ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Участников акции "Марш миллионов масок" 5 ноября 2013 года сопровождали шесть сотрудников полиции в штатском, заявил на суде по делу Шанта Арутюняна заместитель начальника полиции Еревана Валерий Осипян. По его словам, полицейские подрались с активистами, так как их жизням угрожала опасность.
"Марш миллиона масок" прошел в Ереване 5 ноября 2013 года. После того как протестующие вступили в противостояние с полицией, были задержаны организатор акции Шант Арутюнян и еще 19 участников, 14 из них затем было предъявлено обвинение в оказании сопротивления представителям власти с применением насилия. 31 марта стало известно, что обвинение изменено с оказания сопротивления представителям власти на хулиганство. 21 мая дело было передано в суд первой инстанции общей юрисдикции административных районов Центр-Норк-Мараш. В ходе заседания 27 июня подсудимые заявили о своей невиновности.
2 августа на суде по делу лидера партии "Цегакрон" Шанта Арутюняна и других участников акции на площади Свободы 5 ноября 2013 года дал показания заместитель начальника полиции Еревана Валерий Осипян. Он рассказал суду, что в тот день был ответственным за обеспечение общественной безопасности во время "Марша миллионов масок". Осипян отметил, что еще до начала шествия он, по его словам, "уединился с Шантом Арутюняном и в ходе разговора с ним попытался узнать о дальнейших его планах и направлении самого шествия".
Согласно показаниям Осипяна, Шант Арутюнян заявил, что шествие двинется к резиденции президента страны. Заместитель начальника полиции утверждал, что, помимо Арутюняна, больше ни от кого не слышал о направлении шествия. По словам Осипяна, он "предупредил Шанта Арутюняна о незаконности шествия, поскольку как организатор акции он должен был обратиться в мэрию столицы за разрешением о проведении шествия".
"В ответ Шант Арутюнян заявил, что не было необходимости обращаться в мэрию за разрешением, поскольку, согласно Конституции Армении, каждый гражданин имеет право на проведение собраний, митингов и шествий. А для информирования муниципалитета еще с 23 октября он посредством СМИ и Фейсбука распространил информацию о намерении проведения шествия", - рассказал Осипян, проходящий по делу в качестве потерпевшего.
По свидетельству сотрудника правоохранительных органов, он спросил у Шанта Арутюняна, "возможно ли это направление, (к резиденции президента Армении, - прим. "Кавказского узла"), на что Арутюнян отвечал: "Нет, но, кстати, неплохая идея".
Валерий Осипян также отметил, что "у активистов были палки", и, несмотря на то, что Шант Арутюнян пообещал исключение беспорядков, он насторожился и подумал, что "могут что-то надумать, поэтому связался с конкретными сотрудниками полиции и дал им указание исполнять свои служебные характерные обязанности". Какие конкретно действия входили в характерные обязанности полицейских в штатском, Осипян отказался ответить. "Это было секретное задание", - подчеркнул он.
По его словам, это были шестеро сотрудников полиции в штатском. Они должны были исполнить свои служебные обязанности на определенном расстоянии и только в случае необходимости, когда есть реальная угроза жизни или здоровью кого-либо, "представившись, вмешаться", пояснил Осипян.
На вопрос подсудимого Вардана Варданяна, "что послужило причиной того, что полицейские в штатском первые устроили потасовку, в частности с Ваге Мкртчяном", Валерий Осипян ответил, что якобы "их жизни и здоровью угрожала опасность". В то же время подсудимый отметил, что не замечал, чтобы полицейские в штатском представлялись активистам.
Валерий Осипян также заметил, что журналисты вышли на проезжую часть раньше Шанта Арутюняна, однако указание оперативным служащим освободить улицу во избежание нарушения общественного порядка и прав других лиц было дано лишь в отношении активистов. Он добавил, что ни он, ни кто-либо из полицейских не обращался к активистам с требованием не выходить на проезжую часть улицы посредством громкоговорителя.
Защита обвиняемых: показания полицейских расходятся с имеющимися видеосвидетельствами
Адвокат Ованес Кочарян заявил на суде, что должность Валерия Осипяна не позволяет давать указания оперативным сотрудникам. Он также сообщил, что как должностное и ответственное лицо за обеспечение безопасности Валерий Осипян, увидев палки еще до начала акции, из-за которых, по его словам, ситуация казалась агрессивной, во избежание беспорядков не предпринял меры по их изъятию у активистов.
Адвокат Ара Закарян в свою очередь сделал заявление, что в представленных суду видеоматериалах явно видно, что по проспекту Маштоца на момент выхода активистов на проезжую часть не проезжали машины. Движение на проспекте Маштоца, по его словам, от перекрестка Туманяна до перекрестка Баграмяна было приостановлено. По этой причине, как отметил Закарян, активисты не могли нарушить чьи-либо права.
Осипян заверил, что не давал указания перекрыть улицу. А то, что по проспекту не проезжали машины - просто совпадение.
Шант Арутюнян рассказал суду, что еще до начала шествия посредством громкоговорителя обратился к полицейским, в том числе к Осипяну, с просьбой изолировать находящихся среди собравшихся провокаторов. По его словам, Валерий Осипян лично заверил, что от начала шествия до его конца будет находиться рядом с ним и никаких провокаций не будет.
"От площади Свободы вы шли рядом со мной, но, приблизившись к проезжей части улицы, отстали от меня, как вы отмечаете, примерно на 3 метра. Сразу после этого началась потасовка с сотрудниками полиции", - заявил Арутюнян.
Сам Осипян, по его словам, не получил телесных повреждений во время столкновения полиции с активистами, у него "от дыма взрывчатых веществ лишь защипало в глазах".
Вопросы адвокатов, требующие детального описания того или иного действия или разъяснения ситуации, судьей Мнацаканом Мартиросяном снимались, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
В этой связи адвокат Ара Закарян обратился к судье с замечанием. "У защиты создается впечатление, что те вопросы, которые могут поставить потерпевших или свидетелей в неловкое положение, снимаются, я считаю это нарушением беспристрастного подхода суда", - заявил защитник.
Информацию о направлении шествия к резиденции президента, по словам свидетеля, замкомандира четвертого взвода подразделения "Ангелов" подполковника полиции Артура Худиняна, поступила от командира Гегама Хачатряна. О "несанкционированном шествии" он также узнал от своего командира.
Худинян заверил, что сам лично обратился к активистам с просьбой не выходить на проезжую часть. Однако адвокат Ара Закарян представил суду видеокадры, на которых видны действия Худиняна.
"В частности, Худинян стоял, отстранившись от участников акции и проезжей части. Ни голоса вашего, ни мимики, ни жестикукяции нет в кадрах, что доказало бы факт того, что вы обращаетесь к кому–либо", - заявил Закарян.
Также суд 2 августа допросил еще девять свидетелей. Следующее заседание суда намечено на 12.00 часов 6 августа.
Напомним, в ходе заседаний 11, 16 и 18 июля показания дали другие сотрудники полиции, признанные потерпевшими по делу участников "Марша миллиона масок". По словам потерпевшего Андраника Аракеляна, полиция пресекла выход активистов на проезжую часть, чтобы обеспечить соблюдение правопорядка, при этом он сам не получил телесных повреждений в результате столкновений. Сотрудник полиции Гегам Хачатрян заявил о нападении на него троих активистов.