ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Строительство водовода из района водопада Гедмишх в Кабардино-Балкарии приостановлено до проведения государственной экологической экспертизы, сообщил сегодня директор "Дирекции особо охраняемых природных территории КБР" Руслан Паков.
Как сообщал "Кавказский узел", 23 августа группа активистов побывала в Зольском районе, где расположен водопад Гедмишх, и удостоверилась, что там ведется строительство водовода для обеспечения водой сел Зольского района.
По результатам поездки активисты обратились с письмом к временно исполняющему обязанности главы республики, выразив озабоченность судьбой водопада, признанного одной из природных достопримечательностей республики.
После этого представители министерства природных ресурсов и экологии выехали на место строительства, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" директор "Дирекции особо охраняемых природных территории КБР" Руслан Паков.
"Мы видели, что ровно половину воды забирают в трубу. Это приведет к разрушению водопада. Мы обратились в министерство строительства о предоставлении всей документации для проведения государственной экологической экспертизы. Будут проведены также общественные слушания. Мое мнение – пусть берут воду, но ниже водопада", - сказал Руслан Паков.
По словам Пакова, в настоящее время строительство водовода приостановлено, а министерство природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарии обратилось в министерство строительства республики с рекомендацией о приостановлении строительства водовода до проведения государственной экологической экспертизы и общественных слушаний.
Напомним, в 2010 году жители селения Шордаково Зольского района КБР обратились в республиканский Правозащитный центр, а также в СМИ с жалобой на проблемы с водоснабжением. Тогда глава глава администрации селения Шордаково заявил, что проблемы водоснабжения всех 15 сел Зольского района, где не хватает пресной воды, могут быть решены только при реализации проекта освоения водопада Гедмишх.
падь.
овраг.
Семьдесят вод, там как раз около семидесяти маленьких водопадов.
Вы же доказываете, что и слово "Нальчик" балкарское...))
Шутите?Асс,вы наверное не о том клубе говорите.
А вот и нет, Башир Бедыкский, у тебя не верная инфа.
Остроумно)))
Это что б у таких как ты не осталось сомнений № 116. 1748 г. – Выписка о Большой и Малой Кабарде, составленная в Коллегии иностранных дел, о вступлении их в подданство России, о их борьбе против войск крымского хана и защите их Россией со времени царстствования Ивана IV до 1721 года. (приводится частично)
Выписка о Кабардах Большой и Малой о пребывании их в протекции или в подданстве Российской империи Выписано сие из летописца российского, в котором написано, что того году пришли в подданство российское князи черкес пятигорских со всею их пятигорскою землею. Ныне тому имеетца 177 лет. А присланной ныне сюда от кабардинских владельцов Махометбек по вопросу объявил словесно, что их предки родились в Малой России и перешли оттуда на житье к Терку и назывались черкасы или черкесы. И от Терку отошед дня з два езды, поселились по Куме реке в урочище Пятигорском, где пять гор великих, и та земля была тогда российская и были они все христианского греческого закону, и при державе царе Ивана Васильевича пришли они в вечное подданство России, и несколько лет у оных пяти гор жили и потому назывались пятигорские черкесы. А потом при державе ж царя Ивана Васильевича учинил на них, черкес, сильное, нападение крымской хан Шахбаз-Гирей со многим крымским и кубанским войском и всех их, черкес, тогда побрали и перевезли на Кубань и тамо обратили их насильно в махометанской закон и жили они, черкесы, с такого принужденного случая на Кубани несколько лет. А после того как началась у России война с турками, також с Крымом и с кубанцы, то они, черкесы, при вспоможении подданных российских калмык с Кубани все ушли в российскую сторону в прежнее свое жилище к пяти горам. Но по прошествии малых лет кубанцы паки чинили на них, черкес, жестокий нападения и непрестанно обезпокоивали, хотя их по-прежнему к себе на Кубань перевесть. И они, черкесы, от такого неспокойства перешли от пяти гор для житья ближе к Терку на землю российскую к реке Баксану и в то время были между ими, черкесы, знатный и первыя князья 2 брата, зовомыя Кабарты-беки, у которых в самой тот их переход учинилась между ими ссора и для того оныя, разделя народ черкеской, поселились порознь: большей брат Кабарты-бек при реке Баксане, а меньшей брат ево Кабарты-бек близ Терка реки. И потом с того времени назвались оныя места, где большой брат поселился, Большая Кабарта, а где меньшей, то Меньшая Кабарта. И ныне в тех обоих Кабартах князья и уздени и другие военный люди обретаются в махометанском законе, а подданные их земледельцы или крестьяня, который живут в деревнях содержат все издавна веру и закон греческого исповедания и в тех их деревнях есть благочестивый церкви и священники. При государствовании его величества царя Ивана Васильевича самодержца всероссийского в лето от сотворения мира 7063 года пришли в вечное подданство его царскому величеству князи черкеские со всею их землею и народом пятигорским, то есть обе Кабарды Большая и Малая. АВПР, ф. Кабард. дела, 1559-1748 гг., д. 11, л. 1-6. Подлинник.
И ещё . № 63. 1732 г. ранее ноября 27-го. – Краткое описание истории кабардинского народа, составленное бывшим комендантом крепости Святого Креста Д. Ф. Еропкиным и присланное в Коллегию иностранных дел командующим в крепости Святого Креста Г. Дугласом.Записка о кабардинском народе, и притом поколенная роспись о том кабардинском народе, присланная при доношении ген.-лейтенанта графа Дугласа ис крепости Святого Креста от 27 ноября прошлого 1732 годуО КабардеОписании, каким образом оной народ откуда пришел, где жительство имели и кто владельцы начальные были, и о протчем обстоянии того народа, учиненное ген.-майором Еропкиным в бытность ево в кабардинских местах в 1732-м году в сентябре и октябре месяцах по вопросам от многих старожилых знатных кабардинских людей, а именно:В древних летах (а сколько тому назад, никто не знает) перешли немногое число людей черкас ис польских малоросицов своевольно в горские места, и тогда назывались горские черкесы и первоначальное их житье было в верховье рек дву Кум близ Пяти гор. И во время бытия их в тех местах приходили к тем черкесам из разных стран и из России всякого звания люди, которых оные черкесы принимали к себе в холопья. И в тогдашние ж времяна съезжали те черкесы в разные места на воровствы и приводили, брав в полон, мужеск и женск пол; и чрез несколько лет по размножении оного народа прежде вышедшие малороские черкесы старики, у кого размножились холопья, назывались узденями (то есть дворяне).И у тех жителей черкеских прежде владельцев никого не было и живали они собою, и выбирывали для управления их дел самого старого человека из своей братьи узденей, а когда бывшей умрет, то кто потом был старшей летами, то правление принимали. И кочевали оные черкесы в давные лета переходя по рекам Терку, по Куме, по Кубани и близ тех мест, где были турецкие городы Темрюк и Тамань; и во время войны, у руских с турками была, откуда черкесы с руской стороны и взяли у турок два оные города Темрюк и Тамань и, разоря их, возвратились в свое кочевье.И после того спустя несколько лет учинилась между черкескими узденями ссора и во время той ссоры выбрали они, черкесы, по общему согласию бывшего тогда у них выезжего за многое время до той ссоры, арапского хана, природы арапа именем Инал, и от него начались черкеские князья.АВПР, ф. Кабард. дела, 1732 г., д. 2. л. 1. Подлинник.№ 221. После 1775 г. – Записка о кабардинцах из материалов Коллегии иностранных дел с краткими сведениями о расселении кабардинцев, их занятиях и некоторых фактах из их истории. (приводится частично)О кабардинцах, также о прежнем и нынешнем их состоянииВ числе многих иноплеменных народов с давняго времени зашедших для жительства в Дагестан (так называется у азиатцев пространство занимаемое Кавказскими горами), поселились и черкасы, известные в России под названием кабардинцев, жительствующие в северной стороне тех гор от Чернаго моря по Кубани и верхней части реки Терека.Сей народ составившийся в 15-м столетии из казаков Малой России, исповедания христианскаго, уклонился тогда на жительство к городу Тереку и далее в урочище Пяти гор великих; в начале своем признавал над собою власть и покровительство Российской державы, и укоренясь в том месте принял название черкасов, по чему издревле и почитаем был подданным России.Хан крымской Шахбас-Гирей, получа сведение о сем народе и быв недоволен таким соседством, возстал против их войною, пленил и перевел для жительства на Кубань, где принудил принять закон магометанской. Они, оставаясь там довольное время по смерти того хана, так помешались с магометанами, что потомки их, возвратясь паки к Тереку на прежния места свои, забыли отечественный язык свой и прежнее христианское исповедание, и с того времяни поныне остаются в магометанском законе. Такое покорение их и перемена закона подали повод после того и Порте Оттоманской называть их своими подданными.По вторичном пришествии их к Тереку в половине 16-го столетия, быв управляемы двумя братьями из знатнейших князей своих, называемых Кабарды беками, разошлись они по случившейся между ими ссоре, поселились порознь; и стали имяноваться по старшинству сих князей Большою и Малого Кабардою; Большою Кабардою та часть народа сего, которая с большим братом заняла места под поселение при реке Баксане, а меньшою та, при реке Тереке, где расположился селением меньшой брат с подвластною ему частию.АВПР, ф. Кабард. дела, оп. 115/2, 1776 г., д. 1, л. 1-4. Подлинник.
Так вы же хотели узнать кто правит миром, я вам секретную инфу даю.
такие места сохранять надо в первозданном виде, а проблему сельчан с водой безусловно решать необходимо, но без ущерба местных достопримечательностей.
знающие, ответьте, а что означает Гедмишх в переводе с кабардинского?
В чём проблемa?Как говорил мономах,финансы поют романсы.
Слово "нал" тюркское...щIэч:адыгское, перевод слова:"срывающий подкову"
Сегодня в одноклассниках возник спор на тему названия водопада. Местные жители сварганили самодельную табличку с названием "Жетмиш-суу", что естественно вызвало недовольство адыгов. Хотелось бы спросить Руслана Пакова, какое официальное название водопада, и почему этого названия нет на картах?
Карачаев, а ты сам как думаешь, название дают местные или пришлые?
Водопад называется Куринная пать, и точка.
Самому водопаду до ... как его называют! Он есть и тому кто нарушит его природный, сложившийся к этому времени вид - не поздоровится!У русских пословица сложена" Хоть горшком назови - только в печь не сажай" мужики,видать, подметили - не до все баб дошло.Некоторым чё ни дай в руки - или оторвут или поломают!
Асс я думаю названия дают компетентные органы, а не кустарным способом изготавливают, и ставят местные жители. А вот Русское географическое общество считает что водопад всё-таки называется Гедмишх, видимо люто балкарцев ненавидят там)) Всё остальное ваша фантазии.
,,,,,,а "Жетмиш-суу" что означает?,,,
Водопад просто надо оставить в первозданном виде, а со временем его ещё переименуют.
,,, спасибо,,
Почти каждое балкарское слово имеет несколько значений. Жетмишь - Суу идет от корня "жет" - дошедший, дойди, дошел "суу"- это вода . "жетмишь"- семдесят суу -вода. Что касается русского географического общества она давно замечена в предвзятом отношении ко всему балкарскому, видно за что то взъелись.
Водопад с дохлыми курами никак не может быть связан своим названием. А вот жетмиш означает семьдесят, что соответствует его высоте. И где тогда по вашему правда?
А у тебя есть сомнения, ты изначально узнай как по адыгский подкова, не заимствованное тюркское, а именно по адыгский.
Есть Топонимический словарь изданный в 70-х годах (их осталось всего 2 экземпляра).Один в НИИ на Пушкина, второй у моих знакомых. Издали его Джамалдин Коков и Саид Шахмурзаев. Книжка сильно засекречена и уже много лет никак не могут прийти к согласию и переиздать её. Исследования топонимов в ней проводилось авторами с 20-30 годов. Исследовали ходили по сёлам и собирали материалы по всем топонимическим названиям у старейшин, опрашивая их и записывая рассказы в тетради, а в более поздние годы на магнитофон. Все рукописи хранятся в музее Фадеев в Долинске. В этой книге должны быть достоверные сведения но она доступна узкому кругу "посвященных".
Гевара, Налчыкъ,Нальчик,Нальщlэч, но суть не в этом, а в том что кто-то умело актуальную тему сохранения красивого водопада перевел на межнацианальный срач, а ведь вопрос о самом существований водопада и он ни как не будет называться, С. Шхагапсоев у нас теперь "гринписовец" в парламенте,интересно кто второй, вот ему и флаг в руки, водопад спасать надо, а называть каждый будет как хочет, пример есть красивый водопад в Холамо-Безенгийском ущелье, так его уже все называют"Девичьй слёзы", балкарское название вытесненно более красивым, со временем и этот водопад ждёт таже участь, если конечно сохранят. Карачаев наглядно продеманстрировал тезис"разделяй и властвуй" в действий.
Мирр, Адиб, понял. Спасибо.
Пать тоже понял?
" У слиянияния рек Малка и Кичималка распаложенна русская крепость "Таш-Кёпюр" дальше начинаются карачаевские земли" А.Купфер статья "Путишествие вокруг Эльбруса"
Карачаев, я не понял сути твоего вброса, просто ночью голова болела и со злости поддался, а реальность такова, что водопад надо сохранить, а для водознабжения искать другие источники.
типа-кур не ест!
Ну-ну, я дальше заходить не буду, ну а как даются эти названия)))))))) кто сказку спел того и правда, а фантазий у тех кто сказки про князей "Гедмишховых" сочиняет, а в остальном всё хорошо прекрасный наш. Как ты думаешь, РГО инфа с Нальчика или с Хабаза поступает? На ровном месте идёт переименовывание топонимов и гидронимов.
Это без вариантов.
Гевара, чик, чыкъ-это уменьшительно-ласкательный суффикс, всего на всего, притягивания за уши мне не интересны, пожалуйста не смеши.
Вы ещё напишите тут"Балкарцы правят миром"!!!
че спорить) приезжайте купайтесь у кого здоровье есть а у кого его нет, можно только любоватися)
Кети, а ты не в курсах кто основал "Бильдербирский клуб"?
Асс,"Бильдербергский клуб"основал принц Бернард Нидерландский.
Рад что поднял вам настроение.