Спустя три года после начала второй чеченской войны Сергей Миронов дает премьеру. "Россия должна обратиться в Совет безопасности ООН", - говорит председатель верхней палаты парламента.
Разумеется, не для того, чтобы расследовать случаи нарушения прав человека, а чтобы получить разрешение на проведение "превентивной операции" для "ликвидации террористов" в Панкисском ущелье.
В переводе на немецкий язык это означает: Миронов трезвонит о необходимости переноса чеченской войны и на территорию сопредельной Грузии. Причиной для популистского предложения российского парламентария стало то, что маленькая кавказская республика Грузия предоставляет в Панкисском ущелье на северо-востоке страны убежище не только для нескольких тысяч человек мирного населения, но и нескольким сотням боевиков из Чечни.
В конце июля по меньшей мере 60 боевиков перешли через границу на территорию России и втянули российских военнослужащих в ожесточенные бои. С того времени российская военная авиация не менее пяти раз бомбила грузинскую территорию. В прошедший четверг Фалькер Якоби (Falker Jacobi) из грузинской делегации в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) подтвердил, что ОБСЕ имеет "детальные доказательства" налетов. Москва, возможно, собирается пойти еще дальше.
После чрезвычайного заседания в начале августа, на котором рассматривались вопросы Чечни и Грузии, с поджигательскими речами выступил министр обороны Сергей Иванов. "Проблема Панкиси может быть решена только военными методами с использованием российских подразделений специального назначения", усердствовал Иванов. Подлил масла в огонь он и тем, что с прошлого четверга начал крупномасштабные маневры на Каспийском море. Россия, по его словам, должна направить свою мощь, в первую очередь, против террористов. Они, продолжал министр, находятся в Афганистане и Грузии - не так уж и далеко от места проведения маневров.
Но Грузия уступает российскому давлению лишь постепенно. В начале августа, когда 14 боевиков после боев против россиян снова вернулись в Грузию, грузинские пограничники все же арестовали их и представили российскому телевидению. Но когда генеральный прокурор Владимир Устинов поспешил в грузинскую столицу, чтобы забрать боевиков и посадить их в московскую тюрьму, он получил неожиданный отказ: домой прокурор был вынужден возвращаться в одиночестве. Его грузинский коллега напомнил ему, что Россия должна сначала представить твердые доказательства о причастности арестованных к совершению тяжких преступлений. Иначе, по его словам, Грузия их не выдаст.
Президент Эдуард Шеварднадзе указал на то, что ситуация в Панкисском ущелье является не причиной, а "следствием конфликта в Чечне". Между тем, московский военный эксперт Павел Фельгенхауэр констатирует, что боевики, ведущие "борьбу с регулярными российскими войсками, не могут считаться по Женевской конвенции террористами и преступниками. Зверства, которые не прекращают совершать в Чечне российские войска, являются главной причиной того, что сопротивление не ослабевает". В середине июля московская правозащитная организация "Мемориал" составила список, в котором значатся имена 191 убитых или пропавших чеченцев. К тому же организация прекратила всякие контакты с официальными лицами из Москвы, так как они систематически покрывают убийства.
Опубликовано в газете "Frankfurter Rundschau" 12 августа 2002 года.