ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Эффективная работа пробационной службы приведет к сокращению числа заключенных и арестованных в Армении, однако для создания такой службы необходимо решить ряд правовых, организационных и кадровых вопросов, заявили на пресс-конференции в Ереване эксперты.
«Кавказский узел» писал, что в июле 2013 года в Армении началась работа по созданию пробационной службы. Целью программы «Уменьшение числа наказаний, связанных с лишением свободы в соответствии с европейскими стандартами» было названо приравнивание тюремной системы Армении к Европейским пенитенциарным правилам, а также другим рекомендациям Совета Европы, в частности, пробационному режиму, конвенции по предотвращению пыток и к прецедентам ЕСЧП.
Пресс-конференция, посвященная вопросам создания пробационной службы, прошла в Ереване 13 марта, передает корреспондент "Кавказского узла".
Для внедрения пробационной службы необходимо изменить Уголовно-процессуальный кодекс, считает начальник департамента альтернативного наказания уголовно-исправительного управления министерства юстиции Армении, подполковник юстиции Левон Аветисян.
На пресс-конференции он отметил, что у судей должна быть возможность выбирать мерой пресечения не только арест или залог, но и, например, домашний арест. «Необходимо изменить подход, и лиц, совершивших преступления средней тяжести, направлять не в исправительное учреждение, а в пробационную службу», – заявил Аветисян.
По его словам, для работы в пробационной службе необходимы разнопрофильные специалисты – юристы, психологи, социологи.
«Нужны высококвалифицированные специалисты, учитывая всю сложность и специфику работы с лицами, переступившими закон», – заявил Аветисян, добавив, что решить проблему кадров поможет разработанная Европейским союзом программа технического содействия уголовно-исправительных учреждений и внедрение пробационной службы.
Эксперт по юридическим вопросам НПО «Защита прав без границ» Асмик Арутюнян заявила на пресс-конференции, что сокращение числа заключенных в пенитенциарной системе Армении – важная задача, требующая срочного решения.
«Эффективная работа пробационной службы приведет к сокращению числа заключенных и арестованных», – отметила она.
В концепции внедрения пробационной службы, по словам Арутюнян, есть определенные риски, которые надо учесть еще на этапе обсуждений.
По ее мнению, пробационная служба должна представлять суду заключение, связанное с характеристикой подозреваемого – о составе семьи, его специальности и месте работы. На основании этого заключения суд принимал бы решение о мере пресечения.
«В концепции же говорится, что суд может потребовать представить данное заключение. Выходит, что если суд не потребует, или, если даже потребует представить заключение, на практике все останется так же, как было до создания пробационной службы», – заявила эксперт.
Как отметила Арутюнян, пробационная служба должна также заниматься вопросами реабилитации заключенных.
Суды в Армении слишком часто избирают в качестве меры пресечения содержание под стражей, хотя УПК предусматривает альтернативные меры пресечения, отметил директор НПО «Институт гражданского общества» Арман Даниелян.
По его мнению, это связано с тем, что суд принимает решение на основании ходатайства прокурора о взятии под стражу, не учитывая доводы стороны защиты.
«Пробационная служба предоставит информацию, в которой оценит все риски, связанные с возможным скрытием от следствия или побегом подозреваемого. Согласно этой информации судья примет решение, заключать под стражу или нет», – отметил Даниелян.
Он также отметил, что аналогичная ситуация сложилась с условно-досрочным освобождением, механизм которого в Армении не работает, так как никто не оценивает риски, связанные с поведением заключенного после освобождения.
«Пробационная служба проводит оценку, изучает риски и представляет суду заключение, в котором отмечает, что риск низкий и заключенного можно освободить по УДО. Или же риск средний, но пробационная служба гарантирует сведение риска к минимуму, если заключенного выпустят досрочно на свободу», – пояснил Даниелян.
По его мнению, внедрение пробационной службы потребует привлечения высококлассных специалистов, взаимодействия с партнерскими организациями и реализации реабилитационных программ для заключенных.
Руководитель НПО также призвал министерство юстиции и общественные организации способствовать пилотной программе пробационной службы.
«Если пилотная программа не покажет свою эффективность, есть опасение, что сама служба не будет внедрена», – резюмировал Даниелян.
Председатель общественной организации «Социальное правосудие» Аршак Гаспарян заявил на пресс-конференции, что пробационная служба должна позаботиться, чтобы не представляющие опасности для общества, но совершившие преступление лица не оказались в тюрьме.
Он считает, что процесс внедрения пробационной службы затягивается, и для решительных шагов в этом направлении «необходимо проявить политическую волю».
«Цель внедрения – придать уголовному правосудию, особенно, в части наказаний, новое качество. Наличие пробационной службы позволит преобразовать не только судебную и следственную системы, но и саму пенитенциарную систему», – отметил Гаспарян.
По его мнению, специалисты пробационной службы – криминалисты, социологи – в отличие от юристов и правоведов, представят характеристику совершившему преступление лицу, а не совершенному им деянию.
«Заключение, данное пробационной службой, поможет суду определиться с мерой пресечения подозреваемому», – пояснил Гаспарян.
«Кавказский узел» писал также, что 7 марта правозащитники Армении заявили о необходимости решения проблемы УДО для осужденных в Армении. По их словам, механизм условно-досрочного освобождения осужденных требует пересмотра.