ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Несмотря на усиление в Азербайджане мер по борьбе с коррупцией, необходимо принять меры по повышению прозрачности органов власти, говорится в отчете Transparency Azerbaijan «Оценка Национальной системы прозрачности: Азербайджан-2014», который был представлен 18 июля на презентации в Баку, передает корреспондент "Кавказского узла".
Презентация доклада прошла в Бакинском отеле Park Inn.
Как сообщила на презентации глава Transparency Azerbaijan Рена Сафаралиева, исследование подготовлено по методологии, на основе которой подобные отчеты были подготовлены в более чем 100 странах. Оценка была осуществлена на основе анализа законодательства и правоприменительной практики, опросов представителей органов власти и независимых экспертов.
Объектом исследования стала деятельности органов исполнительной, законодательной власти, политических партий, НПО, медиа, бизнеса. Проект был реализован при финансовой поддержке Евросоюза.
Представитель Transparency Azerbaijan, координатор данного проекта Мухаммед Мурадов сообщил, что объектами исследования стали 13 субъектов, охватывающих государственные и частные институты. Оценивалась деятельность законодательного органа, исполнительной власти, судебной системы, государственного сектора, правоохранительных органов, ЦИК, омбудсмена, политических партий, медиа, гражданского общества и бизнеса.
Оценка проводилась по трем критериям - «дееспособность», «управление» и «роль в системе прозрачности», а также по пяти индикаторам - «ресурсы», «независимость», «прозрачность», «отчетность» и «правильность».
«Наибольшими ресурсами для борьбы с коррупцией обладает исполнительная власть, и она в предпочтительном положении по сравнению с парламентом и судами. Гражданское общество и политические партии испытывают проблемы с финансированием, в том числе со стороны частного сектора. В силу этого они располагают ограниченными возможностями в осуществлении функций общественного контроля», - сказал Мурадов.
Уполномоченный по правам человека был наделен полномочиями информационного омбудсмена, призванного стоять на страже прав граждан на получение сведений общественной значимости. Однако при этом для выполнения этой функции не были выделены дополнительные средства, отмечается в докладе.
Ограниченной ресурсной базой располагает и Счетная палата, призванная контролировать использование государственных ресурсов, отмечают исследователи.
Суды зависят от исполнительной власти
По индикатору «независимость» лучшие показатели у органов исполнительной власти.
«Суды, несмотря на функционирование по Конституции как независимой ветви власти, в вопросах обеспечения деятельности оказываются в зависимости от исполнительной власти. Ибо бюджеты и штат работников судов первой инстанции определяет минюст», - отметил Мурадов, напомнив также, что руководителем судебно-правового совета является министр юстиции.
Ограничены полномочия и парламента в плане выполнения функций контроля над правительством, отмечается в докладе.
По индикатору «прозрачность» исследователи отметили проблемы парламента. Так, парламентские дебаты не показываются ни по одному телеканалу или on-line телевидению. Авторы доклада рекомендовали обеспечить показ заседаний парламента в Интернете в on-line режиме.
«Негативно на показатели прозрачности повлияли и поправки, внесенные в законодательство в 2012 г., относящие к коммерческой тайне сведения о владельцах компаний», - говорится в отчете.
По индикатору «отчетность» средняя оценка составила 52 балла.
Несмотря на ежеквартальные отчеты перед общественностью Управления по борьбе с коррупцией генпрокуратуры, суды не предоставляют статистику о завершении рассмотрения уголовных дел в данной сфере.
По делам о коррупции привлекаются к ответственности чиновники не выше среднего звена
Управление по борьбе с коррупцией генпрокуратуры привлекает к ответственности чиновников среднего и низшего уровня, отметил Мурадов.
В сфере бизнеса не принят закон о корпоративном управлении, обязывающий отчитываться коммерческие структуры.
Нарекания у экспертов вызывает и деятельности Государственного агентства по закупкам. Общественности не располагает исчерпывающей информацией о госзакупках. При этом в тендерные комиссии не привлекаются независимые эксперты. «Это агентство также вне контроля Счетной палаты», - отметил Мурадов.
По критерию «правильность» средняя оценка 54 балла.
В вопросах соблюдения профессиональных этических кодексов чиновниками, бизнесом, медиа наиболее благоприятна ситуация в СМИ, где приняты кодексы профессиональной этики выработанные Советом прессы и ОБСЕ, отмечается в докладе.
С точки зрения соблюдения профессиональной этики авторы исследования критически оценили практику голосования депутатами за коллег.
В докладе содержаться рекомендации принять закона о конфликте интересов, исключающем использование служебного положения в личных целях, а также принять меры по защите информаторов о фактах коррупции.
В целом же баллы по критерию «дееспособность» - 63, критерию «управление» - 53 и критерию «роль в системе прозрачности» - 46.
Среди достижений по борьбе с коррупцией особо отмечается успешный опыт государственных услуг центров ASAN. Эти центры созданы осенью 2012 года и действуют по принципу "одного окна".
В этих центрах гражданам оказываются услуги по регистрации актов гражданского состояния, выдаче заграничных паспортов и удостоверений личности, водительских удостоверений, регистрации коммерческих юридических лиц и налогоплательщиков, информационных услуг обо всех госуслугах. Всего в центрах ASAN в настоящее время оказываются 30 видов услуг, предоставляемых 10 государственными органами.
Авторы исследования рекомендуют разработать и представить общественности программы по борьбе с коррупцией
В отчете выдвинуты также рекомендации об обязательном декларировании депутатами и чиновниками своих доходов и имущества, наделении Счетной палаты полномочиями проводить аудит госагенства по закупкам и государственного нефтяного фонда, а также функциями проведения предварительного следствия. Рекомендуется также обеспечить прозрачность деятельности Национального телерадиосовета и создать механизмы предоставления этой структурой частот для вещания независимых вещателей.
С целью устранения условий для коррупции в сфере бизнеса рекомендуется внедрить электронные услуги по выдаче лицензий для различных видов предпринимательской деятельности, принять Кодекс о конкуренции, обеспечить бесплатную юридическую помощь малому бизнесу.
Для повышения потенциала гражданского общества в выполнении функций контроля за прозрачностью предлагается смягчить налоговую нагрузку НПО, упростить их государственную регистрацию, а также четко регламентировать вопросы контроля общественных организаций со стороны правительства и не допускать необоснованные вмешательства в их деятельность.
Политическим партиям рекомендовано разработать и представить общественности программы по борьбе с коррупцией.
"Декларации о сотрудничестве государства в гражданским обществом не выполняются"
В ходе обсуждения глава Центра экономических исследований Губад Ибадоглу выразил мнение, что Счетная палата должна заниматься не только аудитом Государственного нефтяного фонда, как это говорится в отчете, но и проверять использование средств этой структуры.
Несмотря на декларации о важности сотрудничества государства с гражданским обществом, в действительности происходит обратное, отметил также Ибадоглу.
«В 2011 г. только 2,1 % грантов, зарегистрированных минюстом, касались вопросов борьбы с коррупцией. В 2012 г. этот показатель сократился до 1,61 %, 2013 г. – до 1,3 %. С учетом последних нововведений в законодательстве об НПО и создании административных препятствий для использования грантов в 2014 г. этот показатель еще более снизится», - сказал Ибадоглу.
Госкомиссия по борьбе с коррупцией позитивно оценила отчет
Секретарь государственной комиссии по борьбе с коррупцией Вюсал Гусейнов в целом позитивно оценил отчет.
«Несмотря на то, что в отчете есть моменты, с которыми мы не согласны, в целом исследование отражает предпринятые в последние годы меры по усилению антикорупционных механизмов, совершенствование институциональных структур в этой области в соответствие с международными стандартами», - сказал Гусейнов.
Он подчеркнул, что «исследование стало результатом сотрудничества государственных органов и гражданского общества».
В первом полугодии подозреваемыми по коррупционным статьям стали 147 человек
Отметим, что 17 июля на пресс-конференции глава Управления по борьбе с коррупцией при генеральном прокуроре Кямран Алиев, говоря об итогах первого полугодия 2014 г., сообщил, что за первые шесть месяцев текущего года были возбуждены 103 уголовных дела в отношении 147 человек по делам о взятках, превышении должностных полномочий, присвоении полномочий должностных лиц, растрате, мошенничестве.
Общая сумма нанесенного ущерба составила 11,87 млн. манат (около 15 млн. долларов), из которых во время следствия было возвращено 6,01 млн. манат (около 7,7 млн. долларов). Остальная сумма будет возмещена за счет ареста собственности обвиняемых, заявил Алиев.
По представлению ведомства были наказаны 82 должностных лица, добавил он.