ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Об отсутствии взаимодействия между правозащитниками и чиновниками, а также о непрозрачности выделения грантов и финансовых проблемах заявили участники прошедшего в Волгограде "круглого стола". Представители некоммерческих организаций отметили необходимость создания в Волгограде правозащитного совета.
Мероприятие, организованное региональным отделением ассоциации "Голос", состоялось в Волгограде 20 декабря. Участниками "круглого стола" стали представители 11 некоммерческих организаций, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
"Нам суды не нужны, мы хотим с властью работать"
Волгоградская общественная организация "Общественная независимая инспекция" живет "на самообеспечении", заявил в ходе заседания руководитель организации Алексей Ульянов.
"Власть воспринимает нас в штыки, но мы не критикуем власть, а даем ту самую ниточку, от которой надо начинать работать. Мы формируем проблемные очаги и подсказываем, в каком направлении двигаться. Но нас воспринимают как контрагента, который пытается задавить и унизить "бедную" власть. Нужен орган при администрации, который взаимодействовал бы с НКО. Хорошо, что о необходимости помощи правозащитникам начал говорить президент. Правозащитникам нужна помощь государства", - сказал Алексей Ульянов.
Молодежная правозащитная организация "Молодежный центр консультации и тренинга" работает с 2011 года, отметил руководитель организации Тимур Кобалия.
"На федеральном уровне мы организовали первый интернет-канал в России общественных организаций. Мы дважды провели грузино-российский форум", - подчеркнул Тимур Кобалия.
По словам руководителя "Молодежного центра консультации и тренинга", его организация пыталась снять телевизионную передачу с участием одного из министров регионального правительства, однако затем "на одном из информресурсов вышла заказная статья в духе плохой советской пропаганды".
"Мы с хорошими намерениями хотели осветить работу власти, а нам воткнули нож в спину. После статьи нас проверяла налоговая, прокуратура. В Минюсте мне заявили, что я занимаюсь политической деятельностью. Я понимаю, что им сейчас нужно заполнить список иностранных агентов, и меня за уши хотят туда притянуть. Я сказал, что, если нас признают иностранными агентами, мы будем судиться и дойдем до Европейского суда по правам человека. Опыт у нас есть, мы уже защищали в Саратове центр социальной политики и гендерных исследований. Но нам суды не нужны, мы хотим с властью работать", - сказал Тимур Кобалия.
Чиновники предоставили организации офис, при этом отметил руководитель "Молодежного центра консультации и тренинга".
"Я плачу за 70 квадратных метров около 1000 рублей. У меня социально-ориентированная НКО. Несмотря на то, что меня хотят притянуть как иностранного агента, господин Путин в этом году выделил нам грант в размере более одного миллиона рублей. То есть, с одной стороны нас проверяют, с другой — выделяют деньги. Мы хотим потратить средства на создание правозащитного совета Волгограда", - подчеркнул Тимур Кобалия.
Закон "Об иностранных агентах", принятый Госдумой РФ 13 июля 2012 года, требует от некоммерческих организаций, финансируемых из-за рубежа и занимающихся при этом политической деятельностью, принять статус "иностранного агента". Инициатива вызвала критику со стороны представителей правозащитных организаций. Они оспорили нормативный акт, но Конституционный суд признал его соответствующим основному закону страны. 8 февраля 2013 года ряд НКО, в том числе Правозащитный центр "Мемориал", подал жалобу на закон в Европейский суд по правам человека.
"Власть не воспринимает нас как партнеров, нас воспринимают в штыки"
В январе 2015 года исполнится 20 лет общественной организации родителей военнослужащих "Материнское право".
"С точки зрения неудобоваримости для власти мы относимся к первой категории организаций. Нам сложнее всех общаться с властями. Такие организации, как наша, не имеют поддержку государства. Однако мы в этом году также стали победителями президентского конкурса. Часть нашей работы будет направлена на привлечение студентов юридических и социальных учебных заведений к правозащитной работе. Грантом предусмотрены лекции в учебных заведениях о правозащитном движении вообще и правозащитном движении солдатских матерей", - заявила в ходе заседания "круглого стола" председатель организации Нина Пономарева.
По словам Пономаревой, ежегодно у организации возникают проблемы при перезаключении договора об аренде помещения.
"Власть не воспринимает нас как партнеров, нас воспринимают в штыки. Общественные организации появляются там, где власть чего-то не может, не хочет, не в состоянии сделать, или у нее не доходят руки. Волгоград едва ли не единственный регион, где социально-ориентированная организация не может получить помещение безвозмездно, хотя в других регионах это есть. Хотя мы за свое помещение отвечаем целиком и полностью. Нас сейчас заставили провести за 40 тысяч пожарную сигнализацию. Я считаю, город никак особенно не пострадает, если нас освободят от арендной платы", - отметила Нина Пономарева.
В текущем году организация "Материнское право" получила президентский грант, однако на местном уровне средства получить очень сложно, заявила Нина Пономарева.
"В конце прошлого года мы впервые подавали документы на соискание местного гранта. Но больше у нас нет желания обращаться к нашим властям за грантами. Мы сдали отчет о выполненной работе 8 июля, но до сих пор не подписан акт приемки работ. Никто не обратил внимания, какая работа была сделана за 180 тысяч, которые нам дали [местные чиновники]. Ощущение, что гранты выделяются в плане "междусобойчика", широкой информации о том, что объявляется конкурс, нет. Мне с нашими властями работать очень сложно", - сказала Нина Пономарева.
"Мне понравилась идея о создании совета правозащитных организаций. Необходимо объединить руководителей ряда работающих организаций", - отметила председатель "Материнского права".
"В регионе необходима работа по координации правозащитных организаций"
Руководитель волгоградского отделения движения "За права человека" Динара Никулина заявила, что за время своей работы она "пережила 5 прокуроров, 5 председателей облсудов, 5 губернаторов".
"С каждым из них знакомилась лично, мы намечали перспективы работы. Нас вроде поддерживали, но все это осталось на бумаге. Властям невыгодна работа правозащитных организаций. Сегодня гайки настолько закручены, что защищать гражданина в суде практически невозможно", - отметила Динара Никулина.
В регионе необходим координатор правозащитных организаций, считает Динара Никулина. "Нам нужно сплотиться, а сегодня мы разрознены", - сказала правозащитница.
В Волгоградской области зарегистрировано 2,5 тысячи общественных организаций, реально работают треть из них, отметила президент Института гражданского общества, политолог Инна Прихожан.
"В последние годы было принято много законодательных актов, касающихся прав человека. Механизмы реализации законов отстают, законы работают не в полной мере", - заявила Инна Прихожан.
Инна Прихожан подчеркнула, что многие общественные организации в регионе "добиваются значительных результатов в своей работе", однако "их работа зачастую остается никем не замеченной". "Слово общественных организаций должно быть уважаемым", - считает политолог.
Инна Прихожан также обратила внимание на непрозрачность местных конкурсов на получение грантов для НКО.
"Конкурсы грантов — это и есть механизм взаимодействия с властью. Но если в этих конкурсах абсолютно неприемлемая критериальная база и закрытые конкурсные процедуры, это не приносит счастья даже в случае победы. Критерии получения грантов для общественных организаций на местном уровне не касаются самого проекта", - отметила Инна Прихожан.
"Грантовая система в Волгоградской области вызывает нарекания"
О необходимости налаживания диалога между властями и НКО заявил депутат облдумы Михаил Таранцов.
"Должен быть постоянный диалог между правозащитными организациями и первыми лицами региона. Вопросы стоят разные — выделение грантов, взаимодействие по созданию условий для существования общественных организаций, вопросы аренды, финансовой помощи", - сказал депутат.
Таранцов пообещал представителям НКО донести обсуждаемые вопросы до власти. "По итогам разговора будет встреча с председателем думского комитета, отвечающего за общественные организации, с зампредседателя облдумы, курирующего соответствующий комитет. Будем говорить о неудовлетворенности общественных организаций уровнем диалога, взаимодействия с органами власти. Считаю, что в разговоре не было перегибов. Грантовая система в области вызывает нарекания — это закрытый и непрозрачный "междусобойчик". Необходимо ставить вопросы и об аренде помещений. Средств на финансирование социально-ориентированных НКО в бюджете будущего года меньше, чем в тяжелом 2014 году", - подчеркнул депутат.
Михаил Таранцов также отметил необходимость создания в Волгограде правозащитного совета. По его словам, правозащитникам нужно включаться в работу координационного совета при уполномоченном по правам человека в регионе.
"Там заявительный принцип вхождения, эту площадку нужно использовать, чтобы озвучивать проблемы правозащитных организаций. При каждом министерстве есть общественный совет, есть общественные палаты города и области. Многие из них действуют формально, но это до тех пор, пока позволяется. Правозащитники могут продвигать туда своих кандидатов. Никакой власти не нравится, чтобы ее критиковали и контролировали, но задача правозащитников — оказывать влияние на власть", - сказал депутат.
Михаил Таранцов также высказал мнение, что "от грантов не нужно отмахиваться, нужно работать на их получение".
"Победители конкурса соцпроектов получат почти 25 млн рублей"
Конкурс социальных проектов среди социально ориентированных НКО был объявлен в регионе в сентябре, итоги подвели в конце ноября, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" представитель администрации Волгоградской области.
Каждый проект оценивался более чем по десяти параметрам. В общей сложности победители получат почти 25 млн рублей. В Министерстве территориальных образований и информационной политики Волгоградской области подписан приказ об утверждении списка победителей: каждой из НКО выделено от 80 до 497 тысяч рублей.
Наибольший грант получит общероссийская общественная организация "Ассамблея народов России" –– на проведение международного историко-культурного форума "Межнациональное боевое братство защитников Сталинграда и современность" будет направлено почти 497 тысяч рублей.
На реализацию программы Волгоградской региональной общественной организации содействия детям-инвалидам "Плавание, мобильные научные лаборатории и школы профессионального мастерства как средство профориентации и самоопределения для детей с инвалидностью, находящихся в ТСЖ" выделено 476 тысяч рублей.
Минимальная сумма гранта –– 80 тысяч рублей, они будут выделены Котовской районной организации Волгоградского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов на проект "Подвигу жить". Всего получателями субсидий стали 70 НКО, их проекты комиссия отобрала из 134 заявок, сообщил представитель администрации региона.