13:28 / 11.01.2015Сдержанная реакция мусульман Северного Кавказа на теракт в Париже объясняется усталостью от конфликтов, считают эксперты

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Мусульмане Северного Кавказа сдержанно реагируют на теракт в Париже, антиисламскую риторику и в целом на проблему публикации карикатур на пророка Мухаммада из-за усталости от конфликта в их регионе, заявили корреспонденту "Кавказского узла" ученые-исламоведы Ахмет Ярлыкапов и Алексей Малашенко.

7 января 2015 года в ходе вооруженного нападения на офис редакции сатирического журнала Charlie Ebdo в Париже были убиты 12 человек, включая двух полицейских. Занимая левые и светские позиции, журнал несколько раз публиковал карикатуры на ислам и лично пророка Мухаммада, за что подвергался критике, в том числе со стороны мусульман Азербайджана, которые провели в Баку серию акций протеста в сентябре 2012 года. При этом информация о проведении подобных акций жителями Северного Кавказа не поступала.   

Ярлыкапов: жителей Северного Кавказа больше интересуют другие проблемы

Жители Северного Кавказа и в целом России "устали от феномена терроризма", считает старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов,

"С точки зрения реакции на события во Франции, Россия очень блекло выглядит даже относительно Турции и всех остальных мусульманских регионов. Это может и не хорошо, но и с другой стороны – это показатель усталости российских граждан от террора и от самого феномена терроризма. Если для Европы это один из крупных терактов после 2011 года [теракт в Норвегии], то для России теракты являются достаточно частым явлением, особенно на Северном Кавказе. Но если люди не выходят и не заявляют об этом открыто, то кавказский сегмент Интернета очень активно выражает свое мнение в соцсетях по поводу произошедшего во Франции теракта", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Ахмет Ярлыкапов

Эксперт также полагает, что "открытый публичный протест переместился в виртуальную сферу", связав это с "разочарованностью в эффективности и результативности акций".

"Значительная часть активности ушла в сферу соцсетей, люди не спешат выражать свое мнение открытым способом", - считает эксперт.

При этом, как отметил Ахмет Ярлыкапов, жители Северного Кавказа проводят протестные мероприятия в том случае, если проблема касается их лично.  

"В том же Дагестане бывают серьезные протестные выступления, люди собираются, и на митингах открыто выражают свое мнение в реальном, публичном пространстве. Люди привыкли выходить на подобные акции, когда затрагиваются жизненно важные вопросы, к примеру, тот же земельный вопрос. И, наверное, у них нет такой необходимости выходить на протесты, когда это связано с мировыми проблемами или проблемами, связанными с мировым исламом. У кавказцев, наверное, больше других насущных проблем и больше других поводов выходить на улицы, нежели эти поводы [теракт в Париже]", - заключил Ярлыкапов.

Малашенко: на Кавказе даже радикальные мусульмане устали от конфликтов

Сдержанная реакция мусульман Северного Кавказа на карикатуры на пророка Мухаммада связана с "усталостью от двух чеченских войн", считает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.

"На Кавказе реакция на антиисламские выпады проходит мягко, поскольку регион пережил две чеченские войны, со всеми жестокостями, и даже радикальные мусульмане устали от этого. На Северном Кавказе не получиться делать то, что делает ИГИЛ с отрезанием голов на Ближнем Востоке. Потому что это будет просто меньшинство, потому что люди этого не хотят. Но люди поддерживают исламскую альтернативу, они поддерживают шариат, поскольку российские законы не работают, мы это прекрасно знаем", - сказал ученый.

Вместе с тем эксперт считает неизбежным конфликт цивилизаций, "решения для которого в настоящее время нет". "Сегодня о мусульманах судят по радикальному, экстремистскому направлению.  Если говорить честно, избегая политкорректности, — это конфликт цивилизаций. Только на острие мусульманской цивилизации более заметны даже не радикалы, а экстремисты", - сказал Алексей Малашенко.

По мнению исламоведа, тема религиозной идеологии "будет актуализироваться как в России, так и в Европе". "Европа убеждала себя, что религия – это наше прошлое. Это не прошлое, а наше настоящее и будущее, мы выхода не видим, а весь этот разговор про диалог - мы даже не знаем, с кем конкретно разговаривать. С радикалами? А кто такие радикалы? В чем разница между ними и экстремистами? Мы должны разговаривать с оппонентами, с противниками, тогда будет диалог", - отметил Малашенко.

Убийства в защиту религиозных чувств являются следствием "гипертрофии религиозного начала", также считает Малашенко, вспомнив убитого в Северной Осетии 26 мая 2011 года за антиисламский стих поэта Шамиля Джигкаева.

В убийстве Джигкаева был обвинен прихожанин владикавказской мечети Давид Мурашев, убитый в ходе КТО 31 мая 2011 года, при этом расследование убийства не проводилось, а вслед за Мурашевым последовали массовые аресты активистов владикавказской мусульманской общины по обвинению в незаконном хранении оружия и наркотиков.

Сагитов: в обществе отсутствует культура протеста на такие скандалы

Относительно мягкая реакция мусульман Северного Кавказа на карикатурный скандал обусловлена "отсутствием культуры протеста в обществе и религиозными запретами", заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" житель Дагестана Амир Сагитов.

"Многие [мусульмане] считают участие в протестных акциях запрещенным с точки зрения ислама. Однако одной из главных причин является опасение репрессий со стороны представителей власти", - считает Амир Сагитов.

Тем не менее, по его словам, мусульмане Кизляра в сентябре 2012 года провели акцию протеста в связи с выходом скандального фильма "Невинность мусульман".

"В шествии приняло участие от 800 до 1000 человек. Люди шли от соборной мечети до городского парка в Кизляре. К митингующим присоединились и прихожане других мечетей", - рассказал Амир Сагитов.

После проведения протестного мероприятия на видеохостинге YouTube  был размещен видеоролик о событии. На видео есть кадры, на которых видно, как участники акции сжигают флаги США и Франции.

Уроженец Дагестана: в Австрии заметно обострились опасения исламизации

Теракт в Париже пока не оказал существенного влияния на положение мигрантов с Северного Кавказа в Европе, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" житель Дагестана по имени Адам, получивший политическое убежище в Австрии.

Вместе с тем, по его словам, в Австрии заметно обострились "опасения исламизации, что выражается в ряде дискриминационных мер".

"Уровень исламофобии растет, были и античеченские настроения. Но это в первую очередь обусловлено участием выходцев с Северного Кавказа, проживающих в Австрии, в конфликте в Сирии. Недавно вышел новый закон, что все маленькие мечети, где прихожан не более 300 человек, будут закрывать", - рассказал уроженец Дагестана.

31 мая 2011 года суд в Дании приговорил к 12 годам тюрьмы 25-летнего гражданина России, выходца из Чечни Лорса Дукаева за изготовление и подрыв бомбы в отеле Копенгагена. Согласно версии следствия, россиянин также планировал отправить бомбу по почте в издательство газеты "Юлландс-Постен", опубликовавшей в 2006 году карикатуры на пророка Мухаммеда.

Представители диаспоры заявления относительно событий в Париже пока не делали, заметил мужчина.

"По поводу Франции реакции не было, было по поводу Сирии. Чеченцы сняли видеофильм, в котором рассказывается об их религиозной культуре, традициях, что они всю жизнь молились, но не носили черные одежды, всегда праздновали мусульманские праздники. Также чеченские спортсмены высказывали позицию с осуждением тех, кто уехал в Сирию, оправдывали это тем, что детство многих прошло на войне, у людей нарушена психика, потому некоторые принимают столь радикальные решения", - сказал проживающий в Австрии уроженец Дагестана.

Автор:Магомед Туаев, Карина Гаджиева
12.01.2015 в 10:13Принц

модератор зачем же убрали то название что я дал глава палестины и главе изряилья и короля иордании, вес этот шум разве не из за свобода слово как вы называете? пророка оскорблят можно и животным именем глав стран нельзя?((((((((((((((((((

12.01.2015 в 11:33Alan alanovskiy

Вот нормальная  реакция. Видно же лицемерие и лживые Яшарли, не имеющие под собой никаких чувств. 

12.01.2015 в 11:18Alan alanovskiy

Вот в таких ситуациях осознаешь, какие же наглые и мерзкие люди в России живут, готовые перегрызть глотки всем за  славу, пиар, и, наконец власть.    

[...], называющие себя  либералами и сторонниками либерального пути развития  РФ и  движения в сторону европейских ценностей сбрасывют с себя маси и показывают свои истинные  лица  именно в таких ситуациях.  Выходит наружу все их агрессивное рабское мышление. Эти [...] готовы призывать  к ужесточению законодательства в Европе, более того, им хватает наглости  кричать советы  об улчшении европейской политики.   Сами-то живут в болоте и желают другим такого же болота, если им не удастся вылезть из него.    

 

А реакция у жителей Северного Кавказа   - цивилизованная, толерантная.   В мире каждый день гибнут люди, в день убиства рисовальщиков в Париже в Йемене погибло 50 человек; в Мьянме от рук христианских и буддистких радикалов гибнут мусульмане,  Американцы убили сотни тысяч иракцев и афганцев;  в самом Северном Кавказе каждый день убивают гражанских активистов и настоящих ЖУРНАЛИСТОВ и не всегда они гибнут от рук террористов   ( думаю многие  по праву не считают рисовальщиков журналистами).   

Люди правильно вышли на митинг в Париже. Другой вопрос, их лозунги и мотивация выйти на улицу.  Думаю, французы мудро поступят, в отличие от россиян.   

Если бы  каждый раз, когда на Северном Кавказе убивают людей, все граднское общество Северного Кавказа также сильно реагировало на это, то регион стал бы более мирным и спокойным.   

Многие россияне и северо-кавказцы активно обсуждают этот инцидент, но если бы также обсуждали и убийства своих земляков и сограждан, то в России, возможно, было бы спокойнее и свободнее. 

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"] 

11.01.2015 в 17:19kuashi

О каком ужесточении идёт речь,если они несколько столетий живут с этим.Карикатуры,это,можно сказать,их национальное достояние.

11.01.2015 в 17:22kuashi

МудрО,но не факт.Личные червячки,так сказать.

11.01.2015 в 17:32kuashi

Третья мировая?

 

Германия. Видео после поджога редакции газеты в Гамбурге, опубликовавшей карикатуры парижской "Шарли Эбдо" youtube.com/watch?v=RRbYvB

11.01.2015 в 17:48Monro

 А почему настроения на Кавказе рассматриваются в отрыве от всей страны, это что какое то отдельное государство? Не то что на Кавказе, по всей России реакция была сдержанной не события в Париже. Во первых,  кто бы что не говорил они сами спровоцировали эту ситуацию, во вторых, антироссийские санкции и ситуация вокруг Мистралей породило в целом неприязнь в России к тем событиям которые происходят в Европе, как к позитивные так и к негативные. Люди за пару месяцев обнищали, и этот год обещает быть очень тяжелым для всей страны. Интересно, а вот почему Французские карикатуристы на холокост не делают карикатуры, ведь это всего лишь на всего безобидные шутки?

11.01.2015 в 17:29kuashi
Карикатурист Charlie Hebdo: мне тошно от новых друзей 1 час назад Поделиться Бернар Холтроп: моя нелюбовь к совещаниям спасла мне жизнь

Голландский художник Бернар Холтроп, верный острому стилю Charlie Hebdo, в котором он работает, заявил, что ему тошно от огромного количества новых друзей, внезапно появившихся у этого сатирического журнала.

Его слова цитирует голландское издание Volkskrant.

73-летний карикатурист, широко известный под псевдонимом Виллем, высмеял тех, кто после трагедии в редакции журнала стал причислять себя к его друзьям.

"У нас появилось огромное количество новых друзей, таких как папа римский, королева Елизавета и Путин. Меня это смешит", - сказал Виллем, уже долгие годы живущий в Париже и, кроме Charlie Hebdo, сотрудничающий также с газетой Liberation.

На многих из известных политиков и общественых деятелей, которые сейчас горячо поддерживают журнал, Charlie Hebdo публиковал чрезвычайно острые карикатуры и беспощадно их высмеивал.

На этот раз особенно досталось от Виллема лидеру французских националистов - главе правого "Национального фронта" Марин Ле Пен.

"Она рада, когда исламисты начинают стрелять куда ни попадя, - сказал он. - Меня тошнит от всех этих людей, которые вдруг начали говорить, что они наши друзья".

Комментируя широкую международную поддержку Charlie Hebdo, карикатурист сказал: "Они никогда не видели журнала Charlie Hebdo. Несколько лет назад тысячи людей вышли на улицы в Пакистане, протестуя против Charlie Hebdo. Они даже не знали тогда, что это такое. Сейчас все происходит наоборот. Но если люди выступают за свободу слова, то это, само собой, хорошее дело".

В среду в момент нападения на редакцию журнала Виллем был в поезде, направлявшемся в Париж.

"Я никогда не ходил на редакционные планерки, потому что я их терпеть не могу. Это, наверное, спасло мне жизнь", - сказал он в интервью газете Liberation.

Кабю многими считался лучшим карикатуристом Франции

Бернар Холтроп уверен, что Charlie Hebdo должен выходить. "Иначе это будет означать, что они победили", - сказал художник.

"Этот журнал обезглавлен, будто в Сирии ли Ираке. Впервые в мире журнал уничтожен таким образом", – говорил Виллем вскоре после трагических событий.

11.01.2015 в 16:13kuashi

Скорее молчаливое согласие,чем сдержанная реакция.

11.01.2015 в 19:31kuashi

Третья мировая,чё ли?

http://www.youtube.com/watch?v=ZR9Uj3lrCH4

 

11.01.2015 в 16:33bakanai

почему нет реакции мусульман Северного Каказа на событие в Париже? Наверное обидно, что европейцы не уважают религию других народов. Ведь мусульмане не рисуют карикатуры на святых христианской религии. Но терракты и прочие силовые методы истинные мусульмане тоже не поддерживают. Но  французской власти следовало бы ужесточить или принять меры ответственности за осквернение  религиозных убеждений иных народов. Ни в одном из мусульманских государств не было такого явления, когда выставлялась бы карикатура хритсианских святынь. 

11.01.2015 в 17:33` Rock`

,,,, личные то они личные,,, однако когда они соберутся в сообщество, то становятся уже общественным сознанием,,,, или сихозом... или депрессивным безразличием,,,, однако отрадно , что за любой из форм общественного сознания стоит так или иначе коллективизм,,,, так вот на мой взгяд общественное безразличие в данном, конкретном случае , как это ни парадоксально-есть фактор конструктивный,,, а на Ваш сен-сэй ?,,,))

11.01.2015 в 19:36statist

чётко подмеченно а над родственниками у них не принято карикатуры рисоват

 

11.01.2015 в 18:20nice.konan

Значит за две тысячи лет Газавата - не устанной борьбы за чистоту веры,  не устали, а тут изнемогли!!! А в остальном вы, пожалуй, правы!

11.01.2015 в 16:33` Rock`

,,,, а ещё возможно, что

реакция мусульман Северного Кавказа на теракт в Париже столь сдержанна не оттого , что она сдержанна усилием воли и разумом,, а просто люди совсем запутались как в догматизме религии, так и приоритетности ценностей.,, религиозных или общечеловеческих,,, или демократических деклорированных,,,а ещё больше они напуганы перспективой необходимости выбора между этими ценностями,,, так вот  kuashi -сан...
12.01.2015 в 11:36Alan alanovskiy

Отрицать холокот во Франции  считается преступлением. 

12.01.2015 в 09:19Принц

что по сеяли то и получили французы. надеюсь каждый получит такое кто будет оскорблять пророка с.а.в

12.01.2015 в 10:15Принц

животным именем называт глав стран называт нельзя?

 

12.01.2015 в 10:03Принц

тепер вопрос один всем! КРОВЬ МУСУЛЬМАНИНА ТАК ДЕШЕВО ЦЕНИТСЯ?

12.01.2015 в 09:57Принц

а что касаеться права чловека 16 ребенка из беженцев умерло из сири от холода и мороза в паладках и продолжают умират я молчу о умерших взрослых, ((.

12.01.2015 в 11:36Alan alanovskiy

Думаю, потому что  на Кавказе живут в основном люди исповедующие Ислам и сайт, насколько  я понимаю, освещает события на Кавказе.   

Насчет санкций и мистралей, где-то читал мысль, что теракт в Париже месть Рооссии за  не отданные мистрали. 

12.01.2015 в 11:29Alan alanovskiy

Тут еще вопрос редакционной этики. Эти люди, раотавшие там были настолько омерзительны, что все человеческие ценности и предметы гордости они подвергали издеваниям и появление провокационной карикатуры на мусульманских деятелей увеличивало продаваемость их журнала, соответственно старались напечатать то, от чего можно заработать хорошо.  

Да и еще, несколько лет назад, оттуда же был уволен рисовальщик, нарисовавший сына тогдашнего президента Саркози. 

12.01.2015 в 15:28Alan alanovskiy

Согласен. В любом случае нужно оставаться человеком и придерживаться общечеловеческих ценностей.  Делить людей в таких ситуациях по религиозным и национальным признакам выгодно только тем, кому выгодны конфликты и  соперничество народов.  

12.01.2015 в 11:54Monro

Мусульманская кровь, христианская кровь, буддийская кровь, кровь христианских младенцев, кровь белого человека… все это одна кровь, человеческая. Любая религиозная концепция отвергающая человечность, является лже-концепцией. Мы все одна большая человеческая семья,  обитающая на планете земля, которая в свою очередь является часть солнечной системы, которая в свою очередь является частью гигантской галактики которая называется млечный путь, которая в свою очередь является песчинкой затерянной где то в безбрежном пространстве бесконечного космоса…

13.01.2015 в 23:09Mohmad

у Малошенко желтуха?

12.01.2015 в 10:04Принц

а за ошибки писменные прошу прошение не грамотный.

12.01.2015 в 09:55Принц

террорист бащар асад собака и сын собаки убил 2100 сирийцев в тюрьмах в прошлом году их тоже будут эти главы государства на этом съезде упоминат? врядли.

12.01.2015 в 09:37Принц

[...] палестина аббас ходит с натиняху вместе с [...] франции в марше. эта аббас читающий себя главой палестины чего то не вышел демонстрируя протест того что каждый день в палестине убивают мусульман, во францие убиты меньше 20 человек весь мир в шоке, а в Афганистане за 13 лет убиты 3,6 миллион мусульман эта почему то не вызвало такой нок у мирового общества и и мусульман в том числе точнее так называемые мусульмане. по данным США за последние несколько лет с помощью франции в ираке были убиты 1,2 миллион мусульман но эта не волнует мировое сообщество почему то так как волновало их убийство несколько человек во францие.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

12.01.2015 в 09:46Принц

знак протеста вышли в францие 2,5 миллион человек во главе 50 глав и лидеров разных стран, какой позор митинговат из за нескольких убитых человек когда в сирие уже 3 года идет война убивая и бомбят мирных люде женшин и детей в основном, в газе в палестине 2000 человек убиты большинство женшины и дети почему то никто не двигался с место и слово не сказал а за несколько человек вес мир встает, а [...] глава израиля натиняху и глава палестины [...] абас и [...] король иордании ходят вместе на этом марше а как же те 2255 палестинцев которые были убиты по приказу натиняху будь он проклят до судного дня, в париже натиняху участвует в конференцие против террора который сам же убил 15 журналистов в газе в 2014 году,

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

12.01.2015 в 10:02Принц

а то что бомбят с самолетов американских и француских самолетов в сирие и в сумали и других мусульманских странах эта для всего мира в порядке вешей, а то что в египте генерал сделал переворот свергнув избранного президента народом а тех кто выступил протестом наглым образом истрибили даже полный мечет во время намаза утренего эта не террор? к примеру путин как они говорят законный президент народом избранный вот представте какой то генерал начнет его свергнут что будет по вашему? вес мир придет в его зашиту говоря террор все такое, типа законный президент.

12.01.2015 в 09:53Принц

еврейскому писателью Рон  Мигер или мифер или как там его фамилия? ему тошно от того что во францие на этом походе участвовал натиняху и говорит что натиняху самый большой террорист, убийство нескольких человек во францие терроризм без предела, а убийство не несколько человек а целый народ в сирие эта дозволено и допутимо, терроризм что делиться на халял и харам, дозволенным и запретным?