15:01 / 20.02.2015Следствие обвиняет адвокатов Богатенковой в затягивании сроков предварительного расследования

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Председатель ставропольского комитета солдатских матерей "Матери Прикумья" Людмила Богатенкова и ее адвокаты не приступили к ознакомлению с материалами уголовного дела, возбужденного в отношении правозащитницы. При этом следствие обвиняет адвокатов в попытке затягивания сроков предварительного расследования.

Как сообщал "Кавказский узел", 74-летняя председатель ставропольского комитета солдатских матерей "Матери Прикумья" Людмила Богатенкова, проживающая в Буденновске, обвиняется в мошенничестве, но полностью отрицает свою вину и связывает преследование со своей профессиональной деятельностью. Адвокаты заявляли о множестве нарушений со стороны следствия, в том числе о попытке направить обвинительное заключение на утверждение до завершения процессуальных действий по делу. 9 февраля следователи сообщили об окончании предварительного следствия по делу и пригласили правозащитницу для ознакомления с его материалами.

Богатенкова расследовала обстоятельства гибели российских военнослужащих во время боевых действий на Украинев июле-августе 2014 года. По итогам она передала в президентский Совет по правам человека сведения о девяти российских военнослужащих, объявленных погибшими в Ростовской области. Материалы о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов юга России и стран Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Эхо Украины на Кавказе".

Богатенкова подала жалобу в прокуратуру на действия следователя

С материалами дела Людмила Богатенкова еще не ознакомлена. Она сообщила, что 13 февраля она должна была прибыть к следователю, но по состоянию здоровья сделать этого не смогла и предоставила справку и ходатайство.

"Того же дня около 19.30 следователь явился ко мне домой и заявил, что выписывает мне повестку на 14 февраля. На мое недоумение, каким образом я в таком состоянии могу прийти в отдел для ознакомления с делом, он ответил, чтобы я несла еще одну справку", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Людмила Богатенкова.

Следствие настаивает на том, что я действовала от имени Комитета "Матери Прикумья", упор делается именно на это, им мешает наша деятельность

Правозащитница продолжает утверждать, что ее уголовное преследование имеет цель прекращение деятельности возглавляемой ею организации. "Следствие настаивает на том, что я действовала от имени Комитета "Матери Прикумья", упор делается именно на это, им мешает наша деятельность", - сказала она.

Само обвинение в окончательном виде было предъявлено Богатенковой 9 февраля следователем СО ОМВД по Буденновску лейтенантом полиции Николичем.

"Мне было предъявлено обвинение по двум статьям - ч.2 ст.159 (мошенничество, совершенное группой лиц, — прим. "Кавказского узла") и ч.3 ст.159 (мошенничество с использованием служебного положения, — прим. "Кавказского узла"). В основу обвинения легли два эпизода", - сообщила Богатенкова.

В первом эпизоде, как отмечает она, следствие утверждает, что в ноябре 2011 года гражданка Л.Дубровина просила правозащитницу представлять ее мужа в суде.

"На ее имя была выписана квитанция по оплате услуг адвокатов и моих. Дубровина 3 декабря 2011 года передала мне доверенность на представление ее мужа во всех судебных инстанциях. Также 3 декабря 2011 года с Дубровиной был заключен письменный договор об оплате всех услуг в период работы по делу ее мужа. Никаких финансовых документов с гражданином Юрием Дубровиным ни я, ни адвокаты не заключали, договоров на оказание правовых услуг с Дубровиным не заключалось. На каком основании он написал заявление и был признан потерпевшим, неизвестно", - рассказала Богатенкова.

Правозащитница утверждает, что следователь "очень торопится направить дело в суд, при этом следствие должным образом не проведено".

"Не опрошен ни один свидетель с моей стороны, безосновательно отказано в проведение проверки на полиграфе, исчез потерпевший Дубровин Ю.В., на все наши заявления провести очную ставку с потерпевшим получали ответ: "Мне что, его во всесоюзный розыск подавать?" Где находятся документы по делу Дубровина, выданные мною в период обыска в кабинете, неизвестно, так как протокола обыска от 17 октября 2014 года в кабинете и в моей квартире у меня до сегодняшнего дня нет. Следователь упорно вменяет мне статью "с использованием служебного положения", хотя Дубровин не являлся военнослужащим, и для участия в судебных разбирательствах по его делу я была частным представителем по доверенности, заверенной нотариусом, а не Комитетом солдатских матерей", - отметила Богатенкова.

Второй эпизод мошенничества, вменяемый Богатенковой, касается того, что, по словам правозащитницы, некая гражданка Харебина заявляет, что деньги главе "Матерей Прикумья" она занимала как частному лицу якобы под аренду помещения.

"Заявление от Дубровина Юрия Владимировича - это прямой оговор", - заявляет Богатенкова, отмечая, что обвинения в ее адрес появились после опубликования ею списков погибших и раненых военнослужащих на Украине.

Со слов Богатенковой, 16 февраля она подала жалобу в Буденновскую межрайонную прокуратуру на действия следователя. "Копию жалобы я направила также в Следственный комитет на превышение полномочий следователем и то, что, несмотря на мое состояние здоровья, он настаивает на моей явке в следственный отдел для ознакомления с делом", - сообщила правозащитница.

Также она отметила, что 16 февраля в Буденновск прибыли член президентского Совета по правам человека Сергей Кривенко, руководитель Комитета "Солдатских матерей" Элла Полякова и журналист "Новой газеты", которые попытались 17 февраля встретиться с руководителем следственного отдела для обсуждения сложившейся ситуации, однако встреча не состоялась. "В следственном отделе никого не было, после чего они отправились в прокуратуру. Несколько дней следователь меня не тревожит", - отметила Богатенкова.

Сведения, изложенные в жалобе следователя на ее адвокатов, правозащитница считает недостоверными. "Это безосновательные и абсурдные обвинения, единственной целью которых является оказание давления на мою защиту. На очной ставке нам не давали возможность задать ни один вопрос в то время, когда так называемым потерпевшим он подсказывал, что говорить. На наши возмущения следователь не реагировал", - рассказала Людмила Богатенкова, пояснив, что именно это стало причиной отвода следователю, а не попытка затянуть предварительное следствие.

Сабинин: жалобы на действия адвокатов связаны с попыткой следствия передать дело в суд без проведения всех процессуальных действий

О том, что с материалами дела защита Богатенковой не ознакомлена из-за ее болезни, сообщил и адвокат правозащитницы, представитель ассоциации "Агора" Андрей Сабинин.

Несмотря на состояние здоровья Богатенковой, следствие оказывает на нее давление и вопреки рекомендациям врачей заставляет являться на следственные действия при плохом самочувствии

"С делом мы до настоящего момента не ознакомилась в связи с болезнью обвиняемой и другими причинами. Несмотря на состояние здоровья Богатенковой, следствие оказывает на нее давление и вопреки рекомендациям врачей заставляет являться на следственные действия при плохом самочувствии. Кроме того, следователь подал на нас еще и жалобу в адвокатскую палату, и мы считаем, что это попытка дискредитировать адвокатов", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Андрей Сабинин.

В документе, направленном в адвокатскую палату, по его словам, содержатся недостоверные сведения об оказании адвокатами Сабининым и Зубенко юридической помощи Богатенковой.

"Ложью является утверждение о неоказании этой помощи и неучастии в следственных действиях, а также неявке на них. Уведомления намеренно отправляются с истекшим сроком. Кроме того, следователь неоднократно пытался склонить Богатенкову к отказу от действующих адвокатов", - прокомментировал ситуацию адвокат.

Он отметил, что палата будет рассматривать жалобу в ближайшее время. "Если жалоба поступила, то она должна быть обязательно рассмотрена. Мы на нее ответим, аргументы следователя не выдерживают никакой критики. Мы вместе с нашей подзащитной не отказывались от следственных действий с участием следователя Николича, но дважды в ходе очных ставок заявили ему отвод, потому что сочли его действия, нарушающими принцип состязательности сторон и направленными исключительно на формирование обвинительного уклона при осуществлении предварительного следствия", - подчеркнул Сабинин.

Он также считает, что следователь пошел на явное превышение своих полномочий, предъявив Богатенковой обвинение в отсутствие основной очной ставки с потерпевшим Дубровиным.

"Заявленный отвод означает то, что дальнейшие следственные действия невозможны без разрешения начальником следственного органа соответствующего ходатайства по существу. Следователь же не нашел иного решения, как отдать указание в дежурную часть о фактически принудительном удержании адвокатов на территории отдела полиции, пока срочно печатал постановление об отказе в удовлетворении ходатайства об отводе. Нас вместе с Богатенковой продержали в отделе полиции, не выпуская за территорию, около 20 минут, и только когда нашей подзащитной пришлось вызвать "скорую" — мы покинули отдел полиции", - заключил Сабинин.

Следствие: защита Богатенковой затягивает предварительное следствие

В ходе предварительного следствия был установлен ряд нарушений уголовно-процессуального законодательства, закона "Об адвокатской деятельности", а также Кодекса профессиональной этики адвокатами Андреем Сабининым и Виталием Зубенко, говорится в обращении следователя Николича И.Н. на имя президента адвокатской палаты Ставропольского края Ольги Руденко, датированном 2 февраля.

В частности, Николич посчитал нарушенными права обвиняемой и потерпевших на основании неоднократно заявленного адвокатами отвода следователю, как должностному лицу, осуществляющему предварительное следствие, а в последующем и вовсе отказавшихся от проведения процессуальных действий с его участиемм по получению ответа на заявление об отводе.

вследствие действий адвокатов... была допущена волокита, которая повлекла к затягиванию сроков предварительного следствия, чем были нарушены права потерпевших, так и права обвиняемой

"Кроме того, адвокат Зубенко В.Г. и адвокат Сабинин А.В. неоднократно не являлись на запланированные следственные действия... Считаю, что вследствие действий адвокатов... была допущена волокита, которая повлекла к затягиванию сроков предварительного следствия, чем были нарушены права потерпевших, так и права обвиняемой", - говорится в жалобе.

Следствие просит принять в отношении адвокатов меры воздействия.

В адвокатской палате Ставропольского края отвечать на вопросы корреспондента "Кавказского узла" о том, поступила ли соответствующая жалоба на рассмотрение, и о принятых в соответствии с ней решениях, не стали, мотивировав это тем, что "ответы на устные запросы они не предоставляют".

"Кавказский узел" не располагает в настоящее время комментариями от представителей СПЧ относительно встречи с сотрудниками следственных органов и прокуратуры, а также представителей следствия и признанных потерпевшими по делу Богатенковой относительно ее заявлений и заявлений Сабинина по обстоятельствам дела и ходу его расследования.

Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", собраны на тематической странице "Преследование активистов".

Автор:Магомед Туаев
14.04.2015 в 16:34Ростов

Вся суть обвинения сводится: 1. По первому эпизоду- Богатенкова взяла оплату с жены Дубровина, а не с него самого. С ним не заключила договор,  и не представила ему расписку о получении денежных средств. И не понятно, как жена Дубровина могла передать доверенность на представление ее мужа в суде? Доверенность выдается нотариусом только от самого физического лица, который представляет на основании этой доверенности конктеного, указанного в ней человека. Все остальные процкссуальные действия это доказывание. По второму эпизоду так и ничего не понятно из текста. В связи с чем было предъявлено обвинение.

Но, полагаю в связи с амнистией к 70-летию Победы, дело прекратят.