Иконописца Романа Илюшкина многие называют чудаком. У него нет своего дома, бывают времена, когда художнику приходится питаться в монастырских кухнях. Но при этом ему удается то, что не по силам другим: он общается с ведущими политиками, рисует бесценные иконы и привозит в воюющую Чечню кукольный театр.
"Спас нерукотворный"
Своему мастерству Роман учился в Московской Школе иконописи. Первой его серьезной работой стал образ "Спаса нерукотворного". Узнав о том, что рисует художник, игумен освободил его от других занятий. А чуть позже талантливому ученику поступил заказ из патриархии написать для храма Христа Спасителя образ Александра Невского.
Знакомые и родные недоумевали: откуда у Романа тяга к иконописи? Дед воевал, брат-офицер. В самый раз продолжать династию. А он вместо автомата выбрал кисть и до глубины души ненавидит войну!
Настоящим потрясением для художника стало известие о натовских бомбежках Белграда. В знак солидарности Илюшкин решил подарить сербскому народу икону Царя Николая II, которую он написал, вернувшись домой в Волгоград. Стал ломать голову, как везти. И здесь с ним произошло то, что сам иконописец называет "божьим провидением". Узнав о намерениях земляка, один из волгоградских предпринимателей купил Илюшкину билет до Москвы. Однако на этом "чудеса" не закончились. Прослышав о подарке, который художник везет в Белград, представители одной из сербских авиакомпаний сами заплатили за его перелет!
Спас, но рукотворный
Добившись аудиенции у патриарха Сербского Павла, Илюшкин лично передал ему икону. Она так потрясла священника, что на прощанье старец благословил живописца на написание еще одного "Спаса нерукотворного". Теперь уже для крупнейшего сербского собора Святого Саввы.
Средства на благое депо собирали всем миром. На материалы: краски, сусальное золото, доску требовалось несколько сотен долларов. Часть необходимой суммы пожертвовали прихожане Белградской русской церкви, другую выделили торговое представительство и военный атташе России. Однако "Спаса" Илюшкин так и не закончил. В его голове созрел новый, еще более удивительный, проект - он решил отвезти на отдых в Россию сто сербских детей. Для этого он возвращается в Москву, добивается аудиенции у Валентины Матвиенко и убеждает правительство профинансировать мероприятие.
"Спаса нерукотворного" Роман закончил осенью 1999 года. Икону освятили у могилы русских солдат, которые погибли на полях Сербии в годы Первой мировой войны.
После той памятной для Романа службы к нему обратились несколько пожилых сербов:
- Наше Косово - ваша Чечня. Чтобы Россия стала сильной, надо, чтобы на ее территории не было войны.
В тот момент Ипюшкин понял, куда он направится по возвращении в Россию!
Будущее нельзя ненавидеть
Вернувшись домой, неутомимый иконописец организовал общественный комитет "Мир в Чечне". Сам не имея за душой ни гроша, он решил помочь пострадавшим жителям Чечни. По крупицам собранные восемь тонн гуманитарного груза Илюшкин повез на Кавказ - мука, учебники, конфеты и даже рисунки юных волгоградцев.
В отдаленный Итум-Капинский район Роман добирался с пограничниками. Они же помогли ему развезти гуманитарку по местным школам, где прямо на обгоревших стенах он устраивал выставки, вывешивая альбомные листки.
Чеченские дети, родившиеся между двумя войнами, совершенно не знали русского, но слова бородатого художника, как ни странно, понимали. Однажды в одной из школ директор отозвал Романа в сторону и сказал: "Вы за сорок минут сделали больше, чем я за год каждодневной работы"...
Везде, где бывал, Илюшкин собирал рисунки юных чеченцев. Он просил их рисовать МИР, но на большинстве альбомных листочков была ВОЙНА...
Собранные работы первыми увидели депутаты Государственной Думы РФ. Затем экспозиция побывала во многих выставочных запах Москвы, Санкт-Петербурга и Волгограда. Вскоре Роман Илюшкин собирается привезти выставку в Ставрополь. А еще он мечтает о том, что откроет в Чечне свою художественную школу. Ведь он твердо уверен: "Тот, кто хоть раз взял в руки кисть, уже никогда не поменяет ее на автомат!".
Р.S. Как-то раз в Чечне один из военных сказал художнику: "Что ты возишься с этими волчатами? Их надо убивать!" На что тот ответил: "Чечня - это Россия. А эти дети - ее будущее, и его нельзя ненавидеть!"
Опубликовано 28 августа 2002 года.