14:12 / 14.10.2014Защита Тангиева обжаловала вынесенный ему Верховным судом Чечни новый обвинительный приговор

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Адвокаты осужденного за убийство нескольких человек жителя Грозного Тимура Тангиева подали жалобу в Верховный суд Чечни на вынесенный ему новый обвинительный приговор, сообщил представитель защиты корреспонденту "Кавказского узла". Также адвокаты заявили о возможности повторного обращения в Европейский суд по правам человека.

Как писал "Кавказский узел", 5 октября 2004 года Тангиев был приговорен к 24 годам лишения свободы по обвинению в совершении тяжких и особо тяжких преступлений (статьи 105, 167, 209, 317 УК РФ). Однако Европейский суд по правам человека признал, что при рассмотрении дела были нарушены права Тангиева. После этого президиум Верховного суда РФ направил дело на новое рассмотрение. Новый процесс проходил в Верховном суде Чечни с участием коллегии присяжных заседателей, которые 23 сентября единогласно признали Тангиева виновным по всем пунктам обвинения. 2 октября суд приговорил его к 21 году колонии строгого режима.

Жалоба на приговор подана в Верховный суд Чечни 13 октября, сообщил его адвокат.

Защита сомневается в объективности присяжных

По словам адвоката Батыра Ахильгова, после формирования коллегии присяжных заседателей защита выразила сомнение в их способности вынести объективный вердикт, о чем на основании ст. 330 УПК РФ адвокатами было сделано соответствующее заявление.

"При отборе коллегии присяжных в состав из 17 человек были отобраны всего три женщины. Практика показывает, что только при равном присутствии женщин и мужчин в составе присяжных можно говорить о более объективном вердикте", - рассказал адвокат корреспонденту "Кавказского узла".

Кроме того, по словам Ахильгова, в состав присяжных заседателей были отобраны два кандидата, которые имеют родственников, работающих в правоохранительных органах Чечни.

"Это также ставило под сомнение объективность коллегии присяжных заседателей, о чем и было заявлено суду. К сожалению, все наши заявления суд игнорировал. Мы неоднократно заявляли ходатайство о роспуске  коллегии, однако и эти ходатайства суд оставлял без внимания", - отметил защитник.  

На присяжных и свидетелей оказывалось давление, заявили родственники Тангиева

На протяжении всего срока рассмотрения уголовного дела присяжные заседатели постоянно общались не только с потерпевшими, но и с сотрудниками прокуратуры, заявила корреспонденту "Кавказского узла" мать Тимура Люда Тангиева. 

"И я, и мои родственники неоднократно были свидетелями того, как на глазах у всех присяжных и свидетелей по одному заводили в кабинеты сотрудники прокуратуры. Они подолгу там о чем-то говорили. На наши слова, что эти действия сотрудников прокуратуры незаконны, никто не обращал внимания", - сказала женщина.

По ее словам, такие беседы стали регулярными и длительными перед вынесением присяжными вердикта. Люда Тангиева также рассказала, что некоторые свидетели, ранее согласившиеся выступить на суде в защиту Тимура, после таких бесед категорически отказывались от дачи показаний.

Два жителя Ингушетии утверждали, что в момент совершения убийства в Грозном, в котором обвиняют Тангиева, он на самом деле находился на территории их республики, пояснил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Тимура Тангиева  Руслан Беков.

"Еще вечером они были готовы ехать с нами в Грозный на суд, а утром у них вдруг оказались неотложные дела. В конце концов, нам, адвокатам, было сказано, что свидетельствовать на суде в Грозном опасно", - рассказал защитник.

По словам Бекова, фактов, свидетельствующих о давлении на свидетелей, накопилось много, но ни суд, ни присяжные их не замечали.

"Один из свидетелей обвинения откровенно признался, что протокол допроса он подписал, не читая. "Мне сказали, чтобы я подписал, а за это меня восстановят на работе в полиции", - сказал этот человек во всеуслышание на суде", - утверждает адвокат.

Он рассказал, что при вынесении приговора было учтено, что по трем статьям истек срок давности. Это ст.158 УК РФ – кража, то есть тайное хищение чужого имущества, ст.222  - незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, и ст.166 – неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. "Получается, за минусом трех статей ему дали на год меньше. Осталось ему сидеть еще 10 лет", - сказал адвокат.

Тангиеву вменяется в вину убийство пяти человек

Всего, по версии следствия, Тангиевым за короткий срок были убиты пять человек. Мотивом всех убийств, как утверждают следователи, стало неприязненное отношение подсудимого к сотрудникам правоохранительных органов. Один из убитых сотрудником полиции не был, но, по данным следствия, сотрудничал с правоохранительными органами.

Другие убитые, в том числе два брата, являлись сотрудниками полиции.

Один из сотрудников полиции был убит, согласно материалам дела, в тот момент, когда вместе со своей знакомой отдыхал на природе. Как утверждает следствие, Тангиев убил женщину как нежелательную свидетельницу его преступления.

Адвокат: Верховный суд РФ вряд ли отменит приговор 

В материалах дела, по словам Батыра Ахильгова, было много противоречащих друг другу данных. К примеру, одно из убийств было совершено, когда Тимура Тангиева не было в Грозном, утверждает адвокат.

"Он вернулся в Грозный из Ингушетии через две недели после того, как был убит М.Т. То же самое можно сказать и о сроках вступления Тимура Тангиева в банду. Согласно приговору, в банду он вступил в марте 2003 года, но вот преступления в составе этой же банды он стал совершать, по утверждению следствия, в феврале 2003 года, когда Тимур Тангиев еще находился с семьей в Республике Ингушетия. Факт пребывания Тангиева в Ингушетии в это время подтверждают и свидетели",  - сказал Ахильгов.

Адвокат выразил сомнение, что Верховный суд РФ отменит приговор или снизит срок пребывания Тангиева в местах лишения свободы.

Батыр Ахильгов также рассказал, что защита при обжаловании приговора основной акцент сделает на процессуальных нарушениях.

"Мы ходатайствовали прежде и сейчас также будем ходатайствовать о переводе его в другой СИЗО Северо-Кавказского региона. Защита указывала на ряд процессуальных нарушений, в том числе связанных и с коллегией присяжных заседателей. И перед вердиктом мы, адвокаты, зафиксировали показания двух очевидцев, утверждающих, что они наблюдали воздействие на присяжных. Защита предполагает, что все это дает серьезные основания сомневаться как в вердикте, так и в приговоре", - считает Ахильгов.  

Адвокат Григор Аветисян: жалоба на пытки Тангиева в изоляторе направлена в Страсбургский суд

По мнению адвоката из организации "Астрея" (партнера "Правовой инициативы", - прим. "Кавказского узла") Григора Аветисяна, решение Верховного суда Чечни могло бы рассматриваться в качестве шага к исполнению  постановления ЕСПЧ.

"И дело вроде бы рассматривалось коллегией суда присяжных. Однако назвать вынесенный приговор справедливым, как и весь процесс исполнения постановления ЕСПЧ по делу "Тангиев против России", можно с огромной натяжкой", - уверен адвокат.

По его словам, в тексте приговора отсутствуют доказательства, на которых основаны выводы суда в отношении подсудимого, и мотивы, по которым суд отверг доказательства невиновности Тимура.

"Данное условие является обязательным в силу ст.307 УПК РФ, регламентирующей описательно–мотивировочную часть обвинительного приговора. То есть на данный момент складывается ситуация, при которой опровергнуть обвинительные аргументы суда, пусть и основанные на обвинительном вердикте присяжных, становится затруднительным, так как они просто не приведены в самом тексте приговора", - сказал Григор Аветисян.

Адвокат особо подчеркнул, что условия проверки того, насколько чеченский суд принял или отверг те или иные доказательства, являются ключевыми для данного дела, так как выводы ЕСПЧ о виновности властей РФ в несправедливом осуждении Тангиева базируются на очевидной недопустимости доказательств вины Тимура, добытых, по утверждению адвоката, под пытками.

"Говоря о пытках Тимура, следует также отметить, что правоохранительные органы Чечни ничего не сделали для исполнения второй, наиболее важной части постановления ЕСПЧ, а именно – установление и наказание должностных лиц, которые пытали Тимура... и непосредственно "вышибали" из него показания, положенные в основу его обвинительного приговора. Как Тимуром, так и его представителями в этой связи была направлена серия заявлений и жалоб в республиканские компетентные органы республики с требованием привлечь к ответственности данных лиц. Однако ни одно обращение так и не было рассмотрено по существу", - заявил Григор Аветисян.

Григор Аветисян заявил, что от того, какую позицию займет ВС РФ, будет зависеть, сможет ли Тимур Тангиев снова обратиться в ЕСПЧ.

"Однако уже сейчас отмечу, что летом этого года от имени Тимура уже была подана жалоба в Страсбургский суд в связи с условиями его содержания и фактами нечеловечного обращения и пыток в СИЗО города Грозного администрацией изолятора. Мы получили комментарии от российской стороны по данной жалобе и уже ответили на вопросы Страсбургского суда", - отметил адвокат.

Напомним, Тимур Тангиев в ночь на 16 июля в СИЗО-1 Грозного предпринял попытку суицида. Это стало третьей подобной попыткой, начиная с 9 марта, когда он был доставлен в СИЗО. Арестованный, по словам его адвоката, предпринял этот "отчаянный знак протеста" из-за притеснений, а также для того, чтобы в очередной раз попытаться обратить внимание надзирающих органов на нарушения в учреждении.

Однако доводы жалобы Тимура Тангиева на действия администрации в СИЗО-1 города Грозного в ходе прокурорской проверки не нашли своего подтверждения.

Автор:Татьяна Гантимурова
15.10.2014 в 16:30Druzъ

" Еще вечером они были готовы ехать с нами в Грозный на суд, а утром у них вдруг оказались неотложные дела. В конце концов, нам, адвокатам, было сказано, что свидетельствовать на суде в Грозном опасно", - рассказал защитник.

По словам Бекова, фактов, свидетельствующих о давлении на свидетелей, накопилось много, но ни суд, ни присяжные их не замечали.

"Один из свидетелей обвинения откровенно признался, что протокол допроса он подписал, не читая. "Мне сказали, чтобы я подписал, а за это меня восстановят на работе в полиции", - сказал этот человек во всеуслышание на суде"

 НЕПОНИМАЮ, В ЧЕМ СМЫСЛ ПЫТАТЬЯ САЖАТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ, ЕСЛИ ВЕРИТЬ ЗАЩИТЕ ОН НЕ СОВЕРШАЛ ?  

ВЕДЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ,  ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛА ПО УБИЙСТВУ ЛЮДЕЙ СЛЕДОВАТЕЛИ ДОЛЖНЫ ВЫЯВИТЬ ВИНОВНИКА  ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ТЕМ БОЛЕЕ,  ЕСЛИ УБИТЫ ПОЛИЦЕЙСКИЕ, ТО ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СЛЕДОВАТЕЛЕЙ НАЙТИ НЕПОСТРЕДСТВЕННОГО ВИНОВНИКА УБИЙСТВА.  ВЕДЬ УБИТЫ ИХ КОЛЛЕГИ - БОЕВЫЕ ТОВАРИЩИ, НА МЕСТЕ КОТОРЫХ МОГ ОКАЗАТЬСЯ ЛЮБОЙ ИЗ НИХ.  И ДЛЯ ПОЛИЦЕЙСКИХ ДОЛЖНО БЫТЬ ВАЖНЕЕ ВСЕГО ВЫЯВИТЬ НЕПОСТРЕДСТВЕННОГО ВИНОВНИКА, ИЗУЧИТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА, НАЙТИ ЗАКАЗЧИКОВ И ИСПОЛНИТЕЛЕЙ... ТУТ ЖЕ ДЕЛО ЕЩЕ И БОЕВОЙ  ЧЕСТИ СТОИТ.

НЕЛЬЗЯ ЖЕ ВЕЩАТЬ  НА ЧЕЛОВЕКА ВСЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТОЛЬКО ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ОН СОВЕРШИЛ ОДНО ПРЕСТУПЛЕНИЕ. ВАЖНО НАЙТИ ВИНОВНИКОВ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ.

 

НАСЧЕТ ПРИСЯЖНЫХ, ТОТ ТУТ БЕЗ СПОРОВ, САМО РУКОВОДСТВО ЧЕЧНИ, КАК-ТО ЗАЯВЛЯЛО, ЧТО ЧЕЧНЯ НЕ ГОТОВА К СУДАМ С ПРИСЫЖНЫМИ ЗАСЕДАТЕЛЯМИ.