ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Армения не станет полноценным членом Евразийского экономического союза из-за отсутствия ресурсов, для стран союза республика представляет не экономический, а геополитический интерес, считают армянские эксперты. При этом из-за вступления в ЕАЭС Армения лишила себя экономики либерального режима, на основе которой она развивалась последние 20 лет, отметил политолог Ерванд Бозоян.
"Кавказский узел" сообщал, что договор о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) был подписан на саммите СНГ в Минске 10 октября. Договор, который вступит в силу 1 января 2015 года, получил одобрение Высшего евразийского экономического совета и был подписан на уровне глав государств.
ЕАЭС - объединение, которое с 1 января 2015 года начнет функционировать на месте Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Договор о создании нового объединения в мае 2014 года подписали лидеры России, Казахстана и Белоруссии. Концепция ЕАЭС была предложена в октябре 2011 года Владимиром Путиным, занимавшим тогда пост премьер-министра России.
Бозоян: Армения лишила себя экономики либерального режима
Евразийский экономический союз был создан Россией в качестве альтернативы программе "Восточного партнерства", считает главный редактор сайта Zham.am, политолог Ерванд Бозоян.
По мнению политолога, Евразийский экономический союз "не был готов к запуску". При этом у стран-членов союза нет "реальных экономик", заявил Ерванд Бозоян.
"В России нет реальной экономики, здесь экономика сформирована на экспорте газа и нефтепродуктов. То же самое можно сказать о Казахстане. В Белоруссии "посредническая" экономика, это связующее звено между российской топливно-энергетической системой и Европой", - заявил Бозоян на организованном 13 октября Институтом Кавказа "круглом столе", посвященном вступлению Армении в ЕАЭС.
Поводом для создания подобного союза стал "деструктивный шаг Европы, которая пыталась отобрать от России осколки СНГ и интегрировать их в свою систему", считает Ерванд Бозоян.
При этом вначале Европа попыталась интегрировать страны СНГ "с экономической точки зрения, затем – политической и военной, что для России могло стать угрозой национальной безопасности", отметил политолог.
Давление со стороны Москвы можно было избежать в том случае, если бы "Армения так активно не вела игру в европейскую интеграцию". "Армения должна была держать себя нейтрально", - подчеркнул Ерванд Бозоян.
В результате, по мнению политолога, Армения лишила себя экономики либерального режима, на основе которой она развивалась последние 20 лет, и вступила в союз, перспективы которого являются сомнительными.
"Армения не имеет ресурсов, которые позволили бы наравне с другими интегрироваться в ЕАЭС, как полноценный член союза", - сказал политолог.
Ерванд Бозоян также отметил политические риски в связи с вступлением Армении в ЕАЭС, которые "могут привести к холодным ветрам с Запада" и "непосредственно повлиять на Карабах".
Для Европы Армения и Азербайджан, до решения о вступлении республики в ЕАЭС, были равноудалены в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, считает эксперт. “Сейчас, когда Армения кардинально изменила свой политический курс в пользу России, в отношении Нагорного Карабаха со стороны Европы поменяется тренд”, - заявил Ерванд Бозоян.
В то же время, по мнению Бозояна, позиция России по Нагорному Карабаху не будет меняться в пользу Армении. "Россия хочет всячески втянуть в евразийский процесс и Азербайджан, который, в свою очередь, ставит свои условия по Карабаху. В итоге у нас получилась ситуация опаснее, чем до вступления Армении ЕАЭС", - отметил политолог.
В сложившейся ситуации Армения должна "найти новые пути ведения политики, чтобы не оказаться в ловушке", подчеркнул Ерванд Бозоян.
Маркаров: ЕАЭС рассматривается как политико-экономический союз
Маленькие страны, такие как Армения, к тому же пребывающие в условиях нерешенных конфликтов, пытаются вести политику на двух и более фронтах, считает директор армянского филиала Института СНГ Александр Маркаров.
Однако в случае с вступлением в ЕАЭС все стороны с пониманием относились к внешней политике Армении, отметил эксперт.
Армения активно действовала в интеграционных проектах на постсоветской территории, но параллельно пыталась воспользоваться дополнительными возможностями, в том числе финансовыми, "поступающими с другого фронта", считает Александр Маркаров.
"Говорить о том, что 3 сентября 2013 года, когда Серж Саргсян заявил о намерении вступить в Таможенный союз, произошло резкое изменение политического курса Армении, было бы неправильно. Это всего лишь был переход от одного договора к другому, исходя из того положения, в котором на тот момент оказалась Армения. Учитывая не только экономические, но и политические факторы, а также факторы безопасности", - заявил в своем выступлении на "круглом столе" 13 октября Александр Маркаров.
С формальной точки зрения ЕАЭС является экономическим союзом, но рассматривается как политико-экономический, обратил внимание директор армянского филиала Института СНГ.
"Вступая в новую структуру, Армении должна сделать все, чтобы, по крайней мере, не ухудшить то положение, в котором она находится сейчас. И приобрести более благоприятные экономические условия для себя, несмотря на то, что будущее ЕАЭС пока четко не вычерчивается. Пока неизвестно, станет ли он субъектом, конкурирующим на международной арене, или так и останется на бумаге", - сказал Александр Маркаров.
Искандарян: все зависит от развития отношений России и Запада
Двойные стандарты являются нормой в мировой политике, и в случае с Арменией это вполне естественно, сказал в ходе заседания "круглого стола" директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян.
Политолог также отметил, что никакого выбора со стороны Армении 3 сентября 2013 года не было. "Тот выбор, который был сделан, сделан был не Сержем Саргсяном, а другим человеком. Этот выбор является результатом предыдущего развития в связи с изменениями в Украине, поскольку Евроазиатский проект был заточен под Украину, а не под Армению", - отметил в своем выступлении Искандарян.
Никакого экономического интереса Армения для России, Беларуси и Казахстана не представляет, также заметил эксперт.
По его словам, НАТО не сможет предоставить гарантии безопасности Армении дать не может из-за членства Турции в этой организации. Гарантии также не сможет дать и Европейский союз, сказал Александр Искандарян,
В свою очередь Россия, Беларусь и Казахстан не смогут предложить Армении "модели развития, менеджмента, продвижения общества", сказал политолог.
При этом критика, которая существует в обществе в связи со вступлением Армении в ЕАЭС, была и при вступлении республики в СНГ и организацию Договора о коллективной безопасности, заметил Александр Искандарян.
"Проблема в другом. Все зависит от того, каким образом будут строиться отношения России и Запада, от чего и зависит та или иная политика Армении. Если они и дальше будут ухудшаться, то это скажется и на Армении, независимо от ее вступления в ЕврАзЭс", - отметил Искандарян.
По его мнению, Армения на сегодняшний день ведет себя примерно тем же образом, что и всегда, пытаясь оставлять возможности в рамках того коридора, который существует в этот данный момент, потому что ситуация может измениться.
С экономической точки зрения проблема полноценного членства Армении в ЕАЭС связана с отсутствием дорог, обеспечивающих выход в зону союза, отметил руководитель Центра политических и правовых исследований, эксперт по Грузии Джони Меликян.
Закрыта Абхазская железная дорога, которая могла бы позитивно отразиться на вступлении Армении в ЕАЭС, сказал эксперт.
"Тбилиси готов к обсуждению, но вопрос в том, насколько он сможет пойти на практическое открытие, на деблокаду. Остается говорить лишь о модернизации имеющегося пути (Верхний Ларс), для обеспечения круглогодичного функционирования дороги, учитывая добрососедские отношение Армении и Грузии", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Меликян.