ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Апелляционный суд в Нагорном Карабахе 10 марта намерен обнародовать решение по жалобе на приговор суда первой инстанции гражданам Азербайджана Шахбазу Гулиеву и Дильхаму Аскерову, осужденным по обвинению в убийстве и шпионаже.
"Кавказский узел" сообщал ранее, что 29 декабря 2014 года суд в Степанакерте приговорил Дильхама Аскерова к пожизненному заключению, а Шахбаза Гулиева – к 22 годам лишения свободы. Они обвинялись в незаконном пересечении границы Нагорного Карабаха, шпионаже, хранении боеприпасов, похищении и убийстве подростка, убийстве офицера армянской армии и краже. (Уточнение "Кавказского узла" от 12.25 мск 09.11.2020: Шахбазу Гулиеву было предъявлено обвинение в убийстве, но суд признал его виновным лишь в незаконном пересечении границы Нагорного Карабаха, шпионаже, хранении оружия и боеприпасов, участии в ограблении и в похищении несовершеннолетнего.) Подсудимые отвергали обвинения в убийстве и шпионаже, частично признав вину по другим эпизодам. 29 января защита подала апелляционную жалобу на приговор суда, которая была принята в производство. Слушание по жалобе было назначено на 26 февраля.
Власти Азербайджана считают Гулиева и Аскерова заложниками, а суд над ними называют неправомерным. Азербайджанские адвокаты направили в Европейский суд по правам человека жалобу о нарушении прав Гулиева и Аскерова. По мнению нагорнокарабахских политиков и юристов, жалоба азербайджанских юристов в ЕСПЧ является попыткой привлечь внимание к этому делу, а ответчиком по заявлению в Евросуд должен выступать Нагорный Карабах, а не Армения.
В начале заседания под председательством судьи Норайра Григоряна Шахбаз Гулиев и Дильхам Аскеров сообщили, что прописаны в Азербайджане, и подтвердили, что являются гражданами этой страны. По поводу состава суда стороны не предъявили протеста или жалоб. После чего апелляционный суд приступил к рассмотрению дела, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
"Я пришел сюда за золотом и никого не убивал"
Защита выдвинула жалобу в связи с несогласием с приговором суда первой инстанции, заявил адвокат Гулиева Аркадий Исраелян.
"Мой подзащитный не признает себя виновным по всем пунктам обвинения (шпионаж, диверсия, похищение человека, кража, хранение оружия и боеприпасов). Что касается незаконного пересечения границы, то Гулиев утверждает, что он не знал, что совершает незаконное действие", - зачитал жалобу Исраелян.
О том, что полностью согласен с формулировкой своего адвоката, и что никогда не знал, где находится Карабах, а пришел сюда за золотом, заявил в свою очередь Шахбаз Гулиев. Он также повторил, что не похищал и не участвовал в убийстве Смбата Цаканяна, и попросил суд пересмотреть приговор суда первой инстанции в Степанакерте, назначив справедливое решение.
"Оружие нам дал Гасанов и заверил, что когда золото найдем, то оружие выбросим", - пояснил Гулиев.
"Я проводил фотосъемку по собственной инициативе, а не по заданию спецслужб"
Дильхам Аскеров не признает себя виновным в похищении и убийстве несовершеннолетнего, краже частного имущества. А относительно шпионажа на территории Нагорного Карабаха, Аскеров признает свою вину частично, заявил адвокат Дильхама Аскерова Эрик Бегларян.
Адвокат напомнил, что Аскеров заявил, что похитил и убил несовершеннолетнего мальчика Гасан Гасанов, также совершивший кражу имущества, документов (Гасан Гасанов при задержании оказал вооруженное сопротивление и был убит. - Прим. "Кавказского узла").
"Я согласен с жалобой, предоставленной адвокатом", - сказал суду Дильхам Аскеров.
Он также уточнил по поводу шпионажа, что "действительно проводил съемку на территории Кальбаджара (Карвачар), так как думал, что проводит съемки не по заданию азербайджанских спецслужб, а по собственной инициативе".
"Гасан Гасанов меня использовал. Во время перехода на территорию Нагорного Карабаха я был болен, с высоким давлением и пережитым инфарктом, и Гасан Гасанов использовал это состояние. Он дал мне много таблеток. Я был всегда в лежачем состоянии, под воздействием таблеток. Я после понял, что он работает на спецслужбы. А во время следствия Гулиев дал против меня показания потому, что его так научили", - пояснил Аскеров.
Аскеров заявил суду, что "во время следствия выражал неудовольствие по поводу того, что во время карабахской войны, азербайджанские власти отправили в Кальбаджар (Карвачар) не военных, а разбойников, которые разрушили и ограбили Кальбаджар". "Однако следователь не зафиксировал эти мои слова на бумаге", - пояснил он.
По словам Аскерова, несовершеннолетнего Смбата Цаканяна "убил Гасан Гасанов". "Показания Гулиева о том, что мальчика убил я, не соответствуют действительности. Просто Гулиева научили, чтобы он дал против меня показания", - пояснил осужденный.
Подсудимый Аскеров заявил суду, что "требует справедливого приговора и не согласен на пожизненное". "Уж лучше меня расстреляют", - подчеркнул он.
"Вина подсудимых доказана судом первой инстанции"
Следствием и экспертизой установлено, что пуля в теле убитого Цаканяна принадлежит автомату Дильхама Аскерова, заявил в свою очередь прокурор Карен Габрелян.
"Автомат был у Аскерова при задержании", - уточнил прокурор, добавив, что "также у Аскерова нашли деньги и вещи, принадлежащие несовершеннолетнему Цаканяну".
Прокурор также отметил, что в ходе разбирательства в суде первой инстанции были представлены все материалы и доказательства, доказывающие вину Аскерова и Гулиева.
О том, что полностью согласен с приговором суда первой инстанции в Степанакерте и не согласен, что в апелляционный суд подана жалоба, заявил в свою очередь отец убитого Смбата Цаканяна Мисак Цаканян.
Решение апелляционного суда Нагорного Карабаха по делу Дильхама Аскерова и Шахбаза Гулиева будет обнародовано 10 марта, сообщает корреспондент "Кавказского узла".