последователи которой достаточно широко представлены в Крыму", - говорит Денис Брилев.

"Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" ("Партия исламского освобождения") – международная исламская политическая организация, целью которой является установление исламского правления в мире через создание "Всемирного исламского халифата". В России организация признана террористической и запрещена. "Кавказский узел" информировал о неоднократных задержаниях предполагаемых членов партии, в том числе и в регионах Северного Кавказа.

По мнению эксперта, независимо от административной принадлежности Крыма, порядок в религиозной сфере может быть только при максимальном невмешательстве государства.

Муратова: мусульмане в Крыму не имели опыта прямого государственного вмешательства в жизнь их общин

Мусульмане в Крыму составляли значительный процент населения (по данным 2001 г. – 12%) и оказывали ощутимое влияние на общественно-политические процессы, однако не имели опыта прямого государственного вмешательства в жизнь мусульманской общины, указывает, в свою очередь, Эльмира Муратова - доцент кафедры политических наук Таврического национального университета им. В.И.Вернадского (Симферополь).

"Мусульмане Крыма знали равнодушие, игнорирование их требований, бюрократизацию вопросов возврата культового имущества и т.д., но не имели опыта прямого государственного вмешательства в жизнь мусульманской общины, тем более репрессий по религиозному признаку и т.д. Ни списков запрещенной литературы, ни перечня запрещенных "экстремистских" организаций на Украине не было", - заявила в ходе дискуссии Эльмира Муратова.

По ее словам, многие крымские мусульмане и понятия не имеют, что те книги и брошюры, которые давно находятся в их домашних библиотеках, запрещены и могут стать причиной проблем с правоохранительными органами. При этом, отмечает эксперт, мусульманская молодежь в Крыму активна. "Она составляет значительную часть практикующих мусульман. Это видно, например, по посещению мечетей", - отмечает Эльмира Муратова.

По ее мнению, крымские татары даже вопреки своей воле могут быть подтолкнуты к радикальным действиям. "Слишком много у них "болевых мозолей". А все "наезды" новой власти многие из них действительно воспринимают как национальное унижение… Государство не должно играть на противоречиях среди мусульман. Именно это сейчас начинается в Крыму", - высказала свое мнение эксперт.

Булатов: в новых реалиях необходимо адаптировать крымские мусульманские организации к действующему российскому законодательству

В последние месяцы активизировалась деятельность отдельных исламских групп, которые в серьезной степени дестабилизируют ситуацию в Крыму, заметно увеличилось количество различных провокационных материалов, публичных пресс-конференций, заявлений и проповедей, способных разжечь в обществе антиисламские настроения, заявил в ходе дискуссии Айдер Булатов - директор Крымского научного центра исламоведения, кандидат философских наук.

"В крымские мечети зачастили конкурирующие между собой мусульманские миссионеры из России, представляющие различные муфтияты и идеологические направления, которые, как известно, обвиняют друг друга в расколе и экстремизме. Их влияние усугубляет потенциал внутримусульманской конфликтогенности в Крыму", - рассказал Айдер Булатов.

Он отмечает, что в и самой мусульманской среде Крыма имеет место наличие течений, конкурирующих между собой. И эта конкуренция, по мнению эксперта, особенно обострилась в новых реалиях вхождения Крыма в состав Российской Федерации.

При этом кавказский сценарий в Крыму, по мнению эксперта, маловероятен, так как, указывает Булатов, исторически крымские татары имели стремление к ненасильственным методам борьбы за свои права.

"Но, вешая на крымских мусульман различные ярлыки (типа братьев-мусульман или ваххабитов) можно в какой-то мере и искусственно радикализовать общины, которые являются соблюдающими мусульманами, и спровоцировать их на какие-то действия", - подчеркивает Айдер Булатов.

В новых реалиях нахождения Крыма в составе РФ и обеспечения стабильности в мусульманской религиозной среде Крыма, по его мнению, необходимо приступить к разработке новых принципов государственно-конфессиональных отношений, направленных на адаптацию мусульманских организаций Крыма к новым условиям деятельности в рамках действующего российского законодательства.

"У Российской Федерации имеется и положительный опыт, приобретенный в постсоветский период в сфере государственно-конфессиональных отношений. Например, в Татарстане. Считаю, что он должен быть учтен в Крыму", - отметил эксперт.

Владимир Новиков: власти должны тонко регулировать попытки российских муфтиятов влиять на крымскую ситуацию

Кавказский сценарий в Крыму маловероятен, если местные жители будут сохранять приверженность национальной идентичности и не ставить конфессиональную идентичность выше национальной, считает московский политолог Владимир Новиков.

Он также отмечает, что в Крыму уже наблюдается подспудная конкуренция между кавказскими муфтиятами и теми духовными центрами, которые контролируются выходцами из Татарстана. И сейчас важен вопрос, кто и из каких российских муфтиятов возьмет своего рода шефство над крымскими мусульманами, добавляет эксперт.

Он видит необходимость в том, чтобы провести комплексное исследование религиозной ситуации в Крыму, найти партнера по диалогу внутри самой крымско-татарской общины, очень тонко регулировать попытки российских муфтиятов влиять на крымскую ситуацию.

"Нужно отсечь те группы российских мусульман, которые могут влиять на крымцев в сторону их радикализации. Опять-таки повторюсь, нельзя допустить и либерализма без берегов, и репрессий нон-стоп", - указывает Владимир Новиков.

Мухаметов: в Крыму поднятие градуса нестабильности и радикализма возможно до уровня КЧР, Ставрополья или даже КБР

Россия может получить "горячую точку" в Крыму, если на полуострове будет проводиться грубая и непродуманная политика, считает московский политолог Ринат Мухаметов.

По его словам, в Крыму проблема исламского экстремизма и исламофобии так остро, как в России, не стояла, но в настоящее время здесь происходят события, которые пробуждают в сознании крымских татар самые страшные воспоминания и страхи, прежде всего, страх новой депортации. Среди таких событий Мухаметов называет инцидент, в ходе которого в июне неизвестные бросили в мечеть в Симферополе "коктейль Молотова" и изрисовали ее фашистскими граффити.

"Народ не на шутку встревожен и ожидает любого поворота в своей непростой судьбе. Постоянно из разных мест Крыма приходят сообщения о том, как кого-то "вежливо попросили" с работы, у кого-то соседи поинтересовались стоимостью дома, т.к. "вам все равно уезжать", а на кого-то напали бойцы самообороны и прочее. Не все они, к счастью, подтверждаются. Но важно – настроение людей", - отмечает Мухаметов.

Он добавляет, что растет число беженцев с Крыма. "Украинская пресса пишет о тысячах крымских татар, уехавших с полуострова. С цифрами можно спорить, но факт отрицать невозможно", - указывает политолог.

Лидеры крымских татар смогут удерживать молодежь от поспешных и бесперспективных действий, но не они определяют развитие ситуации, убежден Ринат Мухаметов. "Все будет зависеть от мудрости властей, прежде всего, местных. Да, крымские татары ориентированы на европейский тип общественной активности, но запас антиэкстремистской прочности у них я бы оценил меньше, чем, скажем, в Татарстане, но выше, чем на Северном Кавказе. И если силовики и политическое руководство полуострова возьмут курс на углубление конфронтации, то я не исключаю при ухудшении политических и экономических условий разного рода эксцессов", - отмечает политолог.

При этом, указывает он, Крым с Дагестаном или Ингушетией не стоит сравнивать. "Но поднятие градуса нестабильности и радикализма до уровня КЧР, Ставрополья или даже КБР, на мой взгляд, возможно", - подчеркивает Ринат Мухаметов.    

Ярлыкапов: перед российской властью в Крыму стоит сложная задача учесть северокавказские ошибки и упущения

О том, что кавказский сценарий для Крыма мало вероятен, говорит и Ахмет Ярлыкапов - старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук.

Он основывается на том, что процент мусульманского населения в Крыму гораздо ниже, чем на Северном Кавказе, крымские татары, составляющие основу мусульманского населения полуострова, лишь недавно вернулись из изгнания.

"Кроме того, процессы возрождения/реисламизации происходили по-разному. Крым не знал жесткого противостояния внутри мусульманской общины, которое было характерно для Северного Кавказа, причем для всех регионов, как, например, наиболее исламизированного Дагестана и слабо исламизированного Ставропольского края. Поэтому кавказский сценарий для Крыма мало вероятен. Но мы должны понимать, насколько динамичны процессы, связанные с современным исламом. Поэтому важно, мне кажется, какую политику в Крыму будет проводить с одной стороны государство, с другой стороны, допущенные в полуостров лидеры российской исламской уммы", - заявил Ахмет Ярлыкапов.

По его мнению, в Крыму есть риски радикализации мусульман. И, отмечает эксперт, как показывает северокавказский опыт, радикализация мусульман происходит часто по линиям экономических интересов. "Не всегда виновата идеология, она уже "пришивается" к реальным разломам в обществе. Именно поэтому, я считаю, перед российской властью в Крыму стоит сложная задача учесть северокавказские ошибки и упущения, не допустить конфликтных сценариев решения этнических, экономических и прочих проблем, которые касаются мусульман", - подчеркивает Ахмет Ярлыкапов.

Он считает, что "государству сейчас не нужно наступать на грабли разделения ислама на "традиционный" и "нетрадиционный"" и работать со всем группами мусульман, не позволяя им выходить за рамки правового поля. "Думаю, с учетом недавнего прошлого, надо найти формулу взаимодействия с такими группами, как Хизб ут-Тахрир, тем более, что сильные и влиятельные их группы есть уже почти везде, где живут российские мусульмане. Работать нужно со всеми, находящимися в легальном поле и отвергающими насилие", - отмечает эксперт.

При этом он не теряет оптимизма. "Россия веками была известна своей гибкостью в силу огромных территорий и пестроты населения. И в Крыму, конечно, надо продумать правильный переходный период, работая, в том числе и по правилам, которые действуют по всей России. Это, кстати, очень хороший шанс для федерального центра исправить допущенные ранее огрехи в политике в отношении ислама и мусульман", - заключил Ахмет Ярлыкапов.

Кисриев: принципиальной ошибкой властей РФ является вынесение судами приговоров о запрете отдельных религиозных текстов

Ситуация в Крыму пойдет по тому же сценарию, что и на Северном Кавказе, если власти России продолжат "заниматься делами религии", считает Энвер Кисриев - старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, заведующий отделом сравнительной регионалистики, кандидат социологических наук.

Он считает принципиально неверным выбор стратегии государства "заниматься делами религии", организовывать и направлять деятельность религиозных, по его словам, по сути, гражданских добровольных организаций, вести их в "правильном русле".

"Конечно, все понимают, что государственных чиновников заботят не "духовные запросы", они хотят направить "религиозное воспитание людей в правильное русло", то есть добиться гражданского послушания. В этом и состоит главный порок современной государственной религиозной политики. Современное государство не может учить духовным ценностям", - заявляет Энвер Кисриев.

По его мнению, государственная религиозная политика, "забота о духовном здоровье" человека со стороны государства, приводит на практике к тому, что духовные поиски личности с неизбежностью выводят его на другие, нелегальные религиозные структуры, которые, в силу самой логики такой политики, не могут быть в чести у государства.

"Государство тем самым выталкивает ищущих веры на обочину официальной, легальной жизни. На Кавказе все это прослеживается очень отчетливо, но логика этой политики – общее правило для всей страны", - указывает эксперт.

Еще одной принципиальной ошибкой государства Кисриев называет вынесение судами приговоров о запрете отдельных религиозных текстов.

"Очевидно, это делается для того, чтобы помочь легальным специалистам религиозных знаний бороться с крамолой. Перечень запрещенных книг уже огромен (в Федеральном списке экстремистских материалов, который ведет Федеральная регистрационная служба РФ, содержится более 2000 названий печатных и иных материалов, признанных судом экстремистскими. – Прим. "Кавказского узла"), а сами книги – ценнейший дефицит. Неужели, нужно еще кому-то из образованных людей объяснять, что возможности интерпретации любого текста не могут быть никак ограниченны. Любой текст может быть истолкован, как угодно. Было бы желание. Запрет какого-нибудь текста сделает его на несколько порядков привлекательней ", - говорит эксперт.

Возможность обострения ситуации в Крыму он видит в том, что российские чиновники собираются "оберегать духовное здоровье крымских татар". "Тогда вскоре ситуация в Крыму действительно пойдет по тому сценарию, что и на Северном Кавказе", - подчеркивает Энвер Кисриев.      

"Кавказский узел" ведет тематическую страницу "Эхо Украины" на Кавказе, на которой представлены материалы о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов юга России и стран Южного Кавказа.

Автор:Кавказский Узел