ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Руководство ереванского завода "Наирит" сообщило о планах сократить штат сотрудников, доведя их численность до 500 человек. Работники уже поставлены в известность, что с 6 февраля 2015 года не будут числиться в штате, но не хотят подписывать документ об увольнении, заявляя, что в нем ничего не сказано о погашении задолженностей по зарплате.
"Кавказский узел" писал, что вчера, 4 декабря, около 1000 сотрудников завода "Наирит" собрались у резиденции президента Армении с требованием выплатить задолженность по зарплате. На акцию пришел и новый директор завода Рубен Сагателян, назначенный на эту должность два месяца назад.
Сокращение штата позволит реанимировать завод, считает руководство "Наирита"
Общая задолженность работникам завода по заработной плате составляет более 15 млн долларов США, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" пресс-секретарь "Наирита" Ануш Арутюнян.
"На сегодняшний день на заводе числятся 2437 работников, из которых полноценно работают 770 человек. Остальные 1667 сотрудников уже четыре года находятся в принудительном отпуске", – добавила Арутюнян.
Директор завода Рубен Сагателян, комментируя корреспонденту "Кавказского узла" положение дел на предприятии, сообщил, что существует программа перезапуска "Наирита". Он убежден, что у завода есть колоссальный ресурс и система, которая позволит не только самому "Наириту" работать на полную мощность, но и создать вокруг завода целое звено маленьких предприятий, что в свою очередь создаст дополнительные рабочие места.
Мы вынуждены были поставить в известность часть сотрудников об увольнении
Сагателян считает, что перезапуск такого стратегически важного предприятия, как "Наирит", экономически выгоден для Армении.
При этом одним из шагов программы реанимации завода Рубен Сагателян называет сокращение штата, так как прежнее количество сотрудников, по его оценке, не может способствовать улучшению ситуации. "Это вынужденная мера, иначе долги будут расти, а накапливать новые, будучи в долгах, абсолютно бессмысленно", – объяснил он.
"Мы вынуждены были поставить в известность часть сотрудников об увольнении", – заявил Рубен Сагателян.
Завод "Наирит", которым владеет компания Rhiniville Property Limited, в декабре 2008 года прекратил выпуск продукции из-за понижения спроса в связи с экономическим кризисом. Завод специализируется на производстве хлоропренового каучука. С апреля 2009 предприятие возобновило работу. В феврале текущего года представители завода заявляли о ведущихся с компанией "Роснефть" переговорах относительно сохранения предприятия. В сентябре министр энергетики заявил, что у правительства нет информации о планах "Роснефти" инвестировать в завод.
После первого закрытия "Наирита" в начале 90-х из экологических соображений и его перезапуска в 1994 году завод уже не функционировал в полную силу, рассказал Рубен Сагателян, работавший на "Наирите" с 1976 года в должности начальника смены. "Завод работал по сокращенной схеме на 15% своих возможностей, можно сказать, что почти не работал", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
Рубен Сагалетян считает, что для выхода на рентабельность "Наирит" должен бесперебойно работать как минимум на 70% своей мощности. "Но такой возможности за все эти прошедшие годы не было – из-за взрывов газовой магистрали, в результате которых не поступал природный газ", – сказал он, пояснив, что на природном газе завод работал после первого перезапуска.
По словам директора завода, сегодня с поставками газа проблем нет, однако "Наирит" столкнулся с другой трудностью: резко подорожали энергоносители, которые составляют 70% себестоимости каучука.
Рубен Сагалетян уверен, что необходимы инвестиции, которые позволят закупить новое оборудование. "Правительство уже обратилось в Международный банк, чтобы те провели аудит, по результатам которого будет объявлен тендер о продаже "Наирита", – сообщил он.
Работники завода: акция протеста – наша последняя надежда
Участница акции протеста 4 декабря, экономист-бухгалтер завода Седа Сакоян в комментарии корреспонденту "Кавказского узла" отметила, что последние два месяца она ходила на работу, однако, как и всем, ей не выплачивалась зарплата. "Мне не выплачена зарплата за 12 месяцев, а работаю я на опасном производстве – в цехе, где держат ядовитые вещества", – пожаловалась она.
Другая участница акции, юрист цеха по производству ацетилена Карине Матосян рассказала, что большинству сотрудников не выплачена зарплата за 1,5 года. "Кому-то руководство шло навстречу, выплачивая какую-то часть на основании представленных работниками заявлений. Это те люди, которые крайне нуждаются в деньгах", – вспоминает Карине Матосян.
Зарплату не получают даже те, кто по сей день ходит на работу
Она объяснила, что сотрудники вынуждены протестовать, потому что ни на что больше не надеются. "Столько лет нам постоянно обещают, - сказала Матосян, - что покроют все долги по зарплате, столько времени нас кормили обещаниями, и вдруг новый министр в ходе своего визита на завод заявляет, что выплат не будет, потому что нет на то юридических оснований".
"Почему-то, когда нам за последние три года время от времени выплачивали зарплату, были основания, а сейчас их нет", – посетовала Матосян, добавив, что зарплату не получают даже те, кто по сей день ходит на работу.
Сотрудница завода также поделилась, что ей "непонятно, почему правительство не желает спасти "Наирит". "Кто-то целенаправленно уничтожает завод", – считает она.
Начальник одного из отделов "Наирита" Оваким Мкртчян в комментарии корреспонденту "Кавказского узла" выразил уверенность, что "Наирит" может работать и приносить прибыль. Он отметил, что аналогичная ситуация с заводом была семь лет назад. "Когда заводом управляли прежние владельцы – "Армэнерго", а потом "Газарт" – они смогли не только выплатить нам долги по зарплате, но и закупить сырья на три года", – пояснил Мкртчян.
Начальник производства Акоп Акопян, также участвовавший в акции протеста, убежден, что у "Наирита" есть потенциал работать на полную мощность. "Было бы желание", – заметил он.
Участница акции, химик цеха Гаяне рассказала, что ее уже поставили в известность, что с 6 февраля она перестанет числиться в штате сотрудников "Наирита". "В документе было указано, что при расчете мне выплатят зарплату только за один месяц, то есть расчетные, но я не подпишу документ", - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Лаборант Маня Хачатрян в свою очередь заметила, что, если работники завода подпишут документ, то получится, что они согласны с решением об увольнении. "У нас есть требования – пусть нам выплатят задолженность по зарплате, только после этого подпишем данный документ", – пояснила она.