ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На процессе по делу о теракте в доме шейха Саид-афанди Чиркейского свою вину отказался признать подсудимый Магомедали Амирханов. Подсудимый Шихмирза Лабазанов отрицал свою причастность к теракту, при этом признавшись в пособничестве.
Как сообщал "Кавказский узел", жители Дагестана Шихмирза Лабазанов, Магомедали Амирханов и Магомед Гаджиев обвиняются в подготовке Аминат Сапрыкиной, совершившей подрыв в доме шейха, по статье "Терроризм", а также в бандитизме и незаконном обороте оружия. Четвертому подсудимому Ахмеду Исрапилову инкриминируют бандитизм, оборот оружия, похищение человека с целью выкупа. Лабазанов свою вину признает частично, остальные отказываются признавать себя виновными.
28 августа 2012 года в доме суфийского шейха Саида Ацаева (Чиркейского) в селе Чиркей Буйнакского района Дагестана произошел взрыв. Бомбу привела в действие смертница, которая, по данным МВД, проникла в дом афанди под видом паломницы. В результате погибли восемь человек: шейх Саид Чиркейский, шесть человек, находившиеся поблизости, и сама смертница. В декабре 2012 года были задержаны трое предполагаемых организаторов теракта - жители Дагестана Шихмирза Лабазанов, Магомедали Амирханов и Магомед Гаджиев. Позже правоохранители задержали еще одного подозреваемого Ахмеда Исрапилова.
Амирханов: после задержания меня пытали током
В ходе прошедшего 4 февраля заседания суда по делу о теракте в доме шейха Саид-афанди Чиркейского первым был допрошен Магомедали Амирханов.
"Меня обвиняют в теракте, хотя я не имею никакого к нему отношения. 28 августа 2012 года подсудимый Лабазанов попросил меня поехать вместе с ним в Махачкалу. Я сел в его автомобиль, и мы поехали. Только проехав половину пути, я увидел, что с нами едет девушка. Я подумал, что это его родственница и не стал ничего про нее расспрашивать, так как у нас не принято это. Не доезжая до Кизилюрта, мы остановились у магазина, я зашел в него и через окно магазина увидел, что из машины вышла та самая девушка", - заявил суду Магомедали Амирханов.
По его словам, он не знал о том, куда направилась вышедшая из машины девушка. Далее подсудимый сообщил, что вместе с Лабазановым он поехал в сторону Махачкалы. Не доехав 30 километров до города, Лабазанов развернул машину и поехал в обратную сторону, заявил подсудимый.
"Лабазанов объяснил, что не взял с собой документы на машину, а также что потерял задние номера машины, и поэтому не хочет натолкнуться на полицейских", - сказал Магомедали Амирханов.
Как отметил Магомедали Амирханов, правоохранители задержали его утром 8 декабря 2012 года.
"Кто были эти люди, я не знаю, они были в масках. Они надели пакет на мою голову и отвезли, как я догадался, в Махачкалу. Там меня стали пытать током. Спрашивали сначала про какие-то забастовки, убийства незнакомых мне людей. А потом заставили написать явку с повинной, якобы я участвовал в подготовке к теракту. Затем меня увезли в Москву", - рассказал Магомедали Амирханов.
Представитель гособвинения задал Амирханову вопрос, знаком ли он был с Магомедом Сулеймановым (непосредственной организацией подрыва, по данным Национального антитеррористического комитета, занимался уроженец села Гимры Унцукульского района Дагестана, "кадий" (религиозный лидер) всего дагестанского подполья Магомед Сулейманов. - Прим. "Кавказского узла").
"Да, мы учились в параллельных классах. Но после школы связь не поддерживали", - сказал подсудимый.
Магомедали Амирханов сообщил суду, что у него в доме находилось охотничье ружье, на которое имелось разрешение. Также он отметил, что обращался с жалобой на пытки и "даже прошел медицинское освидетельствование в санчасти в Москве".
Лабазанов: с юридической точки зрения я был пособником
Следующим в ходе заседания суда был допрошен подсудимый Шихмирза Лабазанов, который опроверг свою причастность к похищению заместителя генерального директора ОАО "Сулакский гидрокаскад" Владимира Редькина.
Вместе с тем подсудимый признался, что он "занимался координаций действий при похищении московского бизнесмена Юрия Сурлевича" (предприниматель был похищен в Московской области в январе 2012 года, но сумел сбежать от похитителей. - Прим. "Кавказского узла").
Что касается теракта, то Лабазанов признался, что он "состоял в банде Сулейманова и знал, что везет девушку, которая числится в розыске". При этом, по его словам, он не знал, что девушка "едет взрываться в доме шейха".
На вопрос адвоката, по какой причине он давал признательные показания в ходе предварительного следствия, подсудимый ответил, что на него оказывалось психологическое давление.
"На меня оказывалось психологическое давление, угрожали расправой родственникам. Еще применяли пытки, только не электричеством, а просто избивали. Медосвидетельствование не проходил", - сказал подсудимый.
После вопроса прокурора о Магомеде Сулейманове подсудимый Лабазанов отказался отвечать на вопросы стороны обвинения. При этом подсудимый согласился ответить на вопрос судьи о том, чем он занимался в группе Сулейманова.
"Если говорить с юридической точки зрения — я был пособником. Помогал им с машинами, отвозил и привозил участников группы", - сказал Лабазанов, отметив, что делал это "не для совершения теракта".
После завершения допрос, прокурор ходатайствовал об оглашении показаний, данных подсудимым в ходе предварительного следствия.
Председательствующий объявил перерыв на два часа, но продолжение процесса не состоялось из-за неявки адвоката Мурада Магомедова. В итоге судья перенес процесс на 18 февраля.
4 февраля был избит адвокат Мурад Магомедов, сотрудничающий с ПЦ "Мемориал" и защищающий одного из подсудимых на процессе по делу о взрыве, в результате которого погиб религиозный деятель Саид афанди Чиркейский и еще шесть человек. На адвоката напали несколько человек у здания Верховного суда Дагестана в Махачкале.
О поступивших угрозах 4 февраля рассказал Нурмагомед Магомедов, второй адвокат подсудимого по делу о теракте Магомедали Амирханова. Адвокат Мурад Магомедов связал свое избиение с защитой прав подсудимого Амирханова, заявил знакомый адвоката.