Дело о покушении на собкора "Новой газеты" Сергея Золовкина тихо движется к финишу в точном соответствии с законами кругов на болоте, в которое брошен камень.
Напомним: в новейшей истории России у правоохранительной нашей системы еще не было столь замечательной возможности раскрыть попытку заказного убийства журналиста. Жертва жива, киллер Артур Минасян пойман вместе со всеми необходимыми доказательствами преступления, свидетели есть; на первом же допросе киллер раскалывается, посредника берут под белы ручки. Очень заботливо высшие силы создали все условия для того, чтобы правоохранительная наша система бодро отрапортовала: так точно, полностью раскрыли!
То есть если уж такое покушение не раскрыть, то дальше ехать некуда...
Нет, не раскрыли. Как та лошадь из анекдота: ну не шмогла я. После того, как дело было передано в суд, даже прокуратура признала: речь о заказчике больше не идет и идти не будет. То есть заказ есть, а заказчика нет.
В чем же дело? Может, дело в самом Золовкине? Слишком уж многим властным и криминальным структурам стал поперек горла "экстремальный" репортер.
11 марта 2002-го. Из письма Сергея Золовкина в редакцию за несколько часов до покушения: "Такое ощущение, что дышать уже нечем. Кажется, что ненавистью и враждебностью к вашему корреспонденту пропитана атмосфера. Не удивлюсь, если что-то крайне неприятное случится в самое ближайшее время".
18 марта, через неделю после покушения: "И пока самое плохое то, что не знаем, кто за этим всем стоит. Есть какие-то догадки, но определенного ничего нет, и это самое гадкое. Потому что когда не знаешь, КТО, то и не знаешь, насколько серьезна угроза".
Первое заседание суда было назначено на 19 июля. Перенесено по просьбе адвокатов обвиняемого. Они размышляли, не потребовать ли суда присяжных. Затем дело опять перенесли.
Суда присяжных киллер требовать не стал. Видимо, адвокаты разумно объяснили ему невыгодность подобного желания: фамилия потерпевшего многим достаточно симпатична, преступление очевидно отвратительно, вина бесспорна.
Кстати, в деле этом есть детали, которые могут кому-то показаться забавными, а кому-то трагическими для всей нашей действительности. Например, адвокат киллера тот же самый, который защищал интересы Григоряна в деле сочинской красавицы Эли Кондратюк. Григорян обвинялся в организации мерзкого преступления, когда молодую девушку облили кислотой. Это преступление получило известность далеко за пределами нашей страны, и роль Сергея Золовкина в его раскрытии и огласке была ключевой. Вина Григоряна на суде доказана, однако и работа адвоката оказалась "блестящей" преступник получил срок, который иначе как забавным назвать нельзя.
Вторая деталь: в июле этого года дело о покушении на Золовкина передано судье Загудаеву, который сам является истцом по иску краевой коллегии судей к газете "Сочи" и Сергею Золовкину. И в том деле о публикации двухлетней давности суд первой инстанции уже назначил Золовкину выплату 50 тысяч рублей за нанесение морального ущерба своим вышестоящим коллегам.
Назначенный на вторник 20 августа суд вновь не состоялся по причине отсутствия одного из двух весьма, как сказали мне в прокуратуре, дорогостоящих адвокатов Минасяна. Какая прелесть двое! По очевидному делу! Причем один из них заведующий юридической консультацией! Ради беспаспортного и безденежного бродяги из Абхазии, который за 30 тысяч рублей взялся убить журналиста. Да так их и не получил. А Золовкина представляет на суде адвокат на общественных началах.
20 августа один адвокат Минасяна сказался больным. Его коллега, который зав (именно он защищал Григоряна, заказавшего Элю Кондратюк), скорбно признал, что одному ему с таким процессом не справиться. И судья Загудаев дело перенес на неопределенный срок с ПОСЛЕДУЮЩИМ РАССМОТРЕНИЕМ В КРАСНОДАРЕ. Туда будут этапировать киллера. Найдет ли возможность представитель нашего собкора мотаться в Краснодар на общественных началах, покажет время.
В общем, все идет нормально. Причем теперь речь ведется лишь ОБ УГРОЗЕ УБИЙСТВОМ, а не о покушении. С вероятным сроком наказания 3 года вместо вероятных 8.9 прежде. Такая вот пикантная петрушка.
Процесс потерял свой изначальный смысл. Теперь это заурядное дело о покушении на убийство, почти "бытовуха", и никакого отношения к свободе слова и коррупции оно иметь больше не будет.
Письмо Золовкина в выездную коллегию суда Краснодарского края, федеральному судье Климову В.Н.:
"Прошу рассмотреть уголовное дело по обвинению Минасяна А. без моего присутствия и участия. Прошу учесть в деле юного исполнителя, послужившего слепым орудием куда более злых и не установленных персонально сил, ВСЕ смягчающие обстоятельства. Лично я как потерпевший на максимально строгом наказании Минасяна не настаиваю.
27.07.2002, С. Золовкин".
Все?.. Все.
Опубликовано 22 - 25 августа 2002 года.