12:30 / 20.08.2002Вокруг грузино-абхазского конфликта

В последние месяцы, когда отношения между Россией и Грузией в очередной раз обострились, к застопорившемуся процессу урегулирования грузино-абхазского конфликта активно подключился представитель абхазской диаспоры и гражданин США Инал Казан. Весной этого года, уже после появления в Грузии американских военных инструкторов, Казан встретился в Тбилиси с Эдуардом Шеварднадзе и предложил ему свой вариант урегулирования грузино-абхазского конфликта. Казан считает, что Абхазия должна войти в состав Грузии, но тбилисское руководство должно иметь только номинальную, чрезвычайно ограниченную власть над Абхазией.

В грузинской прессе активно обсуждали предложенный Казаном план урегулирования, отмечая как несомненное его достоинство признание территориальной целостности Грузии и подчеркивая, что включение абхазо-адыгской диаспоры в процесс урегулирования выгодно Грузии, поскольку диаспора не является прорусски настроенной.

7 июня Кавказский-Абхазский комитет солидарности, действующий в Турции, распространил публичное заявление, в котором утверждал, что Инал Казан не имеет полномочий представлять абхазскую диаспору, а его встреча с Шеварднадзе является провокацией. Комитет обвинил Казана в том, что он пытается спровоцировать разрыв между Абхазией и диаспорой.

4 июля И. Казан ответил Комитету открытым письмом, в котором назвал их заявление "полной чушью", утверждая, что ни один член этого Комитета не внес какого-либо значительного вклада в процесс мирного урегулирования, а сама организация представляет собой просоветский тип организации и служит интересам недемократических сил, держащих абхазский народ заложником. В свою очередь он обвинил Комитет в том, что его члены не избираются, а назначаются узким кругом посвященных людей, а посредник, через которого они связаны с абхазскими властями, является бывшим сотрудником КГБ, которому они оказывают финансовую поддержку. В самой Абхазии инициатива И. Казана и тем более его перепалка с Кавказским-Абхазским комитетом солидарности не обсуждается, так как общество практически не имеет доступа к этой информации и даже независимые СМИ не освещают этот процесс.

10 августа оппозиционное движение "Возрождение" провело круглый стол, посвященный 10-летию начала грузино-абхазской войны. Выступавшие много говорили об участии в войне добровольцев с Северного Кавказа, но никто не вспомнил о добровольцах из абхазо-адыгской диаспоры.

Наметившийся раскол в диаспоре невыгоден Абхазии, которая в последние пятнадцать лет опиралась на её поддержку во многих важных вопросах. Абхазская диаспора (потомки горцев, вынужденных эмигрировать в Турцию во время Кавказской войны в середине 19 века), по разным оценкам, достигает в наше время от 300 до 800 тысяч человек и довольно влиятельна в Турции, поскольку входит в абхазо-адыгскую диаспору, объединяющую потомков всех кавказских горцев и насчитывающую от полутора до трех миллионов человек.

В 1992 году, когда грузинские войска вошли в Абхазию и оккупировали половину ее территории, среди абхазо-адыгской диаспоры в Турции и на Ближнем Востоке началась кампания в поддержку Абхазии. В результате около сотни добровольцев различными путями прибыли в Абхазию, чтобы воевать с грузинскими войсками.

После войны в Абхазии был создан Комитет по репатриации, и несколько сотен турецких абхазов приехали на историческую родину с намерением осесть здесь навсегда. Был принят закон, определивший льготы для репатриантов, им раздавали опустевшие земли. Диаспора даже выделила деньги для строительства мечети в Сухуме. Однако мечеть так и не была построена, и почти все репатрианты в течение двух лет вернулись в Турцию, так как разрушенная экономика республики не давала им возможности заработать на прожиточный минимум, к тому же репатриантов грабили чаще, чем остальных жителей.

Но, хотя и не так активно, как во время грузино-абхазской войны, Абхазия продолжает поддерживать отношения с диаспорой в Турции и даже имеет в Стамбуле своего представителя. Введение странами СНГ экономических санкций против Абхазии во время первой чеченской войны привело к тому, что морское сообщение с Турцией стало для Абхазии единственной возможностью завозить товары первой необходимости. Поэтому, когда турецкие баржи моют машинные котлы или сливают фекальные массы прямо в акватории сухумской бухты (что случается даже во время курортного сезона), абхазские власти закрывают на это глаза.

Яхья и Инал Казаны (отец и сын), состоятельные американцы, впервые появились в Абхазии перед грузино-абхазской войной и начали сотрудничать с абхазской элитой, особенно в культурном плане. Во время войны они оказывали Абхазии информационную поддержку.

После победы над Грузией в сентябре 1993 года Казаны продолжали активно общаться с абхазской политической элитой. Какое-то время даже ходили слухи, что Инал Казан будет назначен министром иностранных дел Абхазии. До этого не дошло, но он стал официальным представителем непризнанной Абхазии в США и ООН и в течение семи лет защищал ее интересы, работая в тесном контакте с абхазским руководством. Но в 2000-м году наступил разрыв, причины которого И. Казан изложил в открытом письме президенту Абхазии, распространенном во всех посольствах, аккредитованных в Грузии. И. Казан выражал несогласие с политикой В. Ардзинба, которая, на его взгляд, завела непризнанную республику в тупик. После чего абхазские власти прекратили с ним всякие отношения.

Теперь он пытается перетянуть на свою сторону диаспору, ссылаясь на то, что нынешнее правительство Абхазии служит "особым интересам групп в России, которые хотели бы доминировать в Абхазии и дестабилизировать Грузию и Турцию".

Абхазская диаспора действительно встревожена массовым принятием российского гражданства жителями Абхазии, которое началось 1 июня этого года и продолжается до сих пор, тем более что 1 августа парламент республики принял поправки к Закону о гражданстве, позволяющие жителям Абхазии иметь двойное гражданство. Однако распространяемая всеми зарубежными СМИ информация о том, что многие жители Абхазии получили в ходе этой акции российские паспорта, является очередной уткой. Новые российские граждане, проживающие в Абхазии, получили лишь справку о том, что они являются гражданами России. Однако их старые советские паспорта с 1 января 2004 года станут уже недействительны, и справки, выданные на эти паспорта, тоже повиснут в воздухе.

Опубликовано 19 августа 2002 года.

Автор: