17:39 / 22.08.2014Бакинский апелляционный суд оставил без удовлетворения все ходатайства защиты на процессе по делу главы ЦМВОД

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Бакинском апелляционном суде (БАС) под председательством судьи Афлатуна Гасымова сегодня прошло предварительное заседание по жалобе главы Центра мониторинга выборов и обучения демократии Анара Мамедли и активистов Башира Сулейманлы и Эльнура Мамедова. В ходе заседания были отклонены все ходатайства защиты, адвокаты намерены оспорить это решение в Верховном суде.

Как ранее сообщал "Кавказский узел", 26 мая Бакинский суд по тяжким преступлениям вынес приговор главе ЦМВОД Анару Мамедли и еще двум активистам – Баширу Сулейманлы и Эльнуру Мамедову. Все трое обвинялись в уклонении от уплаты налогов, незаконном предпринимательстве и злоупотреблении должностными полномочиями, а также в присвоении имущества и должностном подлоге. Суд приговорил Мамедли к 5,5 года лишения свободы, Сулейманлы - 3,5 года тюремного заключения. Мамедов получил 3,5 года условно. Приговор по делу обжалован в апелляционном суде.

ЦМВОД стал преемником Центра мониторинга выборов, который проводил мониторинги выборов в Азербайджане с 2001 года. В 2008 году он был лишен государственной регистрации. Организация в 2013 году следила за ходом выборов президента Азербайджана. Наблюдение за избирательной кампанией велось по всей стране, наблюдатели от ЦМВОД также вели мониторинг голосования на 15% избирательных участков. В 91% случаев они, по их данным, выявили серьезные нарушения.

Предварительное заседание в БАС было назначено на 18 августа, однако не состоялось в виду отсутствия адвоката Мамедова Джавада Джавадлы, и слушания были перенесены на 22 августа.

Сегодня в начале заседания защита ходатайствовала о том, чтобы судья разрешил находящимся под стражей Мамедли и Мамедову во время процесса сидеть рядом с адвокатами, а не находится в стеклянной клетке – "аквариуме".

Адвокаты в ходе заседания могут подходить к подзащитным и консультировать их и на скамье подсудимых, заметил государственный обвинитель Расул Аббасов и оставил вопрос на усмотрение суда.

Судья Афлатун Гасымов, подчеркнув, что по желанию адвокатов и подсудимых он может "в любой момент объявить перерыв и создать условия для консультаций", оставил ходатайство без удовлетворения.

Адвокат Фариз Намазлы, защищающий права Мамедли и Сулейманлы, также выдвинул общие ходатайства от имени всех защитников. В частности, он просил о замене меры пресечения для подзащитных с ареста на домашний арест. При этом адвокат ссылался на прецедентные решения Европейского суда по правам человека, рекомендующего применять аресты в крайних случаях, отсутствие у обвиняемых намерения уклоняться от следствия.

"Анар Мамедли и Башир Сулейманлы если бы уклонялись от следствия, сделали бы это в самом начале расследования уголовного дела. Они изначально были на свободе. Все это время они - до их ареста - по первому вызову являлись на следствие. Прошу также принять во внимание тот факт, что у Башира Сулейманлы двое малолетних детей", - сказал Намазлы.

Защита ходатайствовала о проведении частичного повторного судебного следствия. Судья в связи с этим спросил, в какой части уголовного дела защита предлагает провести повторное судебное следствие. По словам Намазлы, адвокаты предлагают повторно допросить 18 потерпевших, которые в суде первой инстанции заявили, что не считают себя таковыми.

"Апелляционный суд согласно законодательству может исследовать фактические обстоятельства и устранить ошибки суда первой инстанции. Если потерпевшие сами отказались от претензий и заявили, что за выполняемую в ЦМВОД работу получали денежное вознаграждение в полном объеме, то, как можно их признавать потерпевшими? Поэтому мы предлагаем повторно их допросить и ликвидировать их статус потерпевших", - заявил Намазлы.

Кроме того, адвокат указал на неясность обвинения по ст.308.2 (злоупотребления должностными полномочиями, повлекшие тяжкие последствия, либо совершенные в целях воздействия на результаты выборов (референдума)) УК. В этой статье не поясняется, что подразумевается под "тяжкими последствиями", и не уточняется, о каком воздействии на результаты выборов может идти речь, считает Намазлы.

"Воздействие на результаты выборов могут оказать облаченные государственной властью и полномочиями должностные лица – работники администраций, члены избирательных комиссий, но никак не активисты НПО", - отметил Намазлы.

В приговоре, добавил он, "также не указаны конкретные инкриминируемые подсудимым по этой статье деяния".

Защита предложила в связи с этим направить запрос в Конституционный суд с целью дачи толкования по ст.308.2 УК.

"Вообще, статья (308.2), а также 192 (незаконное предпринимательство) предъявлены подсудимым в контексте обвинения по статье 213 (уклонении от уплаты налогов). Однако в многочисленных уголовных делах по налоговым преступлениям, где речь идет о более крупных суммах уклонения от налогов, статьи "Незаконное предпринимательство" и "Злоупотребление должностными полномочиями" обвиняемым не предъявлялись. Это дискриминационное отношение к Сулейманлы, Мамедли и Мамедову, что также подтверждает политический характер уголовного дела", - отметил Намазлы.

Защита также ходатайствовала о вызове повторно в суд сотрудника министерства налогов Рафаэля Агаева, чтобы выяснить, "на каком основании он интерпретировал использование незарегистрированных в Минюсте грантов как незаконное предпринимательство".

В апелляционной жалобе также ставится вопрос об оправдании всех трех активистов.

Анар Мамедли, поддержав ходатайства, напомнил, что в ходе следствия обвиняемым задавались вопросы об отчете ЦМВОД о результатах президентских выборов 2013 года, что, на его взгляд, "уже свидетельствует о политических мотивах данного дела".

Однако гособвинитель Расул Аббасов выступил против всех ходатайств. На его взгляд, защита не предъявила веских оснований для замены Мамедли и Сулейманлы ареста на домашний арест.

Что касается проведения частичного судебного следствия и вызова потерпевших и сотрудника министерства налогов, то, как полагает прокурор, "в этом нет необходимости, поскольку суд первой инстанции всесторонне исследовал фактические обстоятельства и дал им правовую оценку".

После этого суд удалился на совещание.

Судьи вернулись в зал спустя несколько минут. Присутствующие на процессе наблюдатели встретили их с оживлением и ироническими выкриками: "Так быстро!".

Судья Гасымов объявил, что все ходатайства на данном этапе остаются без удовлетворения. Он назначил начало рассмотрения апелляционной жалобы по существу на 11.00 5 сентября.

Адвокаты не удовлетворены решением суда

Защита недовольна решением судей, прокомментировал итоги заседания адвокат Намазлы.

"У защиты общая позиция. Мы на месте посоветовались и приняли решение подать кассационную жалобу в Верховный суд на решение предварительного заседания БАС. Мы настаиваем на проведении частичного судебного следствия", - отметил Намазлы.

В таком случае, добавил он, рассмотрение апелляционной жалобы будет отложено на неопределенное время.

"Направление кассационной жалобы, ее рассмотрение и возвращение в БАС, назначение новой даты слушаний апелляционной жалобы займут не менее полутора месяцев", - пояснил адвокат Намазлы.

"Кавказский узел" не располагает комментариями государственного обвинителя Аббасова.

Вместе с тем в заявлении по поводу уголовного дела против сотрудников ЦМВОД от 20 декабря 2013 года Генпрокуратура Азербайджана отвергла версию о политической подоплеке дела. Между тем международная правозащитная организация Amnesty International признала Мамедли "узником совести". Директор Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, посол Янез Ленарчич осудил вынесение в Азербайджане приговора Анару Мамедли.

Автор:Фаик Меджид